Классный час «Курительные смеси: новая опасность для подростков» Классный час «Курительные смеси: новая опасность для подростков»
Классный час
«Курительные смеси: новая опасность для подростков»
Цель: формирование отрицательного отношения к психоактивным и психотропным веществам.
Задачи:
- помочь осознать разрушительное влияние курения курительных смесей на организм человека.
- -подчеркнуть, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым;
- сформировать у участников группы навык отказа от действия в опасных для благополучия, здоровья и жизни человека ситуациях,
- информировать об изменениях в законодательных актах РФ, касающихся проблем наркомании.
Приглашенные: в классном часе принимают участие врач-педиатр, инспектор ПДН.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, листы (формата А 4) для работы в группах, фломастеры.
Подготовительный этап:
1. заполнение анкеты для определения уровня общей осведомлённости учащихся о наркотических веществах (приложение 1)
2. подготовка сообщений учащимися.
Этапы урока:
1. Организационный момент 1 мин.
2. Мотивация кл. часа и актуализация темы 5 мин
3. Основной этап 37 мин
4. Рефлексия 1 мин
Ход мероприятия
Вступительное слово учителя.
По результатам проведенного анкетирования выявлено, что всё – таки вы очень мало знаете о наркотиках, а главным образом о их вреде. Некоторые даже ответили: не знаю и не хочу знать! А зря! Кто осведомлён, тот вооружён!
Известно, что наркотики причиняют огромный вред людям, особенно молодым. Поэтому в России производство, ввоз и продажа наркотических средств запрещены законом, а людям, которые этим занимаются, грозит серьёзное уголовное наказание. Однако в последнее время марихуана, героин и другие наркотики теряют популярность. На смену им пришли курительные смеси, и, что очень странно и опасно, они до недавнего времени свободно продавались.
Что такое курительные смеси? (Сначала учащиеся сами пытаются дать ответ на поставленный вопрос.)
Ученик 1. Слайд 2. Курительные смеси – это наркотик. Пришли они к нам из американских лабораторий. Сегодня же их производством занимается в основном Китай. Впервые о появлении курительных смесей в России заговорили в 2007 году. Но массовое распространение и употребление их относится к началу 2009 года. Курительные смеси, или миксы, состоят из экстрактов и трав. В состав курительных смесей входят различные части растений – их корни, кора, листья, семена, цветы и т.д., которые в определённой комбинации создают состояние, аналогичное наркотическому опьянению.
Ученик 2. Слайд 3. Курительные смеси делятся на две группы.
К первому виду относятся миксы, состоящие из натуральных растений, такие например как шалфей предсказателей, голубой лотос, гавайская роза. Эти травы обладают галлюциногенным действием. Второй вид курительных миксов – это смеси трав, обработанных химическими веществами (синтетическими каннабиноидами) и полностью произведенные в лабораторных условиях. Обнаруженный в составе курительных смесей синтетический каннабиноид в пять раз сильнее марихуаны.
Учитель: о разрушительном влиянии курительных смесей на организм человека расскажет врач-педиатр.
Врач-педиатр. Слайд 4-6. Курение миксов приводит
- к тяжёлым нервным расстройствам по типу депрессивного синдрома, суицидальных попыток;- развитию психической и физической зависимостей, таких же, как и при употреблении других видов наркотических веществ: героина, амфетаминов, марихуаны и др.- поражению центральной нервной системы: снижение памяти, внимания, интеллектуальных способностей; нарушения речи, мыслительной деятельности (понимания); координации движений, режима сна, потеря эмоционального контроля (резкие перепады настроения);- психозам, психическим нарушениям различной степени тяжести вплоть до полного распада личности (подобные при шизофрении);- снижению иммунитета, импотенции (для мальчиков), нарушению гормонального фона (для девочек);- риску развития сахарного диабета, рака легких и т. д.;- поражению сердечно-сосудистой системы;- отравлению от передозировки, смерти.
Учитель. Слайд 7. Последствия приема курительных смесей отражаются не только на здоровье людей, но и на социальное развитие общества в целом:
- разрушение социальных связей: потеря семьи, друзей- потеря работы, учебы, запрет на некоторые виды профессиональной деятельности, ограничения в получении специальности, невозможность вождения транспорта;- связь с криминальными кругами, воровство, риск вовлечения в незаконный оборот наркотиков и привлечение к уголовной ответственности и другие преступления;- разрушение своей личности: равнодушие к самому себе, своему будущему и близким людям, ослабление воли, преобладание единственной ценности по имени «наркотик», потеря смысла жизни, опустошенность, одиночество.Учитель: Об изменениях в законодательных актах РФ, касающихся проблем наркомании, расскажет инспектор ПДН.
