Урок ИЗО обобщающий по теме Каждый народ земли — художник
"Каждый народ земли — художник" (конспект урока)
Разделы: ИЗО
Класс: 4.
Учитель: Телепнева С.В.
Тема по самообразованию: « Развитие творческих способностей на уроках в начальной школе»
Тема четверти: “Каждый народ земли – художник”.
Тема урока: “Обобщающий урок. Каждый народ земли – художник”.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма проведения: дизайнерская мастерская.
Цель:
1.(Образовательная) повторить и закрепить знания, умения и навыки детей по изученной теме.
2.(Развивающая) развивать внимание, память, наблюдательность, мелкую моторику. Развивать коммуникативные навыки в дизайнерском искусстве. Развивать интерес к искусству других народов.
3.(Воспитательная) воспитывать уважение к искусству и традициям других народов.
Коммуникатив-ные УУД.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы
Познавательныеные УУД.
Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные УУД.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Личностные.Формирование духовных и эстетических потребностей
Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему мир
Оборудование и учебные наглядные пособия:
1. Для учителя:
зрительный ряд: слайды с изображением архитектуры, природы, одежды изучаемых стран;( сказочные герои и герои мультфильмов)
музыкальный ряд: народная японская и греческая, средневековая музыка (“Сиртаки”, “Сакура”).
2.для учащихся: презентации с архитектурными постройками, разными видами одежды, посуды.
План урока
1.Орг. момент. Организация класса. Мотивация учебной деятельности. 3 мин.
Сообщение темы и целей урока. ------------------------------------------------------------------2мин.
Показ презентаций___________________________________________________мин
2.Повторение и обобщение знаний. --------------------------------------------------------------7мин.
3.Практическая работа. ------------------------------------------------------------------------------16мин.
4.Игра “Художник – Зритель”. ----------------------------------------------------------------------3мин.
5.Подведение итогов. ---------------------------------------------------------------------------------2мин.
Ход урока
2. Организационный момент. Встали подровнялись, вышли из-за парт, посмотрели на свои рабочие места. У вас все готово к началу урока? (Да). Ребята у нас сегодня гости. Пожалуйста повернитесь и поздоровайтесь.
Вы сюда пришли учиться,Не лениться, а трудиться.Работайте старательно,Слушайте внимательно!
Сообщение темы и целей урока.
Откройте учебники на странице … Что вы видите?( Тема закончилась.) Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?( Подводить итог).
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме “Каждый народ Земли - художник”.
Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:
Я буду внимателен
Я буду старателен
Я буду трудолюбив
Я буду доброжелателен
Я буду активен
Мы вновь поговорим о многообразии художественных культур в мире, совершим увлекательное путешествие по разным странам мира и даже перевоплотимся в дизайнеров. И делать мы будем это не просто так.
Дело в том, что ко мне обратилось туристическое агентство “Вокруг света” с необычной просьбой: помочь в оформлении рекламного буклета. Агентство разрабатывает новый экскурсионный маршрут “Три великие культуры: Греция, Япония, Средневековая Западная Европа”. А я хочу сделать этот проект вместе с вами.
2.Повторение и обобщение знаний.
- Чтобы рассказать о культуре любой страны, там нужно побывать в роли экскурсоводов.
Поэтому мы начнём выполнение заказа с увлекательной экскурсии. В роли экскурсоводов будите вы .Во Время экскурсии мы увидим много интересного, услышим много нового.
Я, приглашаю первого экскурсовода.
Просмотр слайдов.
- Наше путешествие мы начнём с Греции.
Я, предоставляю слово…
- А сейчас мы посетим страну восходящего солнца. Догадались какую? (Япония).
Традиция любования сакурой очень древняя.
Смотрю вокруг и вижу:Розовая дымкаОбволокла уставший садНо вишни цвет задумчивый,И нежный-А это значит вновь пришлаВесна.Туман весенний, для чего ты скрылТе вишни, что окончили цветеньеНа склоне гор?Не блеск нам только мил,-И увяданье миг достоин Восхищенья!Ки-Но Цираюки.
- на какое наше дерево похожа сакура? (вишня).
- А сейчас давайте поговорим о средневековой Западной Европе.
- Какие современные страны находятся на территории Западной Европы? (Франция, Германия, Англия, Испания.)
- Сохранившиеся старые замки относятся к тому периоду.
- Давайте вспомним, как был устроен средневековый город?
- Что строили в центре города? (соборы).
- Как называли вход в собор? (портал).
- Чем было заполнено пространство окон в соборах? (цветными стёклами).
- Как это называется? (витраж).
- Как называется окно круглой формы? (роза).
- Каково своеобразие в одежде средневековья? (обувь с длинными носами, высокие головные уборы).
