Урок по математике 2 класс Письменный прием сложения двучначных чисел вида 45+23

ТЕМА УРОКА: Письменный прием сложения двузначных чисел вида 45+23
Цель урока:
1. Начать формировать у детей представления о письменных способах сложения и вычитания двузначных чисел
2. Продолжать работу с учащимися над осознанием использования знаний о взаимообратности действий сложения и вычитания для проверки вычислений.
3. Продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел: построение натурального ряда, состав чисел и их сравнение.
4. Развивать логическое мышление у детей на уроке.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебное пособие для учащихся Математика. 2 класс. Учебн. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. (М.И. Моро и другие), М.: Просвещение, 2011г.

Используемая методическая литература:
1. Мои достижения. Итоговые комплексные работы: 2 класс / Под ред. О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2009.
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2009.

Краткое описание: Урок направлен на формирование УУД младших школьников.

Познавательные УУД – это создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму.
Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
Личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи .

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


I. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- уточнить тип урока;
- наметить шаги учебной деятельности.
Проговаривают девиз урока.
1. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».
2. Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)
Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)

1. Мотивация к учебной деятельности.

На первом слайде

Мы пришли сюда уч (учиться)

Не лениться, а тру (трудиться).

Только тот кто много зна (знает)

В жизни что-то дости (достигает).
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)


II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цели:
- организовать актуализацию умений;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности
Организационный момент.
Ребята, послушайте сказку «Вредные пальчики».
Жил-был один мальчик: была у него умная голова и очень грустные глаза, разговаривающие пальчики. Пальчики всегда говорили: «Не умею, не хочу, не знаю, не люблю, не могу». И ничего у них не получалось.
Вот нужно надеть перчатки на улицу или вымыть руки после прогулки, а пальчики все свое твердят: «Не умею, не хочу, не знаю, не люблю, не могу». И ходил мальчик всегда чумазый, голодный и замерзший. Подумала умная голова и говорит: «А давайте постараемся: не будем говорить „не"».
Постарались пальчики и получилось у них: «Умею, хочу, знаю, люблю, могу». И глаза у мальчика стали веселые. Ведь если умная голова думает,пальчики все умеют, то глазки всегда улыбаются.
-Чему учит нас эта сказка?
-включение в деловой ритм.

- подготовка к работе


Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)


II. Постановка проблемы (знакомимся с основным вопросом урока).
1) Каллиграф-ая мин-ка:
- Отгадайте ребусы и вы узнаете, какие числа мы будем прописывать.
СМОТРИ - число 3
ОПЯТЬ – число 5
Какие это числа?
Сделайте двузначные? (35,53)
(пропишите эти числа)
Что вы можете рассказать об этих числах?
Работа в парах
-Задайте вопросы друг другу по этому числу.
- Дайте характеристику числа 35.

2) Из чисел, записанных в домике, наберите число 32.












(30+5= 35, 27+8 = 35, 31+4=35
и 22+13=35!)
Какие примеры вам легко было решить?
(30+5= 35, 27+8 = 35, 31+4=35)
-Какой пример вызвал трудность? 22+13! --Почему? (трудно удержать в памяти сложение десятков и единиц, а затем их нужно сложить)
-Некоторые ребята нши делают ошибки в таких примерах. А ведь мы их друзья, давайте поможем им не делать ошибок! Дайте им советы.
Какой же выход как же надо считать чтобы не запутаться?

Работа со схемами:
Посмотрите на первую схему. Так мы решали.
-Какая схема вызвала у вас затруднение?



Это какие были вычисления? (УСТНЫЕ)
А что вам говорит вторая схема?

Познавательные УУД
-развиваем умения извлекать информацию текстов.
-представлять информацию в виде схемы.
- выявлять сущность, особенности объектов.
-на основе анализа объектов делать выводы
-обобщать и классифицировать по признакам.
Коммуникативные
Развиваем умения
– работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом);
- ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания
– работать консультантом и помощником для других ребят;
– работать с консультантами и помощниками в своей группе.

