Воспитание гражданина через коллектив кадетского класса
«Воспитание гражданина России через коллектив кадетского класса».
Воспитание гражданской позиции у подростков является необходимой частью современного воспитательного процесса в школе.
Сегодня жизненно важно сформировать у учеников гражданские активные, социально значимые качества. Патриотическое чувство не возникает само по себе.
Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.
Образ выпускника школы складывается из пяти потенциалов: познавательного, нравственного, коммуникативного, художественного и физического. И если говорить о нравственном потенциале, то нельзя обойтись без понятия гражданственности. Ведь выпускник школы – это, прежде всего, гражданин России. А как в современных условиях воспитать настоящего гражданина?
В поисках ответа на этот вопрос педагоги МБОУ ЕСШ №2 г. Елизова Камчатского края в 2008 году решили открыть совместно с Управлением ФСБ России по восточному арктическому району 5 кадетский класс «Пограничник». С сентября 2008 года я, Маркевич Александра Ивановна, являюсь руководителем этого класса. Создание класса направлено на формирование патриотического чувства и гражданственности у подрастающего поколения.
В своей работе по военно – патриотическому воспитанию учащихся кадетского класса "Пограничник" ставлю следующие цели и задачи:
Цели:
- сформировать системную работу на базе кадетского класса «Пограничник» (кадетский профильный класс является специализированной образовательной организацией) по воспитанию в молодом поколении чувства национального самосознания и гражданственности;
- развитие системы патриотического воспитания и обучения школьников, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов РФ;
- интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие учащихся, их адаптация к жизни общества, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще;
- организация и проведение начальной и профессиональной ориентации молодежи по выбранному профилю;
- формирование и развитие у обучающихся чувства верности гражданскому и профессиональному долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к обладанию выбранной профессией;
- пропаганда идеи тимуровского движения; развитие у кадетов чувства сопереживания проблемам общества, приобщение к активному преобразованию действительности.
Задачи:
- создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания;
- формирование патриотических чувств и сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, роли Камчатского края в судьбе России, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, свой город, свою школу;
- воспитание личности гражданина-патриота России, способного встать на защиту интересов страны, города;
- воспитать у учащихся умение нести радость людям, не быть равнодушным, всё делать не на показ, а от чистого сердца; вовлечение детей в различные виды положительной деятельности; популяризация трудовой деятельности детей. Формировать и развивать индивидуальные качества ребят через различные формы деятельности такие, как: внимательность, скромность, предупредительность и сознание собственной полезности;
- формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.
Основными направлениями патриотического воспитания учащихся кадетского класса являются:
- историческое – познание истории образования государства Российского и развития, осознание принадлежности к историческому наследию российского народа и ответственности за сохранение и преумножение его достояния, в том числе и путём выполнения конституционного долга;
- духовно-нравственное – развитие высокой культуры и образованности, осознание национальной идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных норм поведения;
- патриотическое – воспитание любви и преданности своему Отечеству, гордости за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству;
- морально-волевое – формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанного со служением Отечеству, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях, способности преодолевать тяготы и лишения будущей военной или других видов государственной службы.
К основополагающим принципам военно – патриотической работы относятся следующие:
- принцип научности, состояний в ориентации на рекомендации и выводы, выработанные мировой и отечественной наукой и практикой;
- принцип непрерывности, предусматривающий постоянное воздействие на психологию учащихся не только в учебное, но и во внеурочное (культурно–досуговое) время;
- принцип преемственности, выражающийся в линейно-циклической структуре проводимой работы в начальной, средней школе и старших классах;
- принцип интеграции, проявляющийся в сближении и связи всех образовательных дисциплин для приобретения целостных общественно-политических знаний, воспитания духовно-нравственных качеств личности;
- принцип практической ориентации (преобладание практических занятий с техникой, встречи с ветеранами, военно-полевые сборы и др.)
В кадетском классе "Пограничник" используются самые разнообразные формы военно-патриотической работы:
Поисково-исследовательские (возрождение забытых имён защитников Отечества, исследовательская работа, работа с архивными материалами).