- Наша экскурсия подошла к концу и нам пора преступать к работе.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
3. Практическая работа.
Внимание первое задание.
Класс объединим в группы.
Первая группа дизайнеры Греции.
Вторая группа Япония.
Третья группа Средневековье.
Второе задание. На доске вы видите заготовки (картинки) с изображением разных архитектурных построек и людей в разных костюмах, кувшин. Ваша задача – выбрать – только те архитектурные постройки, которые соответствуют одной культуре.
Третье задание. - А сейчас вы – дизайнеры.
Мир прекрасен благодаря краскам. Ваша задача разукрасить выбранные Вами рисунки.
- Критерии оценки и отбора работ ( на доске):
Правильный выбор..Лучшее цветовое решение.
4. Игра “Художник – зритель”.
- Давайте посмотрим на наши работы.
- Удалось ли нам совместить разные культуры и выполнить заказ туристического агентства?
- Понравились работы?
- Какая, по вашему мнению, наиболее удачная?
- Мне понравились ваши работы, и я предлагаю отдать в агентство все наши дизайнерские разработки, пусть их художественный совет тоже выберет, и узнаем, совпали ли наши мнения и какая работа в итоге войдет в рекламный буклет.
5. Подведение итогов.
- Давайте вспомним, какова же была тема нашего урока?
- Соответствовала ли наша работа на уроке теме?
Что мы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Последний вопрос. Скажите где вы встречались с изображением архитектурных построек? ( Правильно в сказках и мультфильмах).
Сегодня я узнала… Для меня было открытием, что … Я получила от проекта… На мой взгляд удалось… я хочу на уроке… Мне было интересно… Мне было трудно… Теперь я могу… Я почувствовала, что … Я приобрела… Я научилась… Я смогу… Меня удивило… Я попробую… На уроке было важным… Мне захотелось… Мне сегодня удалось…
- А теперь я хочу узнать, запомнилась ли вам экскурсия? Сумеете ли вы теперь различить культуру этих стран? Кто из вас самый внимательный? Итак, вопрос – ответ – только не хоровой!
- Кто может назвать столицу Греции? (Афины).
- Что такое Акрополь? (обрывистый холм, где была городская крепость).
- Самый прекрасный храм Древней Греции? (Парфенон).
- Откуда мы знаем о жизни древних греков? (изучая росписи ваз).
- Почему она так называется? (на востоке восходит солнце).
- Что изображено на флаге страны? (солнце).
- Посмотрите внимательно, кто знает, как называется самая известная гора Японии? Правильно это Фудзияма.
- Что японский народ ценит больше всего? (природу).
- В чём своеобразие природы Японии?
- Что самое знаменитое построили японцы? (сады).
- Как называется здание японского храма? (пагода).
- Как называется национальная одежда? (кимоно – платье-халат).
- Традиционные цвета кимоно? (мужчины – холодные цвета, женщины – тёплые).
- С чем сравнивают японцы своих женщин? (цветы, бабочки).
- Цветение, какого растения собирает наибольшее количество туристов? (сакуры).
1. Я стою на вершине горы Фудзияма. В какой стране я нахожусь?(Япония)
Пояснительная записка
Тема урока Посещение «Музейного Дома». Франц Марк «Птицы». Велимир Хлебников. Кузнечик
Тип урока интегрированный
Предмет Литературное чтение
Класс 4, общеобразовательной школы
УМК «Перспективная начальная школа»
Учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова, 4 класс, часть 2.
Мотивация урока Данный урок является продолжением темы «Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда». На уроке дети знакомятся с работой Франца Марка «Птицы» с произведениями В. Хлебникова и И. Гамазаковой,
Формы работы применение ИКТ, работа в парах, проблемные ситуации, поиск решения проблемы.
Автор урока Дейкова Г.Г.
Должность учитель начальных классов
Образ –ое учреждение МБОУ СОШ п Токи.
Конспект урока
Цели урока Создание условий для умения рассматривать картины художников и чтения стихотворений еще неизвестных поэтов, размышлять о том, что хотел выразить автор картин манерой письма, цветом, а поэты словами, выражениями, закреплять умение отстаивать свою точку зрения с опорой на текст, на картину.
Задачи урока для учителя 1. Закрепить интерес к изучению неизвестного материала, создать условия для возникновения желания узнать больше, высказывать свою точку зрения.
2. Познакомить ребят с произведением незнакомого автора: В. Хлебниковым3.Формировать умение видеть красоту в обычном через художественные и поэтические произведения.
4. Создание условий для учебного сотрудничества ( учитель – ученик, ученик – ученик- учитель)
4. Тренировать умение выполнять правила работы в парах.