Инспектор ПДН. Слайд 8. Проблемой борьбы с распространением курительных смесей озабочен весь цивилизованный мир. В настоящее время синтетические каннабиноиды, являющиеся действующими веществами курительных смесей, запрещены в России и многих странах Европейского союза: Австрии, Германии, Литве, Люксембурге, Польше, Великобритании, Франции, Швеции, Эстонии. С 22 января 2010 г. в России вступил в действие запрет на производство, хранение и продажу курительных смесей, содержащих компоненты, входящие в определённый Правительством России перечень наркотических веществ. В соответствии с действующим законодательством, лица, осуществляющие незаконный оборот указанных наркотических средств, будут привлекаться к уголовной ответственности так же, как за героин и кокаин:- Статья 228 УК РФ (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до 10 лет.- Статья 228.1. УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов) предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до 20 лет.
Отработка умения отказа от нежелательного действия.
Упражнение «Отказ от нежелательного действия»
Учитель: Теперь вам понятно, что курение смесей, обладающих психоактивным действием, вредно и опасно для здоровья человека. Однако в жизни у многих людей бывает ситуация, когда им предложили закурить и они не сумели отказаться, несмотря на то, что знали о возможных последствиях. Поэтому становится понятно, что, кроме убеждения не курить, необходимо еще наличие умения отказываться от него. Умение разными способами отказываться от чего - то ненужного и нежелательного крайне важно для человека.
Давайте теперь подумаем, какие способы отказа от курения могут быть (все записать на доске)
Следует отметить, что в зависимости от ситуации выбирается та форма отказа, которая является более или менее категоричной.
Примерно подобный список можно представить следующим образом (формы отказа здесь представлены, начиная наиболее мягкой и заканчивая наиболее жесткой):
Объяснить причины отказа.
Предложить замену (заняться чем-то другим или дать что-то другое).
Сделать вид, что не слышал.
Просто сказать «нет» (не споря и не объясняя причин отказа).
Сказать «нет» и уйти.
Уйти или убежать, ничего не говоря.
Упражнение «Отработка навыков»
Учитель: Мы с вами разобрали, какие существуют формы отказа от нежелательного действия. Каждый такой отказ может применяться в определенной ситуации. Чем опаснее является идущее от кого-то предложение, чем больше исходит от него угрозы благополучию, здоровью и жизни человека, тем более категоричным должен быть отказ (вплоть до последней его формы - бегства).
Каждой группе дается карточка, на которой написана определенная ситуация, требующая отказа в действиях:
мальчик просит одноклассницу дать списать домашнее задание;
один из курящих подростков предлагает сигарету проходящим мимо ребятам;
девочка уговаривает подругу вместо уроков пойти посмотреть новый видеофильм;
незнакомый человек предлагает девочке подвезти ее;
взрослый уговаривает мальчика украсть CD-диск из палатки.
Задание отвечающим: Подумать, какой из предложенных способов отказа (из написанных на доске или ватмане) лучше всего подходит к представленным ситуациям и почему, и проговорить вслух.
Закрепление материала. Опрос учащихся.
1. Что такое курительные смеси? (Это наркотик)
2. Влияние курительных смесей на организм человека. (регулярное употребление курительных смесей может привести не только к психическим расстройствам, но и к серьезным нарушениям физического здоровья, вплоть до инвалидности)
3. Существует ли уголовная ответственность за хранение, производство и сбыт наркотических средств? (незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до 10 лет; незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы до 20 лет)
Рефлексия.
Какие открытия вам удалось сделать сегодня на классном часе?
(Высказывания детей)
Приложение 1.
Анкета для определения уровня общей осведомлённости учащихся
о наркотических веществах
1. Кто из членов вашей семьи курит?__________________________________________________________________________
2. Ты когда–нибудь, хоть раз, пробовал курить?_________________________________________________________________________
3. Как ты думаешь, став взрослым, ты будешь курить? Почему?
________________________________________________________________________________
4. В вашей семье употребляют алкогольные напитки_________________________________________________________________________
5. Ты пробовал хоть раз алкогольные напитки?________________________________________________________________________
6. Тебе хочется их попробовать?____________________________________________________________________
7. Наркотики – это _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Как влияют на здоровье куренье, алкоголь, наркотики?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15