Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Школа Здоровья» (для учащихся среднего школьного возраста)

Калугина М.В. учитель математики, руководитель кружка МБОУ Сыропятская СОШ» Кормиловского района, Омской области.


Программа кружка по формированию у детей здорового образа жизни «Школа Здоровья»
(для учащихся среднего школьного возраста)
Составлена на основе программы автора: Е.Ф. Пильник, методиста отдела сельскохозяйственной экологии УО «Республиканский экологический центр детей и юношества»


Пояснительная записка

Формирование культуры здорового образа жизни одна из стратегических целей обучения и воспитания современных школьников и молодёжи. Культура здорового образа жизни человека это его психологическая (система мотивов, валеологических ценностных ориентации), теоретическая (система валеологических знаний) и практическая (система валеологических умений) готовность заботиться о состоянии своего здоровья. Образ жизни человека является определяющим фактором в состоянии его здоровья. Только из здорового ребёнка может вырасти здоровый взрослый.
Цель реализации программы объединения: формирование у учащихся культуры здорового образа жизни.
Задачи:
осознание учащимися здоровья как ведущей жизненной ценности;
развитие у воспитанников устойчивого интереса и положительной мотивации к здоровому образу жизни;
формирование у учащихся системы валеологических знаний, умений и навыков;
формирование навыков личной гигиены;
профилактика и преодоление вредных привычек у детей;
развитие эмоционально-чувственной сферы воспитанников;
развитие у учащихся потребности самосовершенствования своих физических, психических, духовных и творческих способностей.
Программа ориентирована на учащихся среднего школьного возраста. При необходимости она легко может быть адаптирована для работы с детьми младшего школьного возраста, а также старшего школьного возраста.
Программа кружка «Школа здоровья» рассчитана на один год обучения. Периодичность занятий два раза в неделю (общее количество часов в год 68).
Основные формы и методы реализации программы: беседа, подготовка рефератов, буклетов, презентаций, мероприятий, статей в школьную газету, самостоятельная, лабораторная, практическая работа, игровые методы, демонстрации видеофильмов, опытов, экспериментов, экскурсии, прогулки на природе, участие в НПК.











Учебно-тематический план

№ п/п
Тема
Содержание занятий
Дата



Теоретических
Практических


Раздел 1. Организационный раздел - 4 часа

1
Организация работы в кружке.
Кружок как форма работы с детьми. Знакомство с планом работы кружка. Организация работы членов кружка. Выбор актива кружка. Основные формы и методы работы.



2


Определение мотивов участия обучающихся в деятельности (подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)


3
Здоровье человека. Значение здорового образа жизни для человека.
Понятие здоровья. Здоровье и его составляющие: физическое, психическое и духовное здоровье. Пути их гармоничного существования. Понятия «здоровый образ жизни», «вредные привычки». Их влияние на качество жизни. Валеология как наука о здоровье человека. Источники здоровья.
Игра «Завершите фразу».
Демонстрация видеофильма «Территория безопасности». (http://fskn.gov.ru/pages/main/young_people/4080/index.shtml)



4


Определение общей выносливости и физической работоспособности организма; получение экспериментальных данных на начало учебного года.


Раздел 2. Анкетирование, как метод исследования – 12 часов

5
Анкетирование, как метод исследования










Диаграммы. Виды диаграмм. Знакомство с программой Microsoft Office Excel.
Что такое анкета? Этапы проведения анкетирования. http://www.grandars.ru/college/sociologiya/urovni-issledovaniy.html



6


Подготовка исследования. Разработка анкет.


7


Сбор первичной информации.


8


Подготовка и обработка собранной информации.


9


Анализ информации, подведение итогов исследования, формулировка выводов и рекомендаций.


10

Диаграммы. Виды диаграмм. http://www.grandars.ru/student/statistika/diagrammy.html



11

Знакомство с программой Microsoft Office Excel.



12


Построение диаграмм.


13


Построение диаграмм.


14
Создание презентаций.
Знакомство с программой Microsoft Office PowerPoint.
Знакомство с программой Microsoft Office PowerPoint. http://infourok.ru/
Создание презентации, на основе данных анкетирования.


