Урок качества. Чудо Кубанской земли — хлеб
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 1"
Урок качества.
"Чудо Кубанской земли - хлеб"
автор:
Тарасова Светлана Викторовна
учитель начальных классов
Номинация: на лучшую разработку цикла Уроков качества в
1- 4, 5 - 9, 10 -11 классах и тематических внеклассных мероприятий
Категория: учителя начальных классов с разработками цикла Уроков качества для учащихся 1 - 4 классов.
ст. Тбилисская 2014 год.
Конспект урока качества: "Чудо Кубанской земли - хлеб"
Цель: воспитание бережного отношения к хлебу.
Задачи:- формирование представлений о том, как делают хлеб;
-представление значимости хлеба в рационе питания;
-формирование чувства гордости за богатства родной Кубани.
Оборудование: презентация, картинки с изображением этапов выращивания хлеба, таблички с названиями профессий, слова на доске: Халва, ладонь, ель, белка, мультфильм про девочку которая наступила на хлебную корку.
Ход урока
1.Актуализация знаний.
Учитель: Тему сегодняшнего занятия вы узнаете, если внимательно прочитаете слова. (на доске открывается запись)
ХАЛВА ЛАДОНЬ ЕЛЬ БЕЛКА
Учитель: Запишите первую букву каждого слова. Какое слово получилось?(Хлеб)
«Ломоть хорошо испечённого пшеничного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума» - так говорил русский учёный К.А.Тимирязев.
Действительно, простое, казалось бы, дело – приготовить хлеб, а сколько труда, сколько знаний и изобретательности потребовало оно от людей.
Страшно представить, что хлеба нет. А как жить?
Мы с гордостью можем сказать: ХЛЕБ – ЭТО ЖИЗНЬ.
2. Самоопределение к деятельности. Постановка учебной задачи.
Краснодарский край – один из наиболее успешно развивающихся регионов России. Кубань давно стали называть «Житницей России». От слова «жизнь».
Кубань получает стабильный высокий урожай зерновых культур, а 2002 год стал рекордным в этом отношении: более 8 млн. тонн – таков был вклад хлеборобов края в общероссийский каравай.
Ученик: Дорогой друг. Каждый раз, беря кусочек хлеба в руки, проникнись глубоким уважением к труженикам полей. (показ слайда)
Обсуждение значений пословиц о труде.
3. Открытие новых знаний.
Учитель: -А сейчас мы с вами поиграем и профессии узнаем, что хлебу на стол прийти помогают. Посмотрите на доске таблички с названиями различных профессий. Выберите, те которые на ваш взгляд, имеют отношение к хлебу. Объясните свой выбор.
Артист, тракторист, повар, пекарь, учитель, комбайнёр, механизатор, мельник, кондитер. и т.д. Показ слайда.
Физминутка.
Зёрнышко.
Облако,облако!
Белое, хорошее,
Подари нам облако, капельку дождя
(дети поднимают руки)
Маленькое зёрнышко
Нами в землю брошено
(дети изображают сеятелей)
Маленькому зёрнышку без воды нельзя!
4.Работа в парах. (Дети получают пословицы о хлебе, после обсуждения в паре рассказывают значение)
Учитель. - И действительно, сколько труда вкладывается в каждую крошку хлеба.
Хлеб нам дорог не только как продукт питания, именем хлеба люди клянуться, хлебом-солью встречают дорогих гостей. Он вошёл в поговорки, в язык народа.
Дармоеда, тунеядца называли хлебоежей.
«Больного стало хлебить»,-говорили о выздоравливающем. У которого появился аппетит.
«Работные дети отцу хлебы»,-нахваливали неленивых. И по сей день говорим мы «хлеб насущный», «зарабатывать на хлеб».
Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
Плох обед, коли хлеба нет.
5.Применение полученных знаний.
Одному из учеников заранее даётся информация для выступления.
Ученик.Что такое «хороший сорт пшеницы»? На этот в течении всей своей долгой жизни пытался ответить Пётр Пантелеймонович Лукьяненко, создатель всемирно известных сортов, которого земляки – кубанцы называли «хлебный батько». Родился он в 1901 г. в ст. Ивановской. Наука, которой всерьёз занялся Павел Лукьяненко, называется селекция. Он мечтал создать новый сорт пшеницы. А для этого решил скрестить сорта. Привезённые из разных уголков земли. Лукьяненко вывел знаменитый сорт «безостой - 1». Его колос тяжелее обычного, зёрен в нём больше. При этом ни дождь, ни ветер, не могут положить его на Землю. Зерно не осыпается, урожайность в несколько раз выше, чем у других сортов. Лукьяненко был избран академиком Академии наук СССР, дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда. Он продолжал работать, выводил новые сорта.
6. Закрепление.
Учитель.- Ребята, давайте посмотрим внимательно небольшой мультфильм про девочку, которая наступила на хлеб, а потом обсудим, как мы с вами должны беречь каждый кусочек хлеба.
После просмотра идёт обсуждение, вывод о значении хлеба в нашей жизни.
Учитель:
- Много труда вложено, чтобы хлеб к нам на стол пришёл. Сколько кубанских хлеборобов трудятся каждый день!
Вырос в поле колосок,
Из земли вбирая сок.
Сжатый бережно рукой,
Стал на мельнице мукой.
Из муки той хлебопёк
Хлеба мягкого испёк.
Столько вложено в нём сил-
А ты разок лишь откусил.
Все вместе: Не кидайте хлеб, уважайте труд людей!
Рефлексия: каждому ребёнку даётся нарисованный на бумаге колосок, на котором каждый пишет пожелание и обещание беречь хлеб.