Классный час — Права ребёнка-права человека (3 класс)
Классный час
«Права ребенка - права человека»
(Изучение Всеобщей декларации прав человека на примерах произведений литературы.)
Цели:
познакомить учащихся с термином «права человека», со структурой Всемирной Декларации прав человека, его назначением;
продолжить работу по формированию чувства собственной значимости и ценности, достоинства ребенка как человека своей страны,
воспитание гражданского самосознания.
Ход мероприятия
Беседа.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:
-Что могут делать люди и что не могут?
-Что они обязаны делать и чего не обязаны?
-На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху!
И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках.
Ведь и вы после каждой драки пытаетесь выяснить, кто же был прав. Не так ли?
В конце - концов людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась 10 декабря 1948 года
Всеобщая декларация прав человека.
Она закрепила гражданские, политические, социальные, экономические и культурные права, Которые принадлежат каждому человеку.
10 декабря была принята 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных наций Всеобщей декларации прав человека, в которой провозглашены основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека. Содержит 30 статей
Какие основные права записаны в Декларации прав человека?
Право на жизнь;
Право на жилище;
Право на образование;
Свобода совести и вероисповедания;
Право на неприкосновенность жилища.
– В каждом человеке есть хорошие и плохие черты. Конечно, нужно стремиться к тому, чтобы исправлять отрицательные качества и развивать положительные, хорошие. Надо стремиться к тому, чтобы человечек состоял из красных кружочков, согласны? Очень приятно, что всем хочется быть хорошими. А что, по-вашему, для этого нужно?
Знать, что хорошо, а что плохо.
Знать о том, как вести себя.
Знать, как воспитывать в себе хорошие черты.
– Все мы разные: у нас разные лица, цвет волос, разные увлечения, разный характер. Но нет ли чего-то общего, что нас объединяет?
Мы – дети своих мам и пап;
Мы – ученики;
На улице мы – пешеходы;
В театре – зрители;
А еще все мы имеем права.
Попытаемся ответить на вопрос, что такое права человека.
Посмотрим, как определяется термин права человека в словаре
(есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе)
В каком документе оговорены все права все права граждан РФ?
(В Конституции РФ)
Права человека – защита справедливости и человеческого достоинства.
Права человека естественны, они неприкосновенны, принадлежат человеку от рождения только потому. Что он – человек.
Конвенция о правах обращена ко всем детям до 18 лет, и права детей в ней рассматриваются с точки зрения выполнения четырех основных задач:
выживания;
развития;
защиты;
обеспечения активного участия детей в жизни общества.
Знакомство со статьями Конвенции.
Теперь заслушайте некоторые статьи Конвенции о правах ребенка:
Статья 3. Государство должно защищать детей и их права в первую очередь.
Статья 7. Родившись, ребенок сразу становится гражданином своей страны и имеет право на имя, право знать своих родителей, право на их заботу. Государство должно это обеспечить
Статья 9. Ребенок всегда должен жить с родителями, если они его заслуживают.
Статья 28. Ребенок имеет право на образование (при этом государство обеспечивает по крайней мере бесплатное начальное образование).
Статья 30. В многонациональном государстве дети всех национальностей имеют равные права и возможности.
Статья 24. Каждый ребенок имеет право на лечение.
Статья 31. Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность.
В декларации прав человека записано, что главное право каждого человека право на жизнь. Маленький человек ребенок - тоже имеет право жить.
Но так думали не всегда.
Например, Древняя Спарта славилась своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. Каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным бросали его вниз со скалы.
Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения.
Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать.
Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком, но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил все свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах Суворов переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.
А сейчас вашему вниманию предлагаем отрывок из сказки.
У окна на лавке с зеркальцем в руках сидит Царица и любуется своим отражением. Перед нею ларец с украшениями.
Вспомнили название сказки?
«Сказке о мертвой Царевне и о семи богатырях»
- Кто автор сказки?
А.С.Пушкин
- Какое право царевны было нарушено?
(право на жизнь)
-Чем закончилась сказка?
-Погибла царевна?
Несмотря на все злодеяния царицы, царевна все же осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Королевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.
Вспомним эпизод из мультфильма «Ивашка из дворца пионеров», где Баба Яга приказывает гусям украсть мальчика.
-Какое право мальчика было нарушено?
(Право на свободу)
Статья 13. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну.
Вспомним эпизод из мультфильма " Сказка о царе Салтане".
-Каким правом воспользовался князь Гвидон, герой " Сказки о царе Салтане", превратившись в комара?
(Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину)
Статья 17. Каждый человек имеет право владеть имуществом; и не
может быть лишен своего имущества.
Вспомним эпизод из мультфильма " Возвращение блудного попугая", где попугай угнал и утопил в реке трактор Василия.
-Какое право Василия было нарушено?
(право на личное имущество)
Статья 24. Каждый человек имеет право на отдых и досуг.
Вспомним эпизод из мультфильмов " Шрэк, "Мадагаскар".
- Каким правом воспользовались герои?
(правом на отдых)
Статья 26. Каждый человек имеет право на образование.
Вспомним эпизод из мультфильма «Буратино», где Буратино идет в школу.
-Каким правом воспользовался Буратино?
(Правом на образование)
У вас у всех есть право учиться, и с этим правом возникают обязанности хорошо учиться!
Ваши родители вправе выбрать вам лучшую школу, чтобы вы получили хорошее образование, а Вы при этом обязаны оправдать их надежды и взять все то хорошее, что вам дает школа.
В «Конвенции о правах ребенка» записано также, что государство должно следить за тем, чтобы непременно все дети посещали школу. Значит, когда вы ходите в школу, то помогаете своей стране выполнять Конвенцию.
Как видите, дети имеют немало прав. Но вместе с правами у вас есть и (обязанности)
– В статье 29. Декларации прав человека записано:
«Но все права связаны с обязанностями».
Назовите, пожалуйста, обязанности, которые вы имеете.
Все мы с вами увидели, что у нас много прав, но вместе с тем немало и обязанностей.
Все ли обязанности мы выполняем безукоризненно?
А что мешает исполнять обязанности? Правильно, наши недостатки.
То есть нам надо упорно работать по искоренению плохих привычек, качеств, черт личности.
7. Подведение итогов.
15