Методическая разработка игры Путешествие на необитаемый остров
Игра
"Путешествие на необитаемый остров"
(игра для учащихся 5 - 6 классов)
Разработала:
учитель географии 1 категории
МОУ СОШ № 9 п. Буланаш
Артёмовского района
Свердловской области
Борисова Л.В.
Игра "Путешествие на необитаемый остров"
(игра для учащихся 5 - 6 классов)
Кто из ребят не мечтает о путешествиях! Даже если эти путешествия воображаемые, они все равно могут быть интересны. К числу интересных и содержательных можно отнести игру путешествие на необитаемый остров.
Взаимосвязь урочной и внеклассной работы - важнейшее условие эффективности формирования познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету.
Каждому учителю известно, что тот или иной урок, или внеклассное мероприятие будет удачным, если при его проведении будут использованы формы и методы, стимулирующие активность учащихся. Игра «Путешествие на необитаемый остров» - была проведена с учетом возрастных особенностей учащихся. В данной игре у учащихся гораздо активнее и быстрее идёт возбуждение познавательного интереса, есть возможность реализовать свои потенциальные возможности, проявить свои качества перед сверстниками, решить коммуникативные проблемы и т. д. В игре активизируются психологические процессы участников игровой деятельности: внимание, воображение, память, наблюдательность, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы. В игре прекрасно реализуются стремление подростков поспорить, посоревноваться. Уникальная особенность этой игры в том, что она позволяет расширить кругозор учащихся, стимулирует мыслительную деятельность, повышает интерес к предмету - география.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
1. Повторить и закрепить знания, полученные на уроках природоведения.
Активизировать познавательную активность учащихся.
Актуализировать знания по изученным темам.
Способствовать развитию коммуникативных качеств у учащихся.
5. Формирование умений по развитию монологической речи, формулировать и доказывать свою точку зрения, работать самостоятельно.
6. Развивать умение применять полученные знания в новых учебно - познавательных ситуациях.
7. Развивать географическое мышление и интерес учащихся к предмету -
география, который будет изучаться в следующем году.
Основная методическая идея:
Использование иллюстративного материала, сформировать образное представление об островах находящихся в Океании.
Новые педагогические технологии:
Информационные технологии (подготовка и передача информации посредством компьютера, использование мультимедийного устройства)
Инновационные методы и приёмы:
Информационные технологии (подготовка и передача информации посредством компьютера, использование мультимедийного устройства)
Практическая значимость:
Данная форма проведения мероприятия, компьютерный материал позволяют разнообразить форму проведения мероприятия, сделать его более красочным и интересным.
Приложения:
При подготовке данного материала был использован мультимедийный диск «География материков и океанов»
Анализируя это внеклассное мероприятие, можно отметить следующее:
это необычные по своей форме и методике проведения внеклассныемероприятия нравятся учащимся больше, чем будничные занятия со строгойструктурой;
нетрадиционные уроки и такие мероприятия способствуют созданиюположительной атмосферы как урока так и проводимого мероприятия;
способствует воспитанию глубокого интереса к знаниям и потребностямданного предмета, заинтересованности учащихся, вовлечение их в творческуюдеятельность;
способствует эмоциональному настрою восприятия материала,непосредственного, живого в нём участия, как учителя, так и учащихся.
Оформление:
На доске: - название игры;
- карта полушарий;
Понадобится для игры:
- музыка;
- символы участников игры;
- стулья ;
- раздаточный материал;
- портрет Миклухо – Маклая Н.Н.
В игре принимают участие 9 человек, которые были предварительно выбраны по итогам отборочного тура, а также приз для победителя, утешительные призы для двух участников, выбывших последними, и небольшие призы для активных зрителей и болельщиков.
Ход игры
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас в этом зале. Многие из вас уже слышали и видели по телевидению игру «Последний герой». Что – то подобное пройдёт и у нас. Вам предстоит необыкновенное путешествие на необитаемый остров. Этот остров находится в Тихом океане, но есть проблема. В самолете на котором мы отправимся на остров только 9 мест. Сейчас нам нужно будет с вами выбрать этих счастливчиков, которые отправятся на этот остров.
