Формирование экологической культуры дошкольников в исследовательской деятельности через педагогическое просвещение родителей
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад комбинированного вида №8 «Солнышко»
Барабинского района Новосибирской области
Формирование экологической культуры дошкольников в исследовательской деятельности через педагогическое просвещение родителей
Барабинск, 2014
“Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…”
А.А. Плешаков
Наблюдая за поведением детей во время занятий, опытов, прогулок, можно заметить, что у большинства детей слабая познавательная активность, недостаточная экологическая культура. Проанализировав ситуацию, предположила, что разумное сочетание исследовательской проектной деятельности, познавательного интереса детей, их стремление к самостоятельным наблюдениям и опытам позволит сформировать конкретные знания о взаимодействиях в природе, о воздействии человека на окружающую среду, создаст благоприятные условия для формирование экологической культуры дошкольников.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Один малыш, развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, и мама, идя рядом, никак на это не отреагирует. А другой никогда о таком даже и не подумает, и впоследствии и дальше будет способствовать сохранению чистоты на улицах своего города.
Влияние семьи на формирование начал экологической культуры ребенка определяется отношением ее членов к окружающей природе и общей культурой членов семьи. Роль детского сада в организации данного вида деятельности определяется личностными и профессиональными качествами педагогов, культурным уровнем педагогического коллектива и оптимальными условиями воспитания, образования, развития и созданием эколого-развивающей среды в детском саду.
Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не стали единомышленниками и помощниками в воспитании детей. Больше того, основы культуры, частью которой является экологическая, закладываются в семье.
Работа с родителями по формированию экологической культуры дошкольников в исследовательской деятельности должно является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решать главную нашу задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного, человека, который будет жить в XXI веке.
Для этого родители должны стать участниками образовательно-воспитательного процесса ДОУ.
В работе с родителями в этом направлении можно использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии).
Тестирование, анкетирование родителей, составление социологических паспортов (образовательный уровень родителей, «микроклимат в семье») позволяет дифференцированно подходить к оказанию помощи родителям в экологическом воспитании дошкольников. Можно привлечь родителей к проведению практической природоохранной работы (озеленению интерьеров и участков ДОУ, прилегающей к ним территории микрорайона), к совместным проведениям экскурсий, мини-походов в природу. В ДОУ создать клубы по интересам, семейные мастерские, семейные гостиные для родителей. В семейных мастерских дети вместе с взрослыми могут готовить поделки из природного материала, из вещей, бывших в употреблении. Из утилизированного сырья (пластмассовых и картонных упаковок, лоскутков тканей, пластмассовых бутылок, металлических банок и пр.) можно создать картины, панно, различные поделки. Изготовление поделок должно сопровождаться беседами о необходимости бережного отношения к природным ресурсам, о проблемах мусора и т.д. Организовать выставки-ярмарки, например «Вторая жизнь вещей». В семейных гостиных проводить творческие встречи, где можно обсудить вопросы экологического воспитания детей, экологической обстановки в регионе, проводить семинары, консультации, диспуты, деловые игры по эковоспитанию, по экологическим проблемам, оформляются стенды «Уголок для родителей». Все это способствует развитию культуры семейного досуга.
Родители должны быть активными участниками праздников, досугов, развлечений экологического содержания, должны помогать в оформлении предметно-развивающей среды. Можно для родителей в каждой группе оформить экологические газеты, которые могут содержать и занимательную информацию, и практические советы.
Активной формой экологического воспитания дошкольников является проведение выставок, в подготовке которых участвуют педагоги, дети и их родители. Выставки имеют различную тематику. Проводятся выставки, посвященные экологическим датам календаря, тематические выставки: «Природа и фантазия», «Отходы в доходы», «Мир глазами детей», « Чудеса родной природы» и пр. Также проводить выставки поделок из природного материала, овощей и фруктов. Выполнять совместные рисунков детей и родителей в связи с сезонными изменениями в природе " Красавица осень", " Лето красное", "Зимние узоры" и др. Вместе с родителями проводить экологические охранные акции "Покормите птиц зимой", " Чистота спасет мир", " Наш детский сад - зелёный дом" и др.
Участвовать в конкурсах экологической направленности.
Например, при организацииродительского собрания на тему "Задачи экологического воспитания" можно провести предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Родительское собрание начать с КВН между командой детей и родителей, затем, после ухода детей, проанализировать вместе с родителями данное мероприятие, сделать выводы. Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начать можно с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель беседы- не навреди. Для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей целесообразно организовать отдельную беседу. Ещё одна форма работы с семьёй- педагогические ширмы, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Такую форму работы, как консультации, например "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье", можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Можно показать родителям сценку, например "Лесные уроки вежливости, в которой сказочные персонажи расскажут о том, как надо вести себя в природе. После просмотра можно побеседовать с родителями, дать конкретные советы, порекомендовать детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации о природе, посмотреть какие- то телевизионные передачи и т. д.
Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей. Совместно мы провели акции "Посади дерево!", " Сохраним природу чистой". Планируем провести "Комнатное растение моего ребёнка", "Ёлочка зелёная иголочка", "Добрая зима", "Берегиня".
Педагоги могут консультировать родителей, как организовать досуг в выходные дни и в период летнего отдыха, организуют совместные походы. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры, они помогут активно участвовать в исследовательской деятельности дошкольников. А главное понять, что в процессе совместной исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления, усиления интереса и любви у детей к миру природы в повседневной жизни, потому что радость общения с природой делает жизнь детей эмоционально богаче. Способствуют активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, наблюдательность, внимание, трудолюбие и милосердие. Эти качества, заложенные в раннем возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Всё хорошее в людях - из детства!Как истоки добра пробудить?Прикоснуться к природе всем сердцем:Удивиться, узнать, полюбить!Мы хотим, чтоб земля расцветала,И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология сталаНе наукой, а частью души!