Личностно — ориентированный подход в обучении иностранным языкам.

Личностно–ориентированный подход
в обучении иностранным языкам.

Современный студент должен обладать навыками и умениями осуществлять разные виды деятельности, должен обладать современными ценностными ориентациями, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как внутри своей страны, так и на международном уровне, стремиться избегать и преодолевать конфликты. Все это может быть достигнуто лишь при личностно – ориентированном подходе к образованию и воспитанию будущих специалистов.
Личностно – ориентированный подход – это необходимость учитывать потребности, возможности и склонности студента, а сам студент должен выступать в качестве активного субъекта обучения.
Личностно – ориентированный подход предполагает социокультурный подход к обучению иностранным языкам. Страноведческие знания составляют содержательную основу учебника Л.И. Куценко, Г.И. Тимофеевой «Английский язык. Учебное пособие для юридических учебных заведений». Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями о своей стране, о себе самих. Сравнение требует от студентов выражения собственного мнения, стимулирует стремление увеличить и углубить знания о собственной стране, других странах. Социокультурный подход обеспечивает приобщение студентов к культуре страны изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей страны, умение представить её средствами иностранного языка.
Личностно – ориентированный подход предполагает гибкость в определении целей, учитывает личностные интересы студентов (неодинаковые возможности и способности студентов) и создает предпосылки для большей результативности обучения. Так со студентами мы говорим о том, какими чертами характера должен обладать современный юрист, о роли высшего образования, о роли иностранного языка в жизни современного человека.
Отбор материала при личностно – ориентированном подходе предполагает избыточность. Так в выше упомянутом учебнике материал, предназначенный для усвоения, по глубине и общему содержанию превосходит требования образовательного стандарта. Авторы исходили из того, что особенность процесса усвоения такова, что обучаемый редко усваивает все 100% материала, предназначенного для овладения. Следовательно, чтобы все обучаемые успешно преодолели пороговый уровень, материала должно содержаться в полтора раза больше, чем требуется для овладения базовым уровнем. Избыточность материала позволяет реализовать принцип индивидуализации, который особенно важен при обучении иностранному языку. Это объясняется тем, что при обучении иностранному языку индивидуален не только процесс овладения (у каждого студента разные способности и, следовательно, свой темп продвижения), но и объект усвоения. Избыточность материала позволяет более способным студентам усваивать материал, выходящий за рамки базового курса. Избыточность материала позволяет осуществлять дифференцированный и даже индивидуальный подход к обучаемым, ставит их в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности. Это означает, что в рамках одного и того же упражнения студентам предоставляется право выбора, т.е. возможность выбирать те или иные речевые средства в соответствии со своими потребностями, интересами, вкусами, настроением.
Индивидуальный подход достигается благодаря проблемной подаче материала, в побуждении студентов к размышлению, самостоятельному поиску информации, самостоятельным выводам, обобщению. Например, «Некоторые считают, что американский английский – мировой язык. Согласны ли вы?», «Профессия юриста очень популярна сегодня. Почему?»
Личностно – ориентированный подход делает студента активным субъектом деятельности учения. Это осуществляется с помощью таких технологий обучения, как «обучение в сотрудничестве» (групповая и парная работа). Предполагаются следующие задания:
составь список высокооплачиваемых и низкооплачиваемых профессий. Сравни в группе.
составь список плюсов и минусов профессии юриста. Сравни в группе.
Личностно – ориентированный подход делает упор на упражнения коммуникативного характера. Все меньше места занимают в учебном процессе такие речевые действия, как чтение всеми студентами одного и того же текста и пересказ его друг другу. Сегодня студентам предлагается высказать мнение о прочитанном тексте, сравнить, извлечь главную информацию.
15