Учебно-познавательные (встречи с ветеранами войн и тружениками тыла, уроки мужества, просмотры фильмов военно-патриотической тематики, посещения музея Боевой Славы, обелиска погибшим елизовчанам в годы Великой Отечественной войны).
Творческо-игровые (викторины на тему истории родного края, Отечества; театральные постановки военно-патриотической направленности, конкурсы военной песни «Песня в солдатской шинели». Ежегодно кадеты принимают участие в муниципальном и региональном этапе военно-спортивной игры "Победа", в краевом конкурсе на лучшую работу клубов "Юных друзей пограничников", в краевом смотре – конкурсе на лучшую организацию совместной работы образовательных учреждений и воинских частей по патриотическому воспитанию молодежи. Для кадетов проводятся военно-спортивная игры «Зарница», военно-спортивные эстафеты, "Слет мальчишек". С 2014 года кадеты стали участвовать в играх, конкурсах и сборах Всероссийского уровня: участники смены "Служить России" в ВДЦ "Океан" в г.Владивосток, Всероссийской Спартакиады по военно - спортивному многоборью "Призывники России" в г. Москва, Сбора воспитанников кадетских корпусов и школ из регионов Российской Федерации) и др.
Деятельностные (шефство над ветеранами Великой Отечественной войны, инвалидами, тружениками тыла: акции «Открытка ветерану», «Дари добро»; работа военно-патриотического клуба «Юный друг пограничника»; военно - полевые сборы).
Церемониальные (торжественный прием в кадеты, присвоение классу имени, вручение знамени классу, празднование дней воинской славы России; несение Вахт памяти у обелиска погибшим елизовчанам в годы Великой Отечественной войны; смотр строя и песни; дни Памяти и скорби; церемония Прощания со знаменем в 11 классе и др.)
Для реализации цели в работе используются следующие технологии: здоровьесберегающие, информационно–коммуникационные, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа), технология использования в обучении игровых методов, технология развивающего, проблемного обучения и разноуровневого обучения.
В октябре 2010 года правительством РФ утверждена государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». Программа разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов. Процесс воспитания и обучения в кадетском классе основывается на принципах данной государственной программы.
На основе государственной программы мною в 2008 году была составлена программа по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся кадетского класса «Кадет – будущий гражданин России». В ней разработана система мероприятий, проектов, акций, через участие в которых и происходит развитие необходимых потенциалов выпускника школы.
Познавательный потенциал развивается у кадетов благодаря участию в исследовательской, поисковой и проектной деятельности. Нравственный формируется через участие во всех мероприятиях патриотической направленности, в делах благотворительного характера. Жизнь в кадетском классе полностью построена на самоуправлении, так формируется коммуникативный потенциал. Обучение кадетов бальным танцам, изучение мировой художественной культуры, французского языка ведет к формированию художественного потенциала. Если говорить о физическом потенциале, то необходимо отметить, что программа кадетских классов предполагает обязательное посещение занятий по рукопашному бою. Весь процесс обучения и воспитания происходит строго с использованием здоровьесберегающих технологий.
С целью формирования интеллектуального творческого пространства учащихся реализуется программа «Интеллект»: в классе уделяется большое внимание работе с «одаренными» детьми.
Нравственно-эстетическое направление проходит через все воспитательные мероприятия. Это и «День знаний», и кадетские балы, «Декада защитников Отечества» и др.
Воспитательный процесс в кадетском классе «Пограничник» происходит при постоянном взаимодействии руководителя класса и пограничного отделения Елизово. Класс имеет свой уголок: здесь находится карта РФ, герб РФ, знамя РФ, гимн РФ и именное знамя класса, на одной из сторон знамени изображен герб города Елизова, здесь же находятся стенды с информацией о жизни класса. У кадетов есть свои атрибуты: форма (повседневная и парадная), шевроны, нагрудные значки, песня класса, Кодекс чести кадета, Устав класса, свои традиции (например, в День Пограничника кадеты ежегодно присутствуют на торжественном построении пограничного отделения Елизово, где начальник награждает кадетов за успехи в учебе, спорте и в познании военного дела). Редакционная коллегия класса по итогам мероприятий выпускает газеты, боевые листки, презентации.