Демонстрируется просмотр электронного учебника «География материков и океанов» 7 класс тема «Океания»
географическое положение Океании
открытия и исследования Океании
выступление учащихся
- с сообщением о Миклухе – Маклае Н.Н.
- сообщение о коренных жителях Океании – папуасах
Исполнение танца папуасов
Предлагаю вам пройти отборочный тур: (задаются вопросы учащимся, те из них кто больше даст верные ответы выходит в участники игры).
1. Конкурс Отборочный тур
Вопросы отборочного тура
1. На каком материке встречается самая большая змея мира – Анаконда?
2. Где на Земле день длиннее суток?
3. Самое глубокое озеро мира?
4. Самый холодный материк?
5. Самый жаркий материк?
6. Самый маленький материк?
7. Самая большая пустыня мира?
8. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут?
9. Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу,
со мной пойдёшь – дорогу обратно легко найдёшь!
10. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу.
11. Не вода, не суша – на лодке не уплывёшь, и ногами не пройдёшь.
12. Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.
13. С неба пришёл, в землю ушел.
14. Что за птицы пролетают по семёрке в каждой стае?
Вереницею летят, но воротятся назад.
15. Не птичка, а с крыльями.
16. Шар не велик, лениться не велит,
Если знаешь предмет, то покажет весь свет.
17. Поднялись врата, всему миру красота.
18. На небе стукнет, на земле слышно.
19. Лечу, кручу, на весь мир ворчу.
20. Стучит без рук, без огня горит.
21. Не драгоценный камень, а светится.
22. Летит орлица по синему небу – крылья распластала, солнышко застлала.
23. Сито вито, круговито, кто не взглянет – тот заплачет.
24. Что идёт не двигаясь с места.
25. Без рук, без ног, а дерево гнёт.
26. Похож с виду на горох, где – пройду переполох.
27. Такой большой, что весь мир занимает.
Такой маленький, что в любую щель пролезает.
28. С зарёй родился, чем больше рос, тем меньше становился.
29. По чему люди ходят?
30. За чем охотник носит ружьё?
31. Какой месяц короче других?
32. Когда машина едет, какое колёсо у неё не крутится?
33. Зачем язык во рту?
34. За чем вода в бутылке?
35. Каким гребнем нельзя расчесаться?
36. Почему корова ложится?
37. Что находится между берегом и рекой?
38. По чему птицы летают?
39. На каком дереве сидела ворона после дождя?
40. Какой зверь спит всю зиму вниз головой?
41. Какой малыш рождается с усами?
42. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуёй?
43. Когда цапля стоит на одной ноге?
44. Её с собой берет геолог, турист, водитель, археолог.
45. Карты в нём одна к одной сшиты в типографии.
Он теперь всегда с тобой – гид по географии.
Ведущий: Чтобы наш перелёт не был скучным 2 конкурс проведём прямо в воздухе. Участники конкурса, которые не отвечают на вопросы выбывают из игры.
Так как игра будет проходит на острове вам необходимо продемонстрировать знания об островах.
2. Конкурс. Работа по карте
(участникам даётся задание на карточках ,показать географические объекты, они по очереди подходят к географической карте и показывают, где находится названный Ведущим номенклатура)
Ведущий :
Почти все участники нашли острова. Из игры выбывает.. Наша игра будет проходить на неведомом острове, острове у которого нет названия и который не найдёшь ни на одной географической карте.
3 конкурс: Собрать из слов Гимн России
Вот мы и прибыли на остров, когда мы летели на остров – то пролетали разные страны и города. У каждой страны есть герб, гимн, флаг. Так как мы с вами граждане одной страны – России, предлагаем вам собрать по порядку карточки со словами первого куплета и припева Государственного гимна Российской Федерации. Тот, кто последний соберёт слова, тот покидает игру.
Текст Государственного гимна Российской Федерации
Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!
Припев:
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
(В перерыве игра со зрителями)
Ведущий: Прошло ещё одно испытание: из игры выбывает
Перелет был продолжительный, я думаю, что все успели проголодаться.
