Урок по окружающему миру на тему Равнины и горы
Тема: Равнины и горы.
Цели:
– ознакомить ребят с понятием «равнина», с особенностями и природой гор;
– научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
Оборудование: карта полушарий, плакат «Равнины», «Горы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
Ход урока
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
– Какую из перечисленных тем мы разбирали на прошлом уроке?
Земля в космосе Океаны Притяжение Земли Равнины и горы Материки Реки и озёра Круговорот воды
(Равнины и горы.)
Работа в группах.
– Объясните, как произошли данные явления, описанные в сказках.
Группы получают карточки с заданием.
1. Лежит у реки огромный камень. Никто и не помнит, как он сюда попал. Говорят, что когда-то жил на свете богатырь. Любил он силой своей похваляться и говорить, что он всех сильнее на свете. Забрался он как-то на вершину высокой горы, оторвал самую большую скалу и бросил вниз. Опечалилась гора, что её любимую дочь в пропасть кинули, и решила она до неё дотянуться. Из того самого места, где скала раньше была, потекла вниз быстрая река и добралась вскоре до заветного камня.
2. В стародавние времена, сказывают, жил страшный дракон. Славился он своим обжорством: ел всё, что на пути встретится. И вскоре стал он таким тяжёлым, что провалился сквозь землю, но не умер. До сих пор пытается чудище наружу выбраться. Всё ищет щёлочку и пускает снизу огонь из своей огромной пасти. А если повезёт, начинает он толкаться и землю вверх поднимать. Вот откуда горы - то появились!
3. Давным-давно жили по соседству два народа. Славились они своим умением и богатством, часто приходили друг к другу в гости, приносили щедрые дары и делились секретами мастерства. Увидел это злой волшебник и заколдовал людей. Стали они жадными и подозрительными. Бросили они своё ремесло и решили отделиться от назойливых соседей. Решили они построить высокую стену. С этой поры по велению властителей каждый житель должен был принести к стене ведро земли, чтобы стена становилась всё больше и больше. Через несколько лет стена поднялась выше облаков. Но волшебник не терял, зря время, перессорил он всех людей на Земле. Возвели они высокие стены, которые не перейти, не переехать. Спрятали они в страхе все свои богатства в эти стены, укрепили их прочными камнями. Так и появились горы.
(Ребята обсуждают и высказывают свои мнения.)
Примерные варианты:
1-я ситуация.
– Мы считаем, что это не великан сбросил камень, а сама река унесла его за собой. Реки размывают грунт и уносят с собой камни по течению. У горной реки очень сильное течение.
2-я ситуация.
– Мы можем объяснить, почему провалился дракон. Это произошло из-за притяжения Земли (закон всемирного тяготения). Не уверены, что изнутри что-то толкает и получаются горы.
3-я ситуация.
– Люди не могли создать все горы, хотя, может быть, какая-то другая сила это сделала?
(выслушиваются все версии).
– Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Предположения детей.
– Тема нашего урока: Горы. Как рождаются горы.
План (примерный).
Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.
–Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
– Какое умение формировали?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
Ι. Практическая работа.
– У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?
– Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.)
– Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете?
– Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке? Почему?
Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1. Работа с картой.
– Можем ли мы сразу ответить на поставленный вопрос? (Нет. Нам необходимо провести наблюдение или разыскать информацию, которая бы помогла разобраться в этом вопросе.)
– Посмотрите по карте, одинаковым ли цветом обозначены горы? (Нет, горы по высоте разные.)
– Найдите самые высокие вершины.
– Найдите горы, обозначенные светло-коричневым цветом.
– Почему горы такие разные? (Одни из них очень высокие, островерхие, прочные, твёрдые, как молодые люди. Другие невысокие, с плоскими вершинами.)
– Да, действительно, и горы, как люди, могут быть молодыми и старыми. Какие подземные процессы могут формировать горы? (В горах бывают землетрясения и вулканы.)
2. Работа в учебнике.
– Рассмотрите рисунок на с. 116. Прочитайте, что происходит в земной коре.
– Эти процессы вызывают образование новых гор или их разрушение?
– Давайте выясним, как разрушаются горы.
Проводятся опыты (как на с. 117).
– Как называется в природе такой процесс, узнайте на с. 117. (Выветривание.)
– Можем ли мы сделать вывод, какие из названных вами гор старые, а какие молодые?
– Скажите, ребята, можем ли мы теперь вернуться к легендам и объяснить их значение?
(Ребята совещаются.)
– Мы решили, что первая легенда говорит о выветривании, которое старается разрушить горы: из остроконечных вершин сделать более пологие склоны.
– А вторая объясняет нам о подземной силе, которая стремится на поверхность. Языки пламени – это вулканы, а образовавшиеся поднятия от толчков – это горы.
– Третья легенда по-своему объясняет причину прочности горных пород и восхищается неприступностью вершин. А ещё она говорит о богатствах, спрятанных в горах, т.е. о полезных ископаемых.
3. Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их лучики согрели. Бабочки летали, Крыльями махали Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли, И немножечко устали.
4. Работа с наглядным пособием.
– Поработаем с помощью плаката «Горы» (из комплекта наглядных пособий для 2-го класса).
– Сравните горы Кавказа и Урала. Какие признаки молодых гор лучше заметны на Кавказе? (Остроконечная форма гор. Кавказ – более высокие и молодые горы.)
– Как образуются горы? (Подземные силы давят снизу и образуются горы.)
– Как они стареют? (Вода и ветер разрушают горы.)
– Что мы делали на уроке?
–Какие умения формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
Проверьте себя:
1. Молодые горы Южной Америки ______________.
2. Старые горы Евразии _______________.
3. Силы, участвующие в процессе горообразования, _________________.
4. Верхушки молодых гор покрыты _______________________________.
Образец для проверки.
1. Молодые горы Южной Америки – Анды.
2. Старые горы Евразии – Уральские горы.
3. Силы, участвующие в процессе горообразования, – подземная сила и выветривание.
4. Верхушки молодых гор покрыты ледниками.
(Если есть время, можно выполнить задания на с. 118–119.)
ΙV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– Как узнали, что помогло?
– Где пригодятся знания?
– Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
V. Домашнее задание.