Инструментами непрерывного воинского воспитания патриотов своей Родины также являются строй и воинская форма одежды. Ношение военной формы, содержание ее в порядке приучает к соблюдению правил личной гигиены, аккуратности, дисциплинирует ребят. Кадеты на груди носят знаки «Кадеты России», которые им вручили на 13-ом Сборе кадетских корпусов и школ России.
Кадеты обучаются в школе шесть дней в неделю с 08.00 до 18.00 ч.
В первой половине дня они изучают общеобразовательные дисциплины на расширенном уровне, с 6 класса изучается история Вооруженных сил, с 7 класса идет обязательное изучение французского языка. Во второй половине проходят следующие мероприятия: самоподготовка (ребята выполняют домашнее задание, помогают друг другу устранить пробелы в знаниях), занятия по физической подготовке, занятия в секции дзюдо, бальных танцев, кадеты готовятся к участию в проектах и акциях, оказывают помощь ветеранам, офицеры проводят уроки НВП, занятия по строевой подготовке.
С целью воспитания высоконравственной личности кадеты посещают уроки духовности, где знакомятся с основами православной культуры. Совместно с фельдшером школы для ребят проводятся биоуроки, где кадеты узнают о правильном питании, о том, как необходимо следить за своим здоровьем, о вреде курения и наркомании. Все это способствует формированию у подростков здорового образа жизни.
Управление кадетским классом осуществляется на формах единоначалия и самоуправления: администрацией школы, руководителем класса, военнослужащими, родительским комитетом, «Советом отцов» и органами самоуправления класса.
Пребывание в кадетском классе предопределяет наличие детской общественной организации и ученического самоуправления. В классе есть общественная организация «Совет кадетов» (актив класса): командир класса, командиры отделений и их помощники. Ежедневно «Совет кадетов» собирается и составляет план действий на следующий день, командир класса доводит это решение до руководителя класса.
В классе существует такая форма работы, как «Суд товарищеской чести». Здесь ребята в комфортной обстановке беседуют друг с другом о правонарушениях своих одноклассников, помогают им исправить сложившуюся ситуацию. Через данную воспитательную форму работы мы решаем следующие задачи: умение анализировать деятельность личности, воспитание толерантности к окружающим.
Для формирования активной гражданской позиции у кадетов командир класса и командиры отделений входят в состав Совета старшеклассников школы, ребята являются членами регионального актива Российского движения школьников, где кадетам предложено организовывать и контролировать патриотическую работу.
С целью воспитания у кадетов чувства нравственности, гражданственности, ответственности решением класса Дмитрий Ярошенко, чемпион мира по биатлону, бывший ученик нашей школы, стал почетным кадетом класса. При встрече ребята ему докладывают о своих успехах.
В России благотворительность, дела милосердия имеют многовековую традицию. Класс решил оставить в памяти имя одного из жителей города Елизова, погибшего в Чечне при исполнении служебного долга. Решением представителей власти кадетскому классу «Пограничник» было присвоено имя Евгения Морозова. Он посмертно награжден Орденом мужества. Теперь ребята оказывают помощь матери Евгения, ухаживают за мемориальной доской, а Светлана Александровна Морозова стала постоянным гостем на всех мероприятиях класса.
В 2009 году кадетский класс принят в краевую молодежную организацию при Пограничном Управлении ФСБ РФ клуб «Юных друзей пограничников». С 2016 года класс сотрудничает с патриотическими движениями детей и молодежи России: с Российским движением школьников и военно-патриотическим центром «Вымпел» (г. Москва). Кадеты стали участниками акции РДШ «Приседай на здоровье», приняли участие в конкурсе на лучшую речевку и эмблему РДШ и др.
Активную помощь в работе класса оказывают родители и шефы. Работа в классе построена по принципу: воспитание кадетов, будущих граждан России, – это не только дело педагогов, но и их родителей, шефов. Родители организуют каникулярный отдых, досуг, экскурсионные поездки. Они не только помогают организовывать мероприятия, но и принимают сами в них активное участие. Это командные военно-спортивные игры, отдых на базах отдыха, поездки за пределы Камчатского края.
