Человек и мир. Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли вокруг Солнца
Тема урока: Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли вокруг Солнца
Цели урока:
— формировать представление о вращении Земли вокруг своей оси как причине смены дня и ночи, годовом движении Земли вокруг Солнца при наклонном положении оси как причине смены времен года;
— содействовать осознанию учащимися причинности всех явлений на Земле, развитию умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения;
— воспитывать чувства удивления и восхищения мудростью природы.
Оборудование: глобус, настольная лампа, теллурий, карандаши, рисунки для моделирования сезонных картин или картины с изображением времен года.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Фронтальный тестовый опрос по заданиям.
Продолжите предложения:
Солнце – звезда, а Земля – …
В состав Солнечной системы входят …
Солнце – раскаленный, светящийся, газообразный шар, а планеты – это твердые, …
Земля в Солнечной системе занимает самое …
На Земле есть все, что необходимо для существования жизни: воздух, …
Устный индивидуальный опрос
— Расскажите, что вы знаете о планете Земля.
Представление рисунков, подготовленных учащимися.
3. Изучение нового материала
Разгадывание загадок и беседа по вопросам учебника на стр. ….
— Кто же виновник смены дня и ночи на Земле?
— Как вы думаете, почему происходит смена дня и ночи?
Практическая работа для проверки предположений учеников (план практической работы приведен в учебнике).
— Сделайте вывод и сравните его с текстом учебника.
Закрепление материала
— Ответьте на вопросы после текста учебника.
Физкультминутка «Слышим – делаем»
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз – наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клен.
В лесу темно,
Все спят давно.
Все птицы спят,
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
Большая голова,
На суку сидит,
Головой вертит,
Во все стороны глядит,
Да вдруг – как полетит!
Совушка-сова.
Выяснение причин смены времен года. Учитель предлагает детям два схематических рисунка (при наличии рисунков-деталей рисунок моделируется на доске).
На одном рисунке показано зеленое дерево, цветущее травянистое растение, летает бабочка.
На втором – снежная баба, заяц-беляк под кустом, дерево без листьев.
— На каком рисунке какое время года?
— Но чего не хватает на рисунках?
Учитель заготавливает рисунки летнего и зимнего Солнца (летнее Солнце может быть более ярким, улыбающимся, с цветным зонтиком: зимнее Солнце может быть в шапке, в валенках, менее яркое)
— Расположите рисунки Солнца на соответствующие сезонные картины.
Учитель обращает внимание, чтобы рисунок Солнца был расположен на соответствующей высоте относительно дерева.
— Почему Солнце размещено на разной высоте?
— Почему происходит смена времен года?
Чтение текста учебника.
Практическая работа по учебнику.
Обсуждения результатов практической работы.
— Нарисуйте рисунок в тетради, иллюстрирующий положение Земли относительно Солнца, когда в северном полушарии лето или зима.
Работа в парах по заданиям рубрики «Порассуждай».
4. Подведение итогов
Игра «Верно – неверно». Когда ученики согласны с тем, что говорит учитель, хлопают в ладоши трижды и говорят «Да-да- да», когда нет – машут руками и говорят «Нет-нет-нет».
– Причиной смены дня и ночи является движение Земли вокруг Солнца.
– Смена дня и ночи происходит потому, что Земля вращается вокруг своей оси.
– Земля совершает полный оборот вокруг своей оси за сутки, т.е. 24 часа.
– Смена дня и ночи была бы и в том случае, если бы не было Солнца.
– Смена времен года происходит потому, что Земля двигается вокруг Солнца при наклонном положении земной оси.
– Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.
5. Домашнее задание
Прочитать тексты по теме Вращение Земли вокруг своей оси. Движение Земли вокруг Солнца, ответить на вопросы к ним.
Для желающих: нарисовать Солнце, каким оно представляется в разное время года.