Открытый урок по русскому языку. Тема: «Склонение имен существительных (урок-обобщение)».
Открытый урок по русскому языку.
Тема: «Склонение имен существительных (урок-обобщение)».
1. Ф.И.О.(полностью): Бородина Татьяна Юрьевна
2. Место проведения:ГБОУ ООШ №28
3.Дата проведения:19.11.2015г.
4. Должность: учитель начальных классов
5. Предмет: русский язык
6. Класс : 4
7. Тема: «Склонение имён существительных»
8. Базовый учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 4 класс» (1 часть)
9. Тип урока: урок-обобщение
10. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная и групповая
11. Цели:
Обобщение знаний о падежах имён существительных;
Совершенствование умений определять падеж имён существительных.
Предметные УУД:
Умение различать падежи по их признакам;
Определение роли имен существительных в предложении;
Личностные УУД:
Развитие творческой деятельности.
Воспитывать интерес к предмету, чувство взаимопомощи, аккуратность при выполнении письменных работ.
Регулятивные УУД:
Умение ставить цели, задачи, достигать их.
Развитие умственной деятельности (выполнять операции анализа, синтеза способность наблюдать, делать выводы, строить план своего ответа);
Коммуникативные УУД:
1. Умение работать в паре.
2. Развивать речь учащихся
12. Оборудование и реквизиты:
Компьютер;
ЭОР (презентация, интерактивные