Шефы класса постоянно организуют экскурсии. Кадеты побывали на боевых кораблях, в музее Управления ФСБ РФ, на пограничных заставах. Офицерами проводятся классные часы, занятия по НВП, военные игры, спортивные эстафеты, экскурсии, беседы. Два раза в год для кадетов организуются военно–полевые сборы, ежегодно проходит игра «Зарница». Кадеты принимают активное участие в муниципальных и региональных конкурсах и смотрах. В 2009 году кадеты стали призерами, а в 2010 и 2013 победителями краевого смотра – конкурса на лучшую организацию совместной работы образовательных учреждений и воинских частей по патриотическому воспитанию молодежи. Ежегодно кадеты демонстрируют итоги своей работы по патриотическому воспитанию на краевом смотре – конкурсе среди лучших клубов "Юных друзей пограничников". По итогам смотра – конкурса в 2010 и 2011 г. класс получил дипломы 2 степени, а в 2013 г. и 2014 г. стал победителем. Одним из этапов этого конкурса является конкурс инсценированной песни. При подготовке к таким мероприятиям мы развиваем у подростков художественный потенциал (кадеты сами исполняют песню, танцуют, как настоящие актеры разыгрывают сцены боевых действий, среди инсценировок были «Брестская крепость», «Девятая рота», «Блокадный Ленинград»).
Реализация программы «Кадет – будущий гражданин России» предполагает постоянное участие кадетов в различных проектах и акциях, направленных на формирование у учеников гражданской активности, социально - значимых качеств. Один из таких проектов «Тимуровское движение». Работать в этом направлении мы начали в 5 классе в 2008 году. Первым мероприятием стала акция « Военный орден в твоей семье». У кадетов нашего класса есть бабушки и дедушки ветераны войны. Ребята познакомились с бабушками и дедушками своих одноклассников, узнали об их жизни в годы войны. Теперь ребята заботятся о них и оказывают им посильную помощь. Кадеты ежегодно участвуют в акции «Открытка ветерану», они изготавливают подарки ветеранам своими руками и вручают им в День Победы. Девиз тимуровской работы в нашем классе: « Береги тех, кто жив. Помни тех, кого нет». По итогам акции «Тимуровское движение» был собран материал и выпущена книга, посвященная ветеранам Великой Отечественной войны. (См. Приложение)
С целью воспитания гражданственности, чувства патриотизма, гордости за свою Родину кадеты проводят Уроки мужества в дни воинской славы для учащихся школы. В рамках акции «Память» ежегодно принимают участие в параде 3-х поколений: торжественным маршем проходят по главной площади города, стоят в почетном карауле, несут Вахты памяти. 30 марта 2016 года кадеты приняли участие в возложении цветов к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду в городе Москва.
Проект «Кадет - старший брат младшего школьника» проходит в рамках шефства кадетов над учащимися начальной школы, для них проводятся циклы классных часов, посвященных памятным датам в истории России, знакомству с историей кадетского движения.
Принимая участие в социально – значимых мероприятиях, мы формируем чувство толерантности у подростков. Кадеты являются друзьями детей с ограниченными возможностями из Елизовского дома – интерната. В рамках благотворительного проекта «Наш принцип – бескорыстие, наш путь – милосердие» кадеты приезжают с концертами и подарками к детям - инвалидам. Предварительно с учениками были проведены дискуссии: «Что такое толерантность?», « Мир вокруг меня: какой он?» и др.
Кадеты с 5 класса постоянно принимают участие в муниципальных и краевых акциях, слетах и конференциях. Кадеты на краевой конференции «Молодых лидеров Камчатки» получили Диплом I степени за участие в краевой благотворительной акции «ДАРИ ДОБРО», диплом III степени в краевом маршруте «Наши шефы», диплом II степени за участие в краевой конференции «Молодых лидеров Камчатки», приняли участие в краевом форуме «Скажи с нами коррупции - нет!», где получили диплом 1-ой степени, были участниками выездного семинара «Молодежная политика» г. Елизова.
Мы воспитываем у кадетов чувство гражданственности, любви к малой родине. В классе был разработан и реализован проект «Сбережем природу Камчатки!» Так в 2013 году в городе Елизово был выставлен баннер с плакатом «Мы не хотим такого наследия», на котором кадеты призывают беречь природные ресурсы родного края. Ежегодно ребята принимают участие в краевой акции «Помоги птицам». Кадеты изготавливают кормушки для птиц, которые размещают на территории школы. В 2014 году кадеты приняли участие в международном Дне тигра в городе Владивосток.