4 конкурс. Рыбалка
Теперь каждый должен позаботиться о своём пропитании. Приглашаю всех на рыбалку. Мало только поймать рыбку, надо правильно ответить на вопрос и получить право остаться на острове и отобедать. Тот участник, который не справиться с заданием покинет игру.
(удочка с магнитом и рыбки с № вопросов)
Вопросы для рыбалки:
Где расположена и как называется
высочайшая вершина мира?
Что такое архипелаг?
Какой остров на нашей планете самый крупный?
Какой самый сухой материк?
На каком материке расположены горы Гималаи?
Какая самая длинная река мира?
Что служит причиной извержения вулкана?
Какая самая полноводная река и где она протекает?
Что такое погода?
Что такое климат?
5 конкурс. Выпить воду из стакана с трубочкой
Ведущий: Вы уже приняли участие в нескольких испытаниях – сходили на рыбалку, съели рыбу – и вам хочется пить. И вот набежала туча, полил дождь. Вы с большим трудом набрали воды, чтобы утолить жажду.
Следующее испытание заключается в том, что игрок должен выпить стакан воды через трубочку.
Тот участник, который последний выпьет воду, покинет игру.
6. Конкурс с завязанными платками
Ведущий: Жажду вы утолили, но есть всё равно хочется.
Наступила ночь, вы слышите как падают плоды с деревьев, но ничего не видно, т.к. новолуние и небо закрыто тучами.
Из игры выбывает участник, который меньше всего соберет плодов.
(в качестве плодов могут выступать небольшие детские
игрушки, пластмассовые пробки или другие предметы) в течении 3 минут.
7. Конкурс. Угадай по описанию
Ведущий: Вы на острове уже 4 дня. И снова хочеться есть, но вам нужно поймать одного из обитателей необитаемого острова. Поэтому вам предлагается по описанию угадать животных или птиц. Кто не угадает, тот покинет остров.
Задание.
Маленькая проворная птичка. Спинка тёмная или коричневая, грудка серенькая, голова чёрненькая, крошки собирает.
Эта птица прыгает с ветки на ветку, обследуя каждый кустик. Сама маленькая, спинка черненькая, грудка жёлтая.
Тело вытянутое, тонкое, очень гибкое.
Хорошо ныряет. Питается рыбой и
животными, обитателями водоёмов
4.Ростом с собачку, толстый, сам весь в белой и черной шерсти, ноги короткие, рыло свинячье, когти длинные. Живет в норах. Ест коренья, лягушек, слизняков.
5. Самый крупный среди хищных зверей. Хорошо лазает по деревьям и плавает. Живёт в лесу. Отпечаток лап похож на след человека.
6. Кого называют «королём пустыни»? Ноги у него устроены так, что не страдают от накалённой солнцем почвы и не проваливаются в песке. Шерсть его густая и длинная, помогает переносить палящий зной днём и ночью.
8. Конкурс на ловкость.
Ведущий:
И вот ваше пребывание на острове подходит к концу, но мы ещё не провели конкурс на ловкость, которая необходима любому охотнику, которая необходима в любых обстоятельствах.
Вы сделали лук и стрелы. Кто меньше очков наберёт, стреляя в мишень, тот и покинет остров.
( участники по очереди бросают в мишень).
9. Конкурс. Горные породы.
Ведущий:
Итак, перед нами самые стойкие, самые мужественные «герои», которые сумели преодолеть все трудности испытания. Но остаётся один, последний шаг до того, как мы узнаем, кто же будет победителем.
До отъезда домой остались считанные дни. Вам хочется на память оставить на острове знак о том, что вы здесь были.
Вы ищете подручный материал. И вот вы наткнулись на древний карьер, где когда – то аборигены добывали горные породы.
Вам необходимо назвать эти породы. Тот, кто больше и правильно назовёт горные породы он и становится победителем игры.
Подведение итогов игры.
Ведущий подводит итоги, объявляет победителя, вручает ему главный приз.
Поощрительный приз получают два участника игры, выбывших последними.
Активные зрители также получают небольшие призы