Статья по Этике и психологии семейной жизни 10-11 классы

Формирование экономической грамотности старшеклассников на занятиях курса «Этика и психология семейной жизни»
Ведущей целью курса “Этика и психология семейной жизни” является формирование у обучающихся готовности к вступлению в брак и воспитанию будущих детей, уважительного отношения к семье, ее духовным ценностям.Основной функцией семьи является продолжение человеческого рода, передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Семья обеспечивает развитие личности в течение всей жизни человека.       Характер семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, правильное воспитание подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.            Курс рассчитан на 2 года (10-11 классы) и имеет следующую структуру.      В первом разделе “Семья в свете духовно-нравственных и культурных традиций общества” раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения ею традиционных норм нравственности. Рассматриваются негативные последствия разрушения традиционных устоев семьи.       Задача второго раздела “Психология личности” состоит в том, чтобы дать обучающимся с ОВЗ представление о строении личности, ее направленности, индивидуальных особенностях и способностях.       Третий раздел “Особенности межличностных отношений юношества” раскрывает понятия о психологии межличностных отношений, о нравственных основах взаимоотношений между юношами и девушками, о товариществе, дружбе и любви, о культуре их поведения.       Раздел “Брак и семья” начинается с раскрытия понятия “готовность к браку”, затем дается характеристика основных функций семьи, раскрываются особенности молодой семьи.       В разделе “Основные ценности семьи” характеризуются духовные и нравственные устои семьи, ее трудовая атмосфера, бюджет и хозяйство, эстетика быта. Особо выделяется вопрос о значении психологического климата семьи, анализируются причины возникновения неблагополучных семей.       В завершающем курс разделе “Семья и дети” рассматриваются темы о незаменимости семьи в воспитании детей, педагогики предупреждения и перевоспитания детского эгоизма и типичных недостатков семейного воспитания.       Моя задача как      педагога, ведущего этот курс, состоит в том, чтобы активно включить родителей в воспитание качеств семьянина у своих детей.       Вопросы сексуального просвещения не входят в содержание данного курса, поскольку их коллективное обсуждение в классе означало бы солидарность с позицией “свободного секса”, перечеркивающей этические нормы семьи. Глубоко интимные, сокровенные вопросы отношения полов могут обсуждаться лишь в доверительном общении матери с дочерью, отца с сыном. Поэтому принципом преподавания курса “Этика и психология семейной жизни” является недопустимость провоцирования у подростков и юношей переживаний сексуального характера.  
В разделе «Основные ценности семьи» рассматриваются темы, благодаря которым я могу на своих уроках формировать экономическую грамотность старшеклассников как необходимое направление по обеспечению качества обучения и социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.
Объясняю, что семейная экономика – это наука о повседневной жизни семьи. Её основные задачи: умение разобраться со своими потребностями, выбрать эффективные средства для их удовлетворения, разумно организовать семейный труд, рассчитать расход денег и времени, знать цену трудовой копейке;
а экономическая функция семьи сводится к следующему:
ведение домашнего хозяйства;
накопление семейного имущества и обеспечение его наследования;
финансовая деятельность (умение правильно рассчитать семейный бюджет);
участие членов семьи в общественном производстве, создающем материальные и духовные ценности);
подготовка детей к труду, экономическое воспитание, ориентация на будущую профессию.
Веду на занятиях беседу с обучающимися.
Что вы знаете о доходах своей семьи?
Имеете ли вы свой личный приработок? Если да, то каков источник вашего дохода?
На что расходуются деньги в вашей семье?
Знаете ли вы, какую часть занимают расходы на вас в семейном бюджете? Что входит в эти расходы?
Выполняем практическую работу, составляем таблицу.
Семейный бюджет

Доходы семьи
Расходы семьи

Заработная плата трудоспособных членов семьи.
Пенсия по старости, пенсия по потере кормильца, стипендии, детские пособия, пособия по безработице.
Источники доходов школьников: индивидуальная трудовая деятельность (декоративно-прикладное творчество, ремонт радио-видеоаппаратуры); коммерческая деятельность (продажа газет, журналов); оказание услуг (присмотр за ребёнком, помощь пенсионерам и инвалидам).
Доходы от предпринимательской деятельности.
Доходы от приусадебного хозяйства.
Доходы от других источников (ценные бумаги, сбережения, сдача в аренду недвижимости).


Обязательные платежи (налоги, оплата коммунальных услуг, кредитов и т.д.).
Расходы на питание.
Покупки предметов первой необходимости.
Покупки непродовольственных товаров (одежда, обувь, мебель и т.д.).
Расходы на транспорт, связь, интернет.
Расходы на культурные потребности (театр, кино, цирк и т.д.).
Другие расходы.


Практическая работа.
Составить меню на 1 день согласно суточной потребности людей в Ккал
(~ 2800ккал).
Подсчитать стоимость продуктов питания на 1 члена семьи в день.
Подсчитать стоимость продуктов питания на всех членов семьи в день
( 3 человека).
Подсчитать расходы на питание всех членов семьи за 1 месяц (примерно).
Составить таблицу.

Расходы на питание

Меню на 1 день

Ккал
Сумма на 1 день
Сумма на 1 месяц

Завтрак
каша
кофе
бутерброд



370
150
360

8 руб.
3р.50к.
4 руб.

120 руб. х количество членов семьи
120 х 3= 360 руб.





360 руб. х на
30 дней= 10800 руб.

Обед
щи
гуляш
макароны
кисель


230
350
330
150

10 руб.
15 руб.
2р.50к.
4р.50к.


Полдник
блинчики с творогом


650

12 руб.


Ужин
пельмени
чай с сахаром


350
60

10 руб.
50 коп.



Итого:

2891

120 руб.

10800 руб.


Итак, на своих занятиях по «Этике и психологии семейной жизни» я формирую экономическую грамотность старшеклассников и тем самым обеспечиваю необходимое направление по обеспечению качества обучения, социальной адаптации обучающихся с ОВЗ. Кроме того, в данном курсе прослеживается взаимосвязь с такими учебными предметами как математика, русский язык, литература, валеология, СБО, ОБЖ, а также с другими научными дисциплинами как социология, психология, медицина, этика, основы права.
Курс “Этика и психология семейной жизни” может стать средоточием духовно-нравственного образования и воспитания, обращенного к насущным жизненным задачам юношества. Ведь семья - это жизненный центр, взращивающий в душе человека вечные ценности добра, красоты, разумности и любви.