В сентябре 2012 года по предложению Главы Елизовского муниципального района Шергальдина Андрея Андреевича класс принял участие в акции Общероссийского народного фронта « Поможем Камчатке вместе». Силами кадетов была проведена уборка детского парка г. Елизова от мусора.
Кадеты постоянно встречаются с ветеранами Афганской и Чеченской войны. Ребята частые гости у Главы города Елизова. 9 декабря ежегодно кадетов приглашает Глава города Елизова А.А. Шергальдин и вдова Г.С. Кузнецова А.И. Кузнецова на мероприятия, посвященные Дню героев. Подобные мероприятия оказывают огромное эмоциональное воздействие на ребят, вызывают чувство гордости за своих близких, участников величайших событий истории.
Результатом воспитания учеников кадетского класса «Пограничник» (на базе данного класса и происходила реализация программы «Кадет – будущий гражданин России») стали следующие достижения: кадеты входят в состав Совета школы, актив регионального отделения РДШ. За свою работу патриотической направленности класс получил более 35 дипломов и грамот, благодарственных писем различного уровня, 15 кубков. Каждый ребенок в классе имеет дипломы и грамоты за участие в мероприятиях гражданской направленности. За воспитание гражданственности и чувства патриотизма у подрастающего поколения руководитель класса награждена Начальником пограничного Управления ФСБ России нагрудным знаком «Отличник пограничной службы 3 степени», оргкомитетом Международного Форума "Инновации и развитие" нагрудным знаком "Отличник образования России", знаком Думы Елизовского муниципального района "За любовь к детям". Кадеты являются победителями и призерами соревнований по дзюдо, бальным и современным танцам. Ежегодно участвуют в Эстафете мира. Ребята - неоднократные победители краевого смотра–конкурса на лучшую организацию совместной работы образовательных учреждений и воинских частей по патриотическому воспитанию молодежи, краевого смотра "Лучший клуб "Юных друзей пограничников». В 2014 году кадеты стали призерами краевого финала военно – спортивной игры «Победа-2014». В 2014 году ребята представляли Камчатский край во Всероссийском лагере «Океан» на смене «Служу России!», где команда класса «Пограничник» заняла первое место в соревнованиях по медико-санитарной подготовке. В личном зачете Лоза Павел и Маркевич Илья стали победителями в соревновании «Комплексное силовое упражнение», а в соревновании «Разборка – сборка АК-74» 1 место занял Сукач Василий. В марте 2015 года кадеты приняли участие в финале Всероссийской спартакиады «Призывники России– 2015» в Москве, где показали высокие результаты. Один из кадетов за активное участие в общественной жизни края награжден грамотой президента клуба руководителей пограничных ведомств в г. Москва. Командир класса Маркевич Илья в 2013 году признан Лучшим кадетом России.
В июне 2015 года состоялся выпуск 11 кадетского класса «Пограничник». За все время обучения в классе не было неуспевающих. Кадеты являлись победителями и призерами муниципальных и региональных этапов Всероссийской предметной олимпиады. Ребята выезжали на российские и международные предметные олимпиады, являлись стипендиатами Главы Елизовского района. В классе не было правонарушений. В 2013 году один кадет поступил в Санкт–Петербургское суворовское училище. По окончании обучения кадеты показали высокие результаты. Из 17 человек 15 человек окончили школу на 4 и 5. 4 человека получили медаль «За особые успехи в учении». Все кадеты класса «Пограничник» поступили в ВУЗы страны, из них 30 % кадетов стали курсантами высших военных учебных заведений.
Данные мониторингов (см. Приложение) показывают, что поставленные задачи выполнены. Патриотическое воспитание в кадетском классе "Пограничник" им. Евгения Морозова МБОУ ЕСШ №2 г. Елизова имеет чётко обозначенную линию: кадет - будущий гражданин России. Ожидаемые результаты достигнуты.
Необходимо отметить, что по завершении обучения в средней школе кадеты соответствуют идеальному «образу выпускника», у которого сформированы все пять вышеперечисленных потенциалов.
