Конспект урока окружающего мира по теме Россия на географической карте и глобусе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная общеобразовательная школа №1»
Открытый урок на областном семинаре
Конспект урока окружающего мира
В 4 классе
УМК «Гармония»
Россия на географической карте.
Выполнила:
Казакова Надежда Геннадьевна,
учитель начальных классов
Тема: Россия на географической карте
Тип урока: открытие новых знаний
Технология: системно-деятельностный подход
Основные дидактические методы:
словесный (беседа, объяснения);
наглядный;
практический (работа с контурной картой, глобусом, картой);
частично-поисковый;
объяснительно-иллюстративный;
Форма работы:
фронтальная;
индивидуальная;
парная;
групповая
Цель:
познакомить учащихся с природой России, с крупнейшими равнинами и горными системами.
развивать наглядно-образное мышление, умение читать карту;
воспитывать патриотические чувства.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся работать с картой: показывать Россию на карте мира, крайние (материковые) точки России, горы, равнины;
смогут называть достоинства России.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Регулятивные: целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.
Познавательные: общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – научатся работать с картой.
Коммуникативные: управление коммуникацией – адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные: самоопределение – осознают гражданскую идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, проявляют чувства сопричастности и гордости за свою Родину.
Оборудование: пословицы о Родине; географические карты (электронные: мира и России, на доске и на партах: России), мультимедийное оборудование.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность детей
Примечание
1. Организационный момент
-Сегодня у вас на уроке много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь.
- Проверьте, как вы готовы к уроку. Вам понадобятся: учебник, ТПО, цветные карандаши, линейки, калькуляторы.
Настраиваются на урок.
Приветствуют учителя.
Проверяют готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
Работа с иллюстрациями учебника
Урок начнём с прослушивания стихотворения С.Маршака «За перегоном – перегон..», которое подготовила Милена.
Внимательно прослушайте и скажите, о чём оно.
-А как дети могут путешествовать сидя за партами?
-Откройте учебник с.76. Рассмотрите фотографии. Почему данные фотографии помещены под этим стихотворением? Что их связывает?
-Чтобы определить тему урока отгадайте загадки:
1. Моря есть- нырнуть нельзя,
Горы есть- взойти нельзя,
Равнины есть – пройти нельзя.
- Что это?
-Какие виды карт вы знаете?
-А о какой карте говорится в загадке?
- Что такое географическая карта?
2. На ноге стоит одной,Крутит-вертит головой,Нам показывая страны,Реки, горы, океаны.
- Что такое глобус?
Милена читает стих, дети слушают, отвечают на вопрос.
-О том, как дети, сидя за партами, могут путешествовать по просторам нашей страны.
-по карте.
- На фотографиях видно, что Россия – огромная страна. Разнообразна и красива природа нашей страны.
- карта
- исторические, географические, политические, карта полушарий, звёздного неба.
-о географической.
- это глобус
- уменьшенная модель земного шара.
3. Сообщение темы
Парная работа
Постановка учебной цели, задач.
-Определите тему урока.
Работа с глобусом
Парная работа
Найдите на глобусе и друг другу покажите Россию.
–Ответьте на вопрос: Что может рассказать глобус о России?
Проверка
Работа с картой (форзац учебника)
Предположите, что мы ещё можем узнать о России по географической карте.
(Что может рассказать географическая карта)
Поставьте исследовательские учебные задачи.
Составим план исследования.
Россия на географической карте и глобусе.
-Россия расположена на материке Евразия в северном полушарии.
(ученик у доски на глобусе показывает Россию и рассказывает)
План:
Исследуем протяжённость
Исследуем рельеф
Исследуем острова и полуострова
Исследуем водоёмы.
Слайд 1
Слайд2
5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
Работа в группах
6.Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
Практическая работа
Работа с контурной картой
7.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
Работа с учебником
Работа в парах
8.Вывод. Подведение итогов
·
Послушайте сообщение о географическом положении России.
Исследуем протяжённость России.
-Что такое протяжённость?
-как узнать протяжённость?
Составим алгоритм.
Работа в группах
Алгоритм действий:
Найди и обозначь крайние точки на севере, юге, западе и востоке.
По линейке определи расстояние на карте (в см).
Найди масштаб.
