Воспитание гуманности через родительский коллектив

Воспитание гуманности через родительский коллектив


«При воспитании детей не нужно настраивать их на то, чтобы они везде занимали главенствующую роль. Вместо того чтобы растить детей в духе соперничества, мы должны воспитывать у них стремление приносить людям пользу, дух товарищества, доброту и любовь. Делать это надо не нравоучениями, а примером родителей»
Б.Спок

Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. И сегодня современным родителям нужна помощь, т.к. отсутствие знаний по педагогике и психологии ведёт к ошибкам, непониманию, а значит безрезультативности воспитания. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. На родительских собраниях говорю не только об учебе и поведении, но и о гигиене, режиме, домашнем чтении, трудовом воспитании, об этикете, о том, как похвалить другого человека или сделать комплимент, о внешности, умению следить за ней и вкусе, постоянно напоминаю родителям о том, чтобы не забывали проявлять интерес к делам ребенка, не забывали ласкать его и хвалить даже за маленькие удачи.
Во 2 классе провожу совместное собрание родителей с детьми «Педагогика сотрудничества». Дети выступают в роли директора школы, учителей; учат родителей, как их надо воспитывать, как правильно задавать вопросы о школьной жизни, проявлять заинтересованность.
В связи с тем, что класс получился неоднородным по составу (24 мальчика и 7 девочек), по образовательному уровню, по национальности (были в нем азербайджанец и армяне, которые практически не говорили по-русски), очень много ребят из неполных семей,- была необходимость воспитывать человечность, отзывчивость, культуру как детей, так и родителей в духе братства народов и формировать культуру отношений в многонациональном коллективе. Чтобы наладить тесные контакты с семьями учащихся и познакомиться с национальными семейными традициями и предупредить национальные конфликты провела семейный праздник «Дружба народов», где выступили семьи разных национальностей (в классе были русские, армяне, азербайджанец, украинка, дагестанец, киргиз, белорус). Дети и их родители рассказали о своей стране, культуре, пели песни и читали стихи на родном языке и угощали блюдами национальной кухни. Поэтому класс стал дружный, отношения между детьми ровные, товарищеские, серьезных конфликтов не бывает.

Чтобы начать работу по воспитанию гуманности, надо знать черты характера ребёнка и взаимоотношения их с родителями.
На собраниях с родителями провожу такие тесты:
Для изучения личности ребёнка прошу написать в 2 колонки списки положительных и отрицательных черт своего ребёнка. Эта работа направлена на поиск положительных черт личности ребёнка и его принятие. (Родители очень быстро заполняют столбик с отрицательными чертами.)
Написать несколько фраз, наиболее часто встречающихся при взаимодействии с ребёнком и проанализировать их. Это для того, чтобы изучить себя, родителя, как воспитателя.
Написать не менее 10 качеств, которые нравятся в своём ребёнке. Это задание даю в 3 или 4 классе, т.к. дети взрослеют, и родители не понимают и не принимают ребёнка.
4. Написать несколько собственных качеств как компетентного родителя. Это задание нужно для того, чтобы родители посмотрели на себя как на родителей и повысили свою самооценку, а также проанализировали, что не получается.

На каждом собрании есть совет или высказывание, записанные на доске. Например,
Мы приучаем ребенка говорить «спасибо». Но научите его и старомодному слову «благодарю». Время от времени говорите ребенку: «Благодарю тебя».
Говорите сыну или дочери: «Людям должно быть с тобой легко». Не бойтесь повторять это.
Люди на телеэкране – это гости вашего дома. Вы же не высмеиваете гостей, как бы глупо они ни выглядели? Поосторожнее и с домашней критикой телепередач.
Когда вы о чем-нибудь просите сына или дочь, стоит добавить: «Если это тебя не затруднит». Вежливость воспитывается только вежливостью и ничем другим.
Руссо считал, что ребенок должен знать: насколько он будет хорош с окружающими, настолько и они будут с ним хороши.
Самая лучшая наследственность – воспитанность.
Что в детстве воспитаешь, на то в старости и обопрёшься.
Кто без призора с колыбели, тот всю жизнь не при деле.

Родители читают совет или высказывание с доски. Обговаривают его, и переписывают его в свои блокнотики, с которыми мы договаривались приходить на все собрания с 1 класса.


А еще я провожу с детьми и родителями уроки. Все уроки из цикла «Этическая грамматика». Тематика уроков различна, но по воспитанию гуманности (человечности в общественной деятельности, в отношении к людям) уроки такие:
«Будем беречь друг друга»
«Дружим с добрыми словами»
«Любим добрые поступки»
«Отворите волшебные двери добра и доверия»
«О настоящем и поддельном»
«Тепло родного дома», «Как решать семейные проблемы». На этом уроке называем проблемы и решаем их. Получается примерно следующее:
Чтобы не произошла ссора
- в решающий момент себя сдержать и конфликта избежать
- стараться проявить терпение, чтобы услышать другое мнение
Чтобы не было крика
- не грубить и не буянить, грубость может сильно ранить
- «вежей» быть со всеми и во всем, и обязательно сейчас, а не потом.
Чтобы нравилось быть дома
- считаться с настроением другого, как человека дорогого
- баловать других своей любовью
- соблюдать домашние традиции.

Закончить хочется советом родителям:
Самое трудное в воспитании – научить детей человеколюбию. Любить людей бывает трудно. Хвалите ребенка, но еще чаще хвалите людей в его присутствии, -
такова одна из целей моей работы с родителями.

Литература
Журнал «Начальная школа: плюс-минус» № 8 2001, с.57-67
Методическое пособие для учителей начальной школы «Этическая грамматика» М, 1991.«Учительская газета», рубрика «Родительская газета», 1988.