Материал к педагогическому совету на тему:Технологические карты


Технологическая карта урока.
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили
вчера, мы украдём у детей завтра»
Джон Дьюи
(Слайд1) Меняется наше общество, меняются цели и содержание образования.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжать саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
Организация традиционного урока, проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
Но, как показывает практика, при традиционном обучении ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей.  Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
(Слайд2) Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Основная цель ГОС - всестороннее развитие личности ребёнка на основе универсальных учебных действий (личностных, метапредметных и предметных)
И для того, чтобы реализовать требования, предъявляемые Стандартами и добиться получения основного результата образования, урок должен измениться, стать новым, современным!
(Слайд 3)Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте.
(Слайд 4)При подготовке к современному уроку учитель проходит три стадии: моделирование, проектирование и конструирование.
(слайд 5)Моделирование – определение основных параметров урока, определение типа и вида урока.
(Слайд 6)Проектирование – разработка основных компонентов педагогического процесса.
Конструирование – создание технологии урока, т.е. системы взаимодействия учителя и учащихся. На этапе конструирования учитель создает документы – конспект урока и (или) технологическую карту, по которому будет работать, решая поставленные задачи и добиваясь получения основного результата образования.
Организовать урок в соответствии с требованиями ГОС может помочь технологическая карта урока.
(Слайд 7) Технологическая карта урока – что это?
Технологическая карта— это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступенях начального и основного образования в соответствии с ГОС.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией. Это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
(Слайд 8)
В чём же отличие конспекта урока от технологической карты?
Конспект урока Технологическая карта
Средства представления Текстовое Графическое, символическое
Что определяет содержание Требования программ, содержание учебников Требования стандарта
Приемы деятельности Осознанно Фиксировано, осознанно
Дифференциация Групповая Индивидуальная
Форма получения знаний Индивидуальная Учебное сотрудничество
Направленность обучения Передача теоретических знаний Личностная направленность
(слайд 9) Главная задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока.
В технологической карте должны быть определены пути достижения трёх групп результатов образования:
личностных;
метапредметных;
предметных

(слайд 10) Каждый учитель вправе разработать свою, удобную лично для него карту – главное, чтобы она помогала в работе, а не вызывала раздражение, как лишняя письменная нагрузка.
Мы предлагаем вашему вниманию несколько шаблонов составления карты.
Вариант 1
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
Познавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1-й этап урока «Постановка цели и задачи урока»
2-й этап урока «Актуализация знаний»
. . .
Вариант 2
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика Используемые методы, приемы, формы, средства обучения Формируемые УУД Результат взаимодействия (сотрудничества)
Добавляются методы, приёмы и формы работы (методическая подструктура урока)
Вариант 3
Технология проведения Деятельность учеников Деятельность учителя Задания для учащихся
Планируемые результаты
предметные УУД
Этап (время)
Цели: Карты варьируются по количеству и перечню выделенных разделов в зависимости от степени детализации хода урока. Форма карт зависит от типов урока, но структура карты должна сохраняться.
(Слайд 11) Мы предлагаем вашему вниманию технологическую карту урока русского языка в 3 классе.
Как видите, коллеги, технологическую карту можно рассматривать как мини-проект учителя и создать её на первых порах учителю достаточно сложно. Её составление занимает нимало времени.
Технологическая карта-это один из инструментов работать по-новому, в рамках ГОС и
потребность в составлении технологической карты возникла в связи с тем, что изменились требования к современному уроку.
(Слайд 12)Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ГОС второго поколения;
системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
(Слайд 13) Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
· учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
· используются эффективные методы работы с информацией;
·организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
·обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
(Слайд 14)С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
реализацию учителем целей урока;
использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
осуществление оценивания и контроля.
(Слайд 15)
Синквейн
Вывод:
Карта не заменяет конспекта урока. Конспект урока - это ноты, позволяющие импровизацию, это опора, основа, фундамент будущего здания под названием «урок». А главное назначение карты - отразить деятельностный подход, алгоритм работы учителя и учеников на определённых этапах урока, формирование УУД.