Доклад на тему Использование компьютерных технологий при обучении иностранным языкам
Использование компьютерных технологий при обучении иностранным языкам
Цель обучения иностранному языку в настоящее время – это развитие коммуникативных умений и навыков обучаемых, то есть практическое владение иностранным языком. Главную цель подготовки также составляет такое владение иностранным языком, которое позволяет использовать его для устного и письменного общения, как в процессе будущей профессиональной деятельности, так и для дальнейшего самообразования. В совокупности с другими компетенциями иноязычного общения учебная компетенция в дальнейшем даст каждому из выпускников возможность быть успешным в профессиональной сфере и полностью реализовать себя как личность. И задача преподавателя состоит в воспитании личности, способной к общению, к самообразованию. Необходимым для современного процесса обучения иностранным языкам является создание оптимальных условий для того, чтобы сделать этот процесс содержательным, эффективным и интересным для обучаемых. С этой целью преподавателями используются различные методы и приемы, которые помогают активизировать работу обучаемых. При этом неоценимую помощь в этом процессе оказывает использование компьютерных технологий и ресурсов сети Интернет.
Преподаватели нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения дисциплины, способствуют достижению гармоничного развития обучаемых с учётом их индивидуальных особенностей.
Информационные технологии можно использовать:
1. для поиска литературы
а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;
б) в сети Internet с применением браузеров типа Internet Explorer и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Google.ru, Search.com, Yahoo.com и т.д.);
2. для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;
3. для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков, с использованием электронных словарей;
4. для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, Flash-карты);
5. для общения (Internet, электронная почта);
6. для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, WinDVD, программы для просмотра изображений PhotoShop, Corel Draw, программы для создания схем, чертежей и графиков), создания учебных и воспитательных фильмов, мультфильмов, роликов, обучающих компьютерных программ, игр, интерактивных путешествий, энциклопедий и т.д.;
7. для пропаганды и внедрения результатов исследования (выступления в видеофорумах, телемостах, публикации в СМИ, сети Интернет).
Специфика предмета иностранный язык делает возможным применение компьютерных технологий в полной мере практически во всех перечисленных случаях.
Компьютерные технологии, несомненно, помогают жить в современном мире в ногу со временем. При этом трудно переоценить их значение в процессе информатизации системы образования, в частности, при изучении иностранных языков.
Учебники превращаются в многофункциональный комплекс - электронные учебники, где изложение материала ( визуализация в картинках, таблицах, клипах, музыкальных фрагментах) помимо текстового материала, дает возможность представить учащимся не кусочек какой-то темы, а интерактивный урок. Большую помощь при изучении иностранного языка оказывают электронные словари.
Информационные технологии постоянно изменяются, это расширяет выбор электронных изданий. При этом важно понимание соотношения электронных изданий в образовании и полиграфических, они всегда будут дополнять друг друга.
В настоящее время существует много интересных обучающих программ. Так при обучении иностранным языкам, существует программа, дающая транскрипцию введенного слова или текста. Она актуальна на всех этапах обучения и поможет сэкономить время, даст возможность тренировки. Помогут также программы для отработки произношения - одна из них записывает голос и превращает его в некую кривую, это помогает сравнивать свое произношение с произношением диктора, имитировать интонацию. Программа для отработки грамматики поможет усвоить грамматические явления языка. Кроме того, существуют программы для виртуального общения через Интернет. Здесь можно говорить о различного рода мессенджерах, Интернет-телефонии, и т.д. Надо отметить, что многие программы работают в режиме обратной связи: пока обучаемый не произнесет правильно, задание не выполнено. Ценно, что обучающие компьютерные программы могут быть адаптивными, т.е. скорректированными в зависимости от результатов выполнения предыдущего задания.
При этом важно помнить, что учащемуся самому трудно ориентироваться в многообразии обучающих программ и именно учитель помогает выбрать рационально правильную из них, ее раздел для эффективного обучения. И очень важно, чтобы из дебрей нагромождения материала, всегда вел коммуникативно-компетентный учитель, который должен уметь искать, например, нужные сведения в массиве Интернета, обрабатывать этот материал, структурировать, моделировать, в зависимости от целей, ведь не надо забывать, что одной из задач учителя иностранного языка также является формирование коммуникативной компетенции, которая помогает формировать социокультурную компетенцию. Поэтому на сегодняшний день преподаватель иностранного языка должен уметь хорошо ориентироваться в огромном количестве мультимедийных учебников и Интернет ресурсов, которые обеспечивают овладение иностранным языком в единстве с культурой его носителей, облегчают работу его преподавателей и повышают эффективность обучения.
