Публикация по проблемам образования.Условий качества образования. Мониторинг учебно-воспитательного процесса.
Условий качества образования.
Мониторинг учебно-воспитательного процесса.
Бурова Светлана Григорьевна.
Учитель начальных классов
Цели:
1) практическая разработка системы мониторинга внутришкольного контроля;
2) получение систематической информации о качестве усвоения знаний
обучающихся;
3) создание творческого педагогического коллектива, участвующего
в планировании и разработке программ мониторинговых исследований
4) достижение качества образования обучающихся в ОУ, удовлетворяющее
социальным запросам.
Задачи:
1) изучить опыт и достижения науки и практики в области построения и применения систем мониторинга ОУ;
2) проанализировать состояние организации и управления мониторингом качества образования в школе;
3) разработать модель мониторинга качества образования в ОУ;
4) разработать информационно-экспертную систему для сведения, обобщения, анализа информации мониторинговых исследований;
5) создать информационный банк данных по теме « Мониторинг качества образования в ОУ»:
- состояние и результативность методической работы;
- состояние качества преподавания и организация процесса обучения;
- состояние работы с родителями;
- состояние воспитательной работы;
- посещаемость;
- уровень развития обучающихся и состояние успеваемости;
- качество знаний и умений;
- состояние работы службы сопровождения (логопед, психолог, социальный педагог);
- здоровье и физическое развитие учащихся; систематический сравнительный анализ учебных достижений.
Гипотеза
Успешное решение проблемы повышения качества обучения возможно, если
будут созданы следующие условия:
1) создан банк данных мониторинга психолого-педагогического обследования
учащихся;
2) включение учащихся в творческую активную деятельность через систему
коллективных творческих дел, вовлечение учащихся в спортивную деятельность,
то есть работа всех учащихся через различные виды деятельности;
3) все субъекты образовательного процесса будут обеспечены информационно-
аналитическим комплексом, содержащим своевременную и объективную
информацию о результатах проведённого мониторинга.
4) цели мониторинга внутришкольного контроля направлены на создание условий
для педагогического творчества, мотивационную и организационно
подкреплённую поддержку педагогов.
Ожидаемые результаты:
повышение качества образования в школе;
повышение профессиональной компетенции педагогических кадров;
создание эффективной системы информационного обеспечения
образовательного процесса.
Этапы работы над методической темой
На первом этапе определяется цель, объект, направление исследования, разрабатывается единый инструментарий сбора информации, критерии и их показатели, сроки представления информации и ответственных.
Второй этап основной Включает методы сбора и систематизации информации:
наблюдения,
анализ документов,
посещение уроков,
контрольные срезы,
анкетирования,
тестирование
самооценка и т. д.
В ходе практического этапа отрабатывается технология мониторинговых исследований, сбор информации на различном уровне: учитель, классный руководитель, специалист, руководитель МО, заместитель директора, директор школы.
Третий этап – аналитическийИнформация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, принимаются управленческие решения.
Мониторинг осуществляется в следующих формах:
1. Постоянный (непрерывный) мониторинг осуществляется непрерывно после постановки задач, определения технологии сбора и обработки материалов диагностики.
2. Периодический мониторинг осуществляется периодически по мере возникновения потребностей в соответствующих данных. Его можно осуществлять в двух формах:
– календарного мониторинга, который возобновляется при наступлении отчетного календарного срока;
– этапный мониторинг, который осуществляется для решения календарной задачи.
Для того чтобы создать целостную систему мониторинга учебно-воспитательного процесса, позволяющую не только оценить работу ученика и учителя, но и целенаправленно планировать деятельность коллектива, в школе создано Положение о мониторинге, где определены цели, задачи, объекты мониторинга, направления, этапы, методы сбора и обработки информации.
ТЕСТ
Оценка способности к саморазвитию, самообразованию у педагогов в ходемониторинга профессиональной компетентности
1. За что вас ценят ваши друзья?
а) Преданный и верный друг;
б) сильный и готов в трудную минуту за них постоять;
в) эрудированный, интересный собеседник.
2. На основе сравнительной самооценки выберите, какая харак теристика вам более всего подходит:
а) целеустремленный;
б) трудолюбивый;
в) отзывчивый.
3. Как вы относитесь к идее ведения личного ежедневника, к планированию своей работы на год, месяц, ближайшую неделю, день:
а) думаю, что чаще всего это пустая трата времени;
б) я пытался это делать, но нерегулярно;
в) положительно, так как я давно это делаю.
4. Что вам больше всего мешает профессионально самосовершенствоваться, лучше учиться?
а) Нет достаточно времени;
б) нет подходящей литературы;
в) не всегда хватает силы воли и настойчивости.
5. Каковы типичные причины ваших ошибок и промахов?
а) Невнимательный;
б) переоцениваю свои способности;
в) точно не знаю.
6. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) настойчивый;
б) усидчивый,
в) доброжелательный.
7. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) решительный:
б) любознательный,
в) справедливый.
8. На основе сравнительной самооценки выберите, какая характеристика вам более всего подходит:
а) генератор идей;
б) критик;
в) организатор.
9. На основе сравнительной самооценки выберите, какие качества у вас развиты в большей степени:
а) сила воли;
б) память;
в) обязательность.
10. Что чаще всего вы делаете, когда у вас появляется свободное время?