15


Сбор информации для подведения итогов по конкурсу «Самый здоровый класс»


16


Анализ и оформление данных по конкурсу «Самый здоровый класс»


Раздел 3. Формирование мотивации к ведению ЗОЖ– 8 часов

17

Беседа: «Современные аспекты профилактики табачной и алкогольной зависимости среди молодежи».



18

Беседа: «Жизнь без вредных привычек»



19

Сказка беседа с элементами практикума. http://topreferat.znate.ru/docs/index-56049.html



20

Что такое эссе и как его написать. http://pnu.edu.ru/ru/recruitment/graduates/essay/



21


Написание эссе в школьную газету «Жизнь без вредных привычек»


22


Подбор материала для выступления на акции «Мир против наркотиков».


23


Подготовка к акции «Мир против наркотиков»


24


Подготовка материала «Дня здоровья». (КВН 5-6 класс, игра по станциям 5-11 класс по президентским играм.)


Раздел 4. Целебные факторы природы -15 часов

25
Солнце.
Солнце как источник жизни на Земле. Значение солнечного света для состояния здоровья человека. Способы и правила принятия солнечных ванн, загара. Искусственный загар. Влияние загара на состояние здоровья человека.



26


Профилактика и оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе и солнечных ожогах. Озоновые дыры. Радиация. http://www.medical-enc.ru/1/anatomia.shtml


27
Воздух.
Воздух как компонент природы. Состав атмосферного воздуха. Чистый воздух залог здоровья человека. Факторы загрязнения атмосферного воздуха. Загрязнение воздушной среды как фактор ухудшения состояния здоровья человека. Способы и условия чистоты воздуха. Охрана чистоты воздуха охрана здоровья.



28

Лишайники как природные индикаторы чистоты воздуха. Состояние атмосферного воздуха территории и окрестностей.





29
Вода. Снег. Лед.
Вода как компонент природы. Вода и здоровье. Виды загрязнений воды, их опасность. Проблема кислотных дождей, их опасность для человека. Опасность для здоровья человека употребления сырой воды.



30

Закаливающий эффект воды. Моржевание. Правила закаливания. Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Проблема пресных питьевых вод. Экономия воды в быту.



31


Демонстрация видеофильма «Великая тайна воды». Игры «Можно нельзя», «Самооценка».


32


Подготовка материала для изготовления снежной фигуры.


33


Подготовка материала для игры «Зимние забавы».


34


Подготовка материала для игры «Зимние забавы».


35
Лес как источник здоровья.
Лес как компонент природы. Лес как экосистема. Видовое разнообразие растений и животных леса. Лес богатство человечества. Значение леса для человека и для природы. Необходимость защиты и охраны лесных богатств.



36


Прогулка в лес. Знакомство с лесными культурами.


37


ПРОГРАММА "PARUS" И "ЕВРОАЗИАТСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ УЧЕТЫ" (ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ) http://www.ecosystema.ru/voop/parus/index.htm


38


ПРОГРАММА "PARUS" И "ЕВРОАЗИАТСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ УЧЕТЫ" (ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ) http://www.ecosystema.ru/voop/parus/index.htm


39


ПРОГРАММА "PARUS" И "ЕВРОАЗИАТСКИЕ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ УЧЕТЫ" (ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ) http://www.ecosystema.ru/voop/parus/index.htm


Раздел 5. Пищевые продукты, их валеологическая ценность – 4 часа

40
Питательные вещества, пищевые продукты.
Основные питательные вещества: белки, жиры, углеводы. Обязательные питательные вещества: органические кислоты, витамины, макроэлементы, микроэлементы и вода. Их значение. Пищевые продукты. Животные и растительные продукты как источники питательных веществ и энергии. Качество пищевых продуктов. Содержание в пищевых продуктах нитратов, фосфатов, гербицидов, радионуклидов и т. п.



41


Профилактика и первая помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация видеофильма «Экологическое сельское хозяйство». http://www.ecology.md/section.php?section=ecoset&id=10176


42
Значение продуктов питания для здоровья человека.