1 сентября 2016 года МБОУ ЕСШ№ 2 города Елизова совместно с Пограничным Управлением ФСБ России по восточному арктическому району был открыт второй кадетский класс «Пограничник». Педагогическим советом МБОУ ЕСШ №2 г. Елизова принято решение о продолжении работы по программе "Кадет - будущий гражданин России", так как она показала высокие результаты реализации. Решено внести в программу дополнения, связанные с устранением недочетов, выявленных в ходе реализации программы, с внесением дополнений, связанных с переходом образовательных учреждений на стандарты второго поколения, и определить новый срок ее реализации 2015- 2022 год на базе 5 кадетского класса "Пограничник" им. Евгения Морозова МБОУ ЕСШ №2 г. Елизова.
Всего за один год существования 5 кадетский класс "Пограничник" показал следующие результаты. Команда 5 кадетского класса «Пограничник» в 2016 году стала участником общероссийского XIII Сбора воспитанников кадетских корпусов и школ регионов в г. Москва. По итогам Сбора класс занял 1-е место в смотре строевой песни и 2-е место в строевой подготовке, 3-е место в викторине по истории ВОВ и 2-е место в спортивных состязаниях. Кадеты стали призерами муниципального этапа игры "Победа - 2016", краевого смотра "Лучший клуб "Юных друзей пограничников", призеры фестиваля-конкурса на лучшую организацию совместной работы по патриотическому воспитанию образовательных учреждений и воинских частей.
По итогам окончания учебного года в классе из 27 человек 3 отличника, 22 кадета закончили год на 4 и 5. В классе нет правонарушений.
Класс продолжает традиции, начатые их старшими товарищами. В течение года кадеты боролись за право носить имя Евгения Морозова. 28 марта 5 кадетскому классу в торжественной обстановке было присвоено имя жителя нашего города, погибшего в Чеченской республике, Евгения Морозова.
Для успешного достижения поставленных целей и задач я постоянно совершенствую свои знания на курсах повышения квалификации как в очной форме, так и дистанционной. Являюсь участником конференций и форумов по вопросам современного школьного образования. В сентябре 2014 года представила свой опыт работы по патриотическому воспитанию на семинаре - практикуме, проходившем в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении "Всероссийский детский центр "Океан" в рамках тематической программы "Служить России!". В ноябре месяце 2014 года я стала участником третьего Всероссийского образовательного форум «Школа будущего. Проблемы и перспективы развития современной школы в России», который прошел в городе Санкт–Петербурге. По итогам работы третьего Всероссийского форума МБОУ ЕСШ №2 г.Елизова награждена золотой медалью и дипломом лауреата конкурса «100 лучших школ России». В 2015 году выступила с темой «Роль и значение патриотического воспитания молодежи в современном обществе» на Международном Форуме «Инновация и развитие» в г. Москва. По результатам работы форума награждена нагрудным знаком "Отличник образования России". В сентябре 2016 года представила деятельность кадетского класса «Пограничник» и результаты реализации авторской программы «Кадет – будущий гражданин России» на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Делай, как я!», который проходил в городе Москва, и стала победителем в одной из номинаций.
Систематически провожу публичную презентацию собственного опыта по патриотическому воспитанию. Делюсь методическими разработками, советами с коллегами на сайтах "Открытый класс", «Инфоурок». Имею собственный сайт, где размещаю разработки презентаций и мероприятий.
Список литературы.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», 2010 год.
Концепция военно-патриотического воспитания молодёжи. Л.Б.Железнова, 1998 год.
Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы. – М.: ВАКО, 2009. – 192 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005.
Беспятова Н.К., Яковлев Д.Е. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков. – М.: Айрис-пресс, 2006.
Белибихина Н.А., Калитвенцева Л.А., Попова Г.П. патриотическое воспитание школьников. 5-11 классы: устные журналы, тематические вечера, литературные композиции. – Волгоград: Учитель, 2007.
Растим патриотов. Сборник методических разработок по патриотическому воспитанию детей и подростков, №. Администрация Курортного района Санкт-Петербурга. Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей. Зеленогорский дом детского и юношеского творчества. Зеленогорск, 2012.
15