Вычисли при помощи калькулятора протяжённость в км.
Вывод.
2
.Исследуем рельеф. Работа с контурной картой.
-Что такое рельеф?
- Какими бывают формы земной поверхности??
- Как они изображаются на карте?
-Посмотрите, какого цвета на карте больше?
-Что обозначают зелёным цветом?
-Найдите на карте равнины, покажите друг другу, скажите, как они называются.
Показать на доске.
-Что разделяет эти две равнины?
Знакомство с контурной картой
-Сегодня мы познакомимся с ещё одним видом карт- контурными. (показ)
-Для чего нужны такие карты?
Работа с контурными картами.
Определите место на контурной карте, где находятся равнины, закрасьте их соответствующим цветом, подпишите.
–Что находится восточнее Западно-Сибирской равнины?
-Почему так называется ? (плоские горы, невысокие)
-Найдите на контурной карте, закрасьте. Подпишите.
-Кроме невысоких гор в России есть и высокие.
-Прочитайте о них в учебнике, узнайте. где они находятся и найдите их на географической карте.
-Показать горы на доске.
- Найдите их место на контурной карте и обозначьте.
- Рассмотрите внимательно горные системы. Почти в каждой есть самая высокая вершина. Как она обозначена? Найдите. Покажите. Назовите.
Составьте с помощью физической карты таблицу самых высоких вершин России.
Проверка.
- Кто из вас был в горах и может об этом рассказать?
Подведение итогов.
Вывод: Вернёмся к плану нашего исследования.
Что мы узнали о России по географической карте?
-Россия очень большая и красивая страна с разнообразными формами земной поверхности и природой. Любите нашу страну и берегите!
Выступление двух учеников.
Ответы детей
Северная – мыс Челюскин, южная – гора Базардюзю, восточная – мыс Дежнёва, западная – г. Калининград.
Вывод:
Протяжённость территории нашей страны с севера на юг составляет 4400 км,
а с запада на восток 9000 км.
По размеру территории Россия –
это самое большое государство в мире.
- Формы земной поверхности.
- равнинная, холмистая, гористая, овраги.
- цветом (зелёным, жёлтым, коричневым)
Восточно-Европейская и Западно- сибирская.
Дети на доске по карте показывают.
- Уральские горы. (показыавют)
- Это обучающие карты.
Работают с контурными картами.
- Среднесибирское плоскогорье.
- Кавказские горы, Уральские горы, Алтай, Саяны.
Работают с картой у доски.
Работа с контурной картой.
Заполняют таблицы
Название гор
Название Вершины
Высота
Самые высокие горы: Уральские – Народная 1895, Алтай – Белуха 4506, Кавказские – Эльбрус 5642)
Выступление двух учениц. (О Кавказских горах, об Алтае.)
Слайд3
Слайд 4
Слайд 5
Приложение 1
Слайд
7. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков.
Мини- исследование (работа в парах)
Покажите на карте горные системы
На карте форзаца учебника найдите города Волгоград, Иркутск, Москва, Владивосток
Покажите и покажите на карте Новосибирские острова, полуостров Камчатка, остров Сахалин, Кольский полуостров
Показывают и называют горные системы
Показывают и называют города
Показывают и называют острова и полуострова
8.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.
«Повторяем с расширением»
Печатная тетрадь № 2 страница 30 устно
Объясните слова на слайде
В каких же номинациях Россия занимает призовые места? Слушаем и смотрим сообщение Вити Хажаева
РЕЗЕРВ: ПТ № 7 стр. 32
Отвечают на вопросы задания:
Моря – Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское
самые высокие горы: Уральские – Народная 1895, Алтай – Белуха 4506, Кавказские – Эльбрус 5642)
Читают и объясняют слова пословицы и четверостишия Э. Асадова.
Смотрят презентацию и слушают
9. Контроль за процессом и результатом УД школьников
«Блиц-контрольная»
Печатная тетрадь № 6 страница 31
Оцените самостоятельно свои работы
Отмечают лишние слова: масштаб, Байкал, Эльбрус
Самооценка работ
Слайд 5
Презентация: слайды 6 – 15
10.Рефлексия деятельности
Продолжите одно из предложений слайда.
Продолжают предложения по теме урока.
Слайды 16, 17, 18
15