Продукты питания как фактор здоровья человека. Качество продуктов питания. Умение читать информацию на упаковке товара. Химические добавки в продуктах и их обозначение цифровыми кодами. Проблема утилизации упаковки.
Суточный пищевой рацион человека: завтрак, обед и ужин. Периодичность питания человека в течение дня. Понятие диеты. Функции и правила соблюдения диеты в укреплении здоровья человека. Правила составления различного меню.
Пищевая аллергия и её признаки. Продукты, вызывающие аллергию.



43


Определение степени полезности или вредности распространённых продуктов питания


Раздел 6. Растения в пищевом рационе человека -18 часов

44
Овощи и фрукты в питании человека.
Значение растительной пищи для здоровья человека. История окультуривания некоторых растений. Центры происхождения культурных растений.



45


Деление растений на группы по их использованию.
Дидактическая игра «Раздели на группы».


46
Плодово-ягодные растения в рационе питания человека.
Яблоня, груша, арония. Вишня, черешня, слива, алыча полезные лакомства.
Путешествие в ягодный сад. Смородина чёрная, красная, белая, крыжовник, земляника в рационе питания человека. Биологические особенности ягод. Содержание полезных веществ в плодах и других частях ягодных растений. Значение ягодных растений для здоровья человека. Сорта плодово-ягодных растений.



47


Лабораторная работа: определение содержания витамина С в яблоках.
Игра «Давайте познакомимся!».


48
Дикорастущие и малораспространённые плодово-ягодные растения.
Жимолость синяя съедобная, голубика высокорослая, клюква крупноплодная, шиповник новые и редкие гости в наших садах. Биологические особенности. Значение для человека.



·т°
49


Игровое занятие «Лесовичок приглашает».


50
Правила заготовки плодово-ягодных растений.
Назначение, виды и способы заготовки и переработки плодов и ягод с учётом сохранения ценных питательных веществ. Технология сбора и переработки отдельных плодов и ягод.



51


Конкурс знаний учащихся «Плодово-ягодный коктейль».





52
Овощные культуры.
Многообразие овощных культур и деление на группы по разным критериям: по значению для человека, по признаку использования той или иной части растения, по способам использования, по биологическим особенностям и др.
Клубнеплоды. Представители: картофель, топинамбур. Биологические особенности. Значение для человека.



53


Лабораторные работы: определение содержания крахмала в клубнях картофеля; изучение основных признаков белокочанной капусты.


54

Корнеплоды. Представители: редька, репа, морковь, петрушка, свекла, редис, сельдерей, пастернак и др. Биологические особенности. Значение для человека.
Плодовые овощные культуры. Огурец, кабачок, патиссон, тыква, томат, перец, баклажан, физалис и др. Их значение для здоровья человека.
Капустные овощные растения: капуста белокочанная, краснокочанная, цветная капуста, кольраби, брокколи, пекинская (салатная) и другие. Значение для человека.
Фитонцидные свойства овощей на примере лука, чеснока.
Зеленные культуры. Их многообразие: шпинат, листовой салат, листовая петрушка, сельдерей, пастернак, любисток, спаржа, кориандр, щавель, ревень, лебеда садовая, горчица листовая, укроп и др. Значение для питания человека.
Пряно-ароматические овощные растения: анис, базилик, любисток, иссоп, змееголовник, кресс-салат, майоран, эстрагон, хрен, катран, кориандр, мелисса, мята, шалфей, чабер, тмин, тимьян, розмарин, рута, нигелла, фенхель и др. Значение для питания человека.




55


Практические работы: изучение внешнего строения и свойств корнеплодов и плодовых овощных растений с использованием натуральных экспонатов, таблиц, муляжей; определение зеленных культур по запаху и вкусу.
Дегустация некоторых видов корнеплодов. Дегустация капусты и блюд из неё. Конкурс «Кулинарные знатоки».
Дидактическая игра «Раздели на группы». Обучающая игра «Овощное лото».