III. Формулирование темы и целей урока.
-Скажите ребята, какая тема нашего урока?
-Какие цели поставим на урок?
Какие ваши знания вам понадобятся для новой темы?
Наметим наш план действий:
1. Составим алгоритм сложения:
2. Сопоставим свои предположения с учебником.
3.Устраним затруднение.
4. Упражнение в новом действии.
- Где мы можем узнать тему нашего урока?
(в содержании учебника).
- Откройте содержание и найдите страницу на которой находится данная тема. ( Стр. ? ). Помогите друг другу найти нужную страницу. –Рассмотрите внимательно материал урока. Что же мы еще будем делать на уроке? Составьте план работы.
-Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока.


IV.
Открытие нового умения.











Формирование алгоритма действия.

























3. Формирование действия в материальном виде.
( Закрепление изученного алгоритма без использования опоры)
-Для удобства принято записывать такие вычисления столбиком
23
36
Совместное составление алгоритма сложения:

1.Пишу десятки под десятками, а единицы под единицами.
2.Складываю единицы. Пишу под единицами.
3.Складываем десятки. Пишу под десятками.
4.Читаю ответ

Давайте, сравним наш алгоритм с алгоритмом в учебнике стр.4.
А теперь, повторим последовательность вычислений (работа в парах)
1 ученик рассказывает ,
2 ученик проверяет по учебнику.

Индивидуальная работа по восстановлению деформированного текста «алгоритм действий». Инструктаж.
Закройте учебники и возьмите на партах карточки с предложениями.
Восстановите порядок выполнения вычислений.
Что делаем сначала? Какой шаг следующий после того, как сложили единицы? (самоконтроль опора на доске)

Восстанови порядок выполнения действий.
Складываю единицы.
Читаю ответ.
Запоминаю десятки.
Пишу десятки под десятками.
Записываю выражение.
Пишу единицы под единицами

Решение примеров
1-й ученик комментирует, пишет
2-й ученик слушает, пишет (смена роли)


Коммуникативные
–работать консультантом и помощником для других ребят;
–работать с консультантами и помощниками в своей группе.
Регулятивные
Развиваем умения
–принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания;
–не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
–работать консультантом и помощником для других ребят;
–работать с консультантами и помощниками в своей группе.

V. Систематизация и повторение








VI Закрепление изученного материала
Цель:
- организовать усвоение учениками анализа и решения задач с проговариванием во внешней речи.
- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
№ 1 стр.4 (2 примера у доски с объяснением), остальные – самостоятельно.

Взаимопроверка.

-Решить задачу №2 стр.4 с краткой записью (работа в паре)

- Проверка по образцу. ( С помощью документ камеры)


Решение задачи №2 (групповая работа)

(карточка с задачей и оценочным листом)

Познавательные УУД
-развиваем умения извлекать информацию текстов.
-представлять информацию в виде схемы.
-выявлять сущность, особенности объектов.
-ориентироваться на развороте учебника.
-находить ответы на вопросы в иллюстрации.
– не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении;
–работать консультантом и помощником для других ребят;
–работать с консультантами и помощниками в своей группе.
Регулятивные
Развиваем умения
– принимать участие в обсуждении и
формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий);
– выполнять работу в соответствии с заданным планом

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Игровой момент «Отгадай слово»

(используются опорные слова алгоритма действий: ПИШУ,СКЛАДЫВАЮ,
ПИШУ, ЗАПОМИНАЮ, ЧИТАЮ)


Ребята, давайте вспомним нашу сказку.
Закончите предложение

Умею.

Хочу..

Знаю

Люблю

Могу
– выполнять работу в соответствии с заданным планом;
– участвовать в оценке и обсуждении полученного результата;
Личностные
-осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
– понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;

VII. Домашняя работа

Стр 4 №3
Под чертой - для тренировки новой темы!
– не бояться собственных ошибок и понимать, что ошибки – обязательная часть решения любой задачи.






















Приложение 1
Работа группы №
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Задача №2 стр.4
Оцените себя, как вы работали на данном этапе.

Знакомство с задачей
Прочитай задачу.
Что известно в задаче?
Что нужно узанть в задаче?
Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи? Почему?
Составь план работы: подумай сколько действий в данной задаче?

Это было легко

Испытывали затруднение

Было очень трудно

Краткая запись задачи.
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________

Это было легко

Испытывали затруднение

Было очень трудно


Запись решения задачи.
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________


Это было легко

Испытывали затруднение

Было очень трудно























35

30 8 22
13 60 31
27 5 4


35

30 8 22
13 60 31
27 5 4



Рисунок 515