а) Занимаюсь любимым делом, у меня есть хобби;
б) читаю художественную литературу;
в) провожу время с друзьями либо в кругу семьи.
11. Какая из нижеприведенных сфер для вас в последнее время представляет познавательный интерес?
а) Научная фантастика; б) религия; в) психология.
12. Кем бы вы могли себя максимально реализовать?
а) Спортсменом;
б) ученым;
в) художником.
13. Каким чаше всего считают или считали вас учителя?
а) Трудолюбивым;
б) сообразительным;
в) дисциплинированным.
14. Какой из трех принципов вам ближе всего и вы придержи ваетесь его чаще всего?
а) Живи и наслаждайся жизнью;
б) жить, чтобы больше знать и уметь;
в) жизнь прожить - не поле перейти.
15. Кто ближе всего к вашему идеалу?
а) Человек здоровый, сильный духом;
б) человек, много знающий и умеющий;
в) человек, независимый и уверенный в себе.
16. Удастся ли вам в жизни добиться того, о чем вы мечтаете в профессиональном и личном плане?
а) Думаю, что да;
б) скорее всего, да;
в) как повезет.
17. Какие фильмы вам больше всего нравятся?
а) Приключенческо-романтические;
б) комедийно-развлекательные;
в) философские.
18. Представьте себе, что вы заработали миллиард. Куда бы вы предпочли его истратить?
а) Путешествовал бы и посмотрел мир;
б) поехал бы учиться за границу или вложил деньги в лю бимое дело;
в) купил бы коттедж с бассейном, мебель, шикарную маши ну и жил бы в свое удовольствие.
Ваши ответы на вопросы теста оцениваются следующим образом:
Вопрос Оценочные баллы ответов Вопрос Оценочные баллы ответов 1 2 3 4 1 а) 2 6)1 в)3 10 а) 2 6)3 в) 1
2 а)3 6)2 в)1 11 а)1 6)2 в)3
3 а)1 6)2 в)3 12 а) 1 6)3 в)2
4 а)3 6)2 в) 1 13 а)3 6)2 в) 1
5 а)2 6)3 в) 1 14 а) 1 6)3 в)2
6 а)3 6)2 в) 1 15 а) 1 6)3 в)2
7 а) 2 6)3 в) 1 16 а)3 6)2 в) 1
8 а)3 6)2 в) Г 17 а) 2 6)1 в)3
9 а) 2 6)3 в)1 18 а) 2 6)3 в)1
По результатам тестирования вы можете определить уровень вашей способности к саморазвитию и самообразованию. Суммарное число баллов:
18-25 26-28 29-31 32-34 35-37 38-40 41-43 44-46 47-50 51-54 Уровень способностей к саморазвитию и самообразованию:
1 - очень низкий уровень;
2-низкий;
3 - ниже среднего;
4 - чуть ниже среднего;
5 - средний уровень;
6 - чуть выше среднего;
7 - выше среднего;
8 - высокий уровень;
9 - очень высокий уровень;
10-наивысший.
МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ_________________________________________________________________________
№
п/п Объект мониторинга Критерии анализа
1 Методологический компонент педагогической культуры 1.1 Личные олимпиадные первенства учащихся.
Российские олимпиады;
Краевые олимпиады;
Городские олимпиады;
Школьные олимпиады.
1.2 Личные первенства в исследовательских конференциях.
Российские конференции;
Краевые конференции;
Городские конференции;
Школьные конференции.
1.3 Командные первенства в турнирах и соревнованиях.
· Российские соревнования;
· Краевые соревнования;
· Городские соревнования;
· Школьные соревнования.
2 Рефлексивный
компонент педагогической культуры 2.1 Выступления различного рода.
Чтение лекций в институте повышения квалификаций работников образования;
Выступление на краевых методических конференциях;
Выступление на городских методических конференциях;
Выступление на школьных методических конференциях.
2.2 Участие педагогов в работе по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
· Участие в качестве эксперта в составе Российской комиссии;
· Участие в качестве эксперта в составе краевой комиссии;
· Участие в качестве эксперта в составе городской комиссии;
· Участие в качестве эксперта в составе школьной комиссии.
2.3 Самообразование (степень ценности темы работы).
Представляет определенную ценность для развития методик образования любых предметов;
Представляет определенную ценность для развития методик образования отдельного предмета;
Представляет интерес для преподавания отдельного учебного курса;
Представляет интерес для преподавания отдельного учебного темы.
3 Проектный
компонент педагогической культуры 3.1 Инновационная деятельность.
Работа по собственной авторской программе;
Работа по экспериментальной программе;
Работа по новым методикам и технологиям;
Работа по экспериментальным учебникам.
3.2 Участие в программах повышенного уровня.
Участие в программах и проектах всероссийского уровня;
Участие в программах и проектах краевого уровня;
Участие в программах и проектах городского уровня;
Участие в программах и проектах школьного уровня.
3.3 Проведение открытых уроков.
На уровне всероссийском;
На уровне краевом;
На уровне городском;
На уровне школьном.
4 Коммуникативный
компонент педагогической культуры 4.1 Внутренние публикации.
Исследовательская работа;
Методическая разработка;
Статья в школьной газете;
Выступление (доклад).
4.2 Внешние публикации.
Методическое пособие для педагогов, учебное пособие для учащихся, рабочая тетрадь для учащихся;