56
Злаковые хлебные и крупяные культуры.
Значение злаковых культур. Их многообразие. Знакомство с истерией возникновения хлеба и развитием хлебной промышленности. Необходимость бережного отношения к хлебобулочным изделиям. Многообразие и пищевая ценность изделий из круп.
Беседа «Хлеб всему голова».




57


Конкурс знаний «Как растёт хлеб?»


58
Дикорастущие съедобные растения.
Многообразие дикорастущих съедобных растений: одуванчик, цикорий, пастушья сумка и другие. Их пищевая ценность. Правила сбора дикорастущих съедобных растений: время, место, технология.



59


Лабораторная работа: знакомство с внешним видом и полезными свойствами дикорастущих съедобных растений.


60
Рациональное питание и здоровье человека.
Правила рационального питания. Значение продуктов питания растительного происхождения для здоровья человека.



61


Практическая работа: составление суточного рациона питания школьника.



Раздел 7. Животные и продукты животноводства в пищевом рационе человека – 4 часа

62
Мясная продукция в питании человека.
Мясо как компонент рациона питания человека. Разнообразие видов мяса в рационе питания человека. Пищевая ценность мяса.





63

Зависимость употребления человеком мяса различных животных от культурных, религиозных и национальных традиций. Зависимость питательной ценности мяса от способа приготовления.





64
Молочная продукция.
Молоко как компонент рациона питания человека. Виды молока. Их пищевая и питательная ценность. Разнообразие молочной продукции в рационе питания человека. Диетические виды молочной продукции: козье молоко, кумыс, йогурт и т. д. Значение молочных и молочнокислых продуктов для здоровья человека.



65


Практическая работа: дегустация отдельных молочных и молочнокислых продуктов с обсуждением их питательной ценности.


Раздел 8. Исследовательская работа – 4 часа

66
Подготовка к исследовательской работе
Научно-исследовательская работа и ее составные части
http://axi-us.ru/clauses/kategoriya-novykh-rabot-statey-2-/gumanitarnye-nauki/nauchno-issledovatelskaya-rabota-i-ee-sostavnye-ch/



67


Выбор темы и составление плана работы


68


Выбор темы и составление плана работы





Прогноз результативности
К концу обучения дети должны узнать:
значение здорового образа жизни для качества жизни человека;
факторы риска и факторы, укрепляющие здоровье;
основные гигиенические требования к условиям учёбы, труда, быта, отдыха;
влияние действия алкоголя и наркотических веществ на организм человека; меры профилактики СПИДа;
причины основных заболеваний и их профилактику;
основные правила рационального питания;
влияние физических нагрузок на организм человека;
способы сохранения и укрепления иммунной системы человека;
основы строения, функции, гигиену органов чувств и восприятия;
правила поведения в природе;
понятия «здоровье», «здоровый образ жизни», «иммунитет», «медицина», «гигиена», «валеология», «фитотерапия»;
наиболее распространённые лекарственные растения и их свойства;
правила сбора, сушки и хранения растительного сырья;
ядовитые грибы и растения.
Кроме того, дети научатся:
выбирать и отдавать предпочтение здоровой пище, одежде, обуви, аксессуарам;
соблюдать режим дня;
проводить самоанализ и самооценку своего физического и психического здоровья;
предотвращать и оказывать первую помощь при тепловом и солнечном ударах, ожогах и обморожениях, вывихах и переломах, пищевых отравлениях, отравлениях угарным газом;
придерживаться правил поведения в природе;
правильно заготавливать лекарственное сырьё;
приготавливать целебные настои и отвары согласно рецепту;
подготавливать сообщение, реферат, доклад;
оценивать экологическое состояние помещения, учебного заведения, прилегающей территории;
применять на практике полученные знания и навыки;
пропагандировать здоровый образ жизни, экологические и природоохранные знания.
















