Статья по английскому языку Межкультурная коммуникация
Межкультурная коммуникация.
Межкультурная коммуникация-общение между представителями различных человеческих культур. Особенности межкультурной коммуникации изучаются культурологией, психологией, лингвистикой, этнологией и социологией. Термин « межкультурная коммуникация» появился в литературе в 1970-х годах. Первоначально для описания межкультурной коммуникации использовалось классическое понимание культуры как более или менее стабильной системы осознанных и бессознательных правил, норм, структур- национальная или этническая культура.
В настоящее время все чаще доминирует динамическое понимание культуры как образа жизни и система поведения, норм, ценностей любой социальной группы. Динамическое понятие культуры не предполагает строгой стабильности культурной системы, она до определенной степени может меняться и модифицироваться в зависимости от социальной ситуации. Межкультурная коммуникация как общественный феномен была вызвана к жизни практическими потребностями послевоенного мира. Практические потребности возникли вследствие бурного экономического развития многих стран и регионов, революционных изменений в технологии, связанной с этим глобализации и интенсивной миграцией.
Коммуникация может характеризоваться по тому, какой тип коммуникативной компетенции задействован в коммуникативном событии. Существуют следующие типы коммуникаций:
По количеству участников и дистантных отношений между ними: межличностная, межгрупповая, профессиональная, массовая и межкультурная.
При функциональном подходе: информативная, аффектно-оценочная, рекреативная (информация для отдыха, в игровой форме), убеждающая и ритуальная.
По использованию языка: вербальная, невербальная.
Коммуникация-акт или процесс передачи информации другим людям или живым существам, связь между двумя или более индивидами, основанная на взаимопонимании, сообщение информации одним лицом другому или ряду лиц.
Японский ученый МАЦУМОТО «В сфере социальной психологии и коммуникации термин межличностная коммуникация обычно относится к коммуникации, которая происходит между людьми, происходящими из одной и той же культурной среды; в этом смысле он синонимичен термину внутрикультурная коммуникация». А. П. Садохин считает : «Межкультурная коммуникация есть совокупность разнообразных форм отношений и общения между индивидами и группами, принадлежащими к разным культурам». Изучение межкультурной коммуникации предполагает знакомство со следующими явлениями и понятиями:
Принципы коммуникации;
Основные функции культуры;
Влияние культуры на восприятие и коммуникацию в ее различных сферах и видах;
Параметры для описания влияния культуры на человеческую деятельность.
Существуют культурные различия в системах ценностей, которые в целом составляют картину мира данной культуры. В эту картину входят такие фундаментальные вещи, как отношение к времени, к деятельности, к природе, представления о ценности межличностных отношений. Межкультурная коммуникация, осуществляемая в условиях столь значительных культурно обусловленных различий в коммуникативной компетенции его участников, влияет на удачу или неудачу коммуникативного события. Под коммуникативной компетенцией понимается знание используемых при коммуникации символьных систем и правил их функционирования, а также принципов коммуникативного взаимодействия. Межкультурная коммуникация характеризуется тем, что ее участники при прямом контакте используют специальные языковые варианты и дискурсивные стратегии, отличные от тех, которыми они пользуются при общении внутри одной и той же культуры. В процессе коммуникации происходит обмен сообщениями, осуществляется передача информации от одного участника к другому. Коммуникация есть сложный, символьный, личностный, трансакционный и часто неосознаваемый процесс, который с необходимостью является неточным. Коммуникация позволяет выражать некоторую внешнюю по отношению к самим участникам информацию, внутреннее эмоциональное состояние, а также статусные роли, в которых они пребывают друг относительно друга.
Для того чтобы научить иностранному языку как средству общения, нужно создавать обстановку реального общения, наладить связь преподавания иностранных языков с жизнью, активно использовать иностранные языки в естественных ситуациях. Это могут быть дискуссии, участие в конференциях, посещение курсов. Небходимо развивать внеклассные формы общения: клубы, кружки, научные общества. Языки должны изучаться в неразрывном единстве с миром и культурой народов, говорящих на этих языках. Преподавание иностранных языков предполагает повышение уровня обучения коммуникации,общение между людьми разных национальностей может быть достигнуто только при ясном и реальном учете социокультурного фактора.