Задачи урока для учащихся. 1.Закреплять умение рассматривать репродукции картин, определять автора, местонахождение картины, год появления .2.Обогащать речь учащихся, ее выразительность и точность высказываний мысли.
3.Создать условия для развития таких базовых качеств личности, как ответственность за собственный выбор и результат своей деятельности.
Ожидаемые результаты Предметный: формировать интерес к художественным произведениям живописи, поэтическим и музыкальным произведениям.
Коммуникативные: формирование умения работать в паре.
Регулятивные: проявлять ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Личностные: мобильность, самостоятельность
Познавательные: умения производить рефлексию своей деятельности (составление синквейна).
Необходимое оборудование и материалы ИКТ ( ИА доска), учебник «Литературное чтение» Н.А. Чуракова, 4 класс, часть 2, печатная тетрадь, часть 2, картинка снегиря.
Подробный конспект урока
План урока Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяВводная часть.
На ИА доске картины П. Пикассо и Эдв. Мунка,
М.Шагала «День рождения» Организация класса. Мотивация учебной деятельности.
Цель: формировать умения производить рефлексию своей деятельности.
Посмотрите на доску и выберите себе установку на урок:
Я буду внимателен
Я буду старателен
Я буду трудолюбив
Я буду доброжелателен
Я буду активен
Я буду успешен Установка на деятельность Включение в работу
Актуализация опорных знаний
Цель: сравнить картины П.Пикассо и Э. Мунка с картиной М.Шагала «День рождения» по вопросам .-как ты воспринимаешь картины Пикассо и Мунка?
-какие чувства человека художникам удалось передать?
-а какие чувства удалось передать М. Шагалу?
-какие приемы он использовал? Организация работы уч-ся,
Контролирующая.
Слайды 1-2-3
Муз. Вагнер. Божественная Самостоятельная работа
Основная часть
На ИА доске картина Франца Марка «Птицы»
Цель : познакомить ребят с работой Франца Марка «Птицы», сравнить свои ощущения с видениями помощников Миши и Тани; проанализировать необычное стихотворение Велимира Хлебникова в сравнении с картиной Ф.Марка;
1. Найти картину Франца Марка «Птицы"
- молча рассмотрите ее
-в каком году выполнена работа?
-в каком музее находится подлинник?
-Чем необычна работа?
-какие мысли у вас появились? Поделитесь ими.
Что является главным для птиц?
-вы видите птиц? Как их изобразил художник? Как он передает взмахи крыльев, движение?
-какие краски использует автор? Как вы думаете, почему такие?
-вы видите свет? Солнце?
-Каким переживанием делится художник ?Почему это произведение помещено в разделе, которое мы изучаем?
2). Цель : познакомить со стихотворением В.Хлебникова «Кузнечик», с устаревшими словами «вЕры», «зинзивЕр», работать над выразительностью чтения, провести сравнение манеры письма картины Ф.Марка и стихотворения В.Хлебникова «Кузнечик».
Вы познакомились с необычной работой художника. Давайте познакомимся с поэтическим произведением Велимира Хлебникова, которое было написано примерно в то же время.
-чтение учителем, пояснение непонятных слов.
-чем вам показалось необычным это стихотворение?
-какое внутреннее сходство оно имеет с картиной Ф. Марка?
-чтение про себя.
-зачем поэт СЛОМАЛ формы слов?
-чтение вслух.
3). Работа по печатной тетради. С. 44, № 13 .
1. -каким настроением пронизаны строчки этого стихотворения?
Чтение учителем.
2.Чтение про себя.
3.Чтение вслух
-какие краски использует поэт в произведении?
Какие переживания поэта вы заметили? Что он хочет нам рассказать? Регулирующая
Слайд 4 (портрет)
Слайд 6
М.Мусоргский. Картинки с выставки. Рынок в Лиможе.
На картину в учебнике
Слайд7Проблема
Слайд 8 (пение синиц)
Слайд 9, вопросы
Проблема
Слайд10, снегирь и синица
пение синицы
Исследовательская работа,
Аналитическая,
Аналитическая,
Аналитическая,
Коммуникативная,
Сотрудничество
Заключение.
Синквейн:
Синички
Жёлтые, звонкие (шустрые, весёлые)
Перелетают, поют, сверкают
А в небо глянь! Синь-синь!
Птахи Цель: обобщить разные переживания авторов рассмотренных произведений
-какую особенную правду мы обнаружили в разных произведениях?
1.Вывод.
3. Задание на дом. Т.с. 44, по желанию наизусть, выполнить все задания. Слайд 11
Переживания художника,
поэта,
композиторов Аналитическая
Релаксация
Синквейн:
синички