Рекомендуемая литература
Для педагога
1. Агеева, ИД. Веселая биология на уроках и праздниках: метод. пособие / И.Д. Агеева. М. : Сфера, 2005./ http://el-meridian.ru/author/8187//
2. Агеева, ИД. Веселые загадки-складки и загадки-обманки для всех школьных праздников / И.Д. Агеева. М. : ТЦ Сфера, 2002.
3. Ксенофонтова, В.В. Анатомия и физиология человека: учеб.-метод. пособие по биологии / В.В. Ксенофонтова, В.В. Евстафьев, О.Г. Машанова. М. : Московский лицей, 1997.
4. Шапиро, Д.Н. Дикорастущие плоды и ягоды / Д.Н. Шапиро, Н.И. Манциводо, В.А. Михайловская. 3-е изд., перераб. и доп. Минск : Ураджай, 1988.
5. Кемп, П. Введение в биологию / П. Кемп, К. Арме; пер. с англ. М. : Мир, 1988.
6. Коган М.С.Игровая кладовая/М.С. Коган;-Сибирское университетское издательство, 2008.
7. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий / А.К. Колеченко. М. ; СПб., 2001.
8. Маглыш, С.С. Экологическое воспитание на уроках биологии в 7 классе: пособие для учителей учреждений, обеспечивающих получение общ. сред, образования, с рус. яз. обучения / С.С. Маглыш, Т.Н. Солтан. Минск: ТетраСистемс, 2006.
9. Мансурова, СЕ. Здоровье человека и окружающая среда: Элективный курс / СЕ. Мансурова, О.А. Шклярова. М. : СПб. : Виктория плюс, 2006.
10. Баранов, В.Д. Мир культурных растений. Справочник / В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. М. : Мысль, 1994.
11. Мурох, В.И. Наш зеленый исцеляющий друг / В.И. Мурох, Л.И. Стекольников. Минск : Ураджай, 1987.
12. Наумов, К.И. Как появились плодово-ягодные культуры / К.И. Наумов. Минск : Ураджай, 1987.
13. Игнатьева, И.П. Плодовые и овощные культуры СССР: альбом / И.П. Игнатьева, А.Н. Постников, Н.В. Борисов. М.: Агропромиздат, 1990.
14. Потапова, Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 510 лет: популярное пособие для родителей и педагогов / Л.М. Потапова. Ярославль : Академия развития; Академия Холдинг.
15. Сотников, В.Ф. Кладовая здоровья: альбом / В.Ф. Сотников. М. : Лесная промышленность, 1985.
16.Черняк, Л.В. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии: метод, рекомендации / Л.В. Черняк, В.А. Бахарев, С.С. Маглыш. Минск : ТетраСистемс.

Для учащихся
1. Иванова, Т.Н. Лесная кладовая / Т.Н. Иванова, Л.Ф. Путинцева. Тула : Приок. кн. изд-во, 1993.
2. Трайтак, Д-И. Книга для чтения по биологии. Растения / Д.И. Трайтак. М. : Просвещение, 1996.
3. Князева, М.Л. Ключ к самосозиданию / М.Л. Князева. М. : Мол. гвардия, 1990.
4. Кощеев, А.К. Лесные ягоды: справочник / А.К. Кощеев, Ю.И. Смирняков. М. : Экология.
5. Красиков, СП. Предания о металлах и минералах / СП. Красиков. Минск : Юнацтва, 1994.
6. Кудян, А.Н. Хозяйке о продуктах питания / А.Н. Кудян. Минск : Ураджай, 1978.
7. Микулович, Л.С. Тайны хлеба / Л.С. Микулович, Е.В. Дубовик. Минск : Ураджай, 1993.
8. Мурох, В.И. Целебные напитки / В.И.Мурох, Л.И. Сокольников. 2-е изд. Минск : Полымя, 1986. 158 с.
9. Ольгин, О. От абрикоса до яблока / О. Ольгин. М. : Текст, 1994.
10- Пекелис, ВД. Как найти себя: энциклопедия в двух книгах, которая поможет тебе стать сильнее, умнее, лучше / В.Д. Пекелис. Минск : Юнацтва, 1989.
11. Приходько, С.Н. Цветы в квартире. 2-е изд., доп. / С.Н. Приходько, М.В. Михайлова. К. : Урожай, 1992.

wђ Заголовок 1Dђ Заголовок 415