Для учителя иностранного языка в электронных носителях огромный объем страноведческого материала, подробное описание новейших обучающих технологий, советы авторов аутентичных учебных комплексов, возможность постоянно повышать свой собственный уровень владения языком. В свете последних событий, в связи с большими планами изменения в будущем статуса школы направляется ориентир на творческое развитие личности. В. Андреев - известный русский специалист в области образования и педагогики утверждает, что существует закономерность творческого развития личности. Она проявляется, когда образование переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, развитие в творческое саморазвитие. И все таки несмотря на это, роль преподавателя остается значимой, т.к. он является главным источником знаний и информации, ему, собственно говоря, отводится организующая, направляющая и контролирующая роль, а компьютерные технологии помогут организовать учебный процесс так, чтобы учащиеся были максимально активизированы, конечно же научат работать самостоятельно, чтобы они чувствовали необходимость получать и увеличивать свои знания, развивать творческую инициативу, применять знания на практике, собирать материал, выходить на проекты. Возьмем, к примеру, международные проекты, которые организуются в Интернете на основе общих проблем, исследование и решение которых одинаково интересны для партнеров многих стран. Это, прежде всего, если рассматривать в плане образования или самообразования, всегда создает языковую среду т.к. интерактивные возможности программ и систем доставки информации позволяют стимулировать обратную связь, обеспечивать диалог и поддержку, которая не всегда возможна в традиционной системе образования.
Компьютеризация обучения открывает новые пути для интеллектуального развития. Применение компьютера - это уже не шаг вперед, а скачок в истории развития образования и в частности обучения иностранным языкам, владение которыми рассматривается в наше время уже как элемент профессиональной культуры специалиста с высшим образованием. При обучении иностранным языкам технологии получения информации (быстро, доступно, широко) дают возможность достаточно эффективно решать ряд дидактических задач и, что самое главное, большое значение в компьютерном обучении иностранному языку играет мотивация для достижения наилучших результатов и наиболее эффективного использования учебного материала.
В компьютерной форме обучения сохраняются основные закономерности учебного процесса:
- принцип научности (улучшается качество презентации материала);
- созидательности (улучшение качества усвоения);
- доступности (учитываются все возрастные особенности и уровень владения языком);
- наглядности.
Кроме того, наиболее полно при компьютерной форме обучения реализуется принцип учета индивидуальных особенностей, т.к. существует возможность выбора темпа, уровня сложности, последовательности выполнения упражнений.
Нельзя не заметить, что растет число учащихся, специалистов, студентов, пользующихся информацией World Wide Web. Поэтому во многом использование компьютерных технологий оправдано.
Говоря еще раз об использовании Интернета в обучении иностранному языку, необходимо также помнить, что в качестве ведущего компонента содержания обучения выступают не основы наук, а различные виды речевой деятельности – аудирование, говорение, чтение, письмо.
Интернет, например, по своим дидактическим возможностям позволяет практиковаться во всех 4 видах речевой деятельности. Структура Интернета состоит из нескольких сервисов или служб, главные, в соответствии с их функциями, коммуникативная (электронная почта, телеконференции, видеоконференции) и информационная. Они служат огромным информационным и образовательным ресурсом.
Поисковые системы, информационные каталоги широко используются в обучении иностранному языку. Порой электронные накопители информации дают доступ практически к неограниченному объему лексико-грамматической, орфографической и аудио-визуальной информации по предмету, при этом решаемы задачи систематизации работы и получения в то же время обратной связи при сохранении всех закономерностей учебного процесс, а благодаря возникновению обратной связи, работает принцип усвоения ЗУН.
Таким образом, компьютерные технологии способствуют усилению мотивации и интереса учащихся к изучаемому языку, существенно совершенствуют процесс преподавания, обладая преимуществами перед традиционными методами:
- информационная емкость;
- повышение познавательной деятельности;
- создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого ученика.
Применение компьютерных технологий в обучении приносит удовольствие от преподавания, радость от результатов своего труда и, что немаловажно, доставляет учащимся наслаждение от процесса обучения.
Список используемой литературы
Материалы второй международной научно-популярной конференции “Языки мира и мир языков”. Март 2005.
“Лингвауни-98”, 3 международная конференция Юнеско. Москва.
Библиографическое описание: Касьянова В. П. Использование новых технологий при обучении иностранному языку на начальном этапе [Текст] / В. П. Касьянова, Т. Л. Кучерявая // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2011 г.). Уфа: Лето, 2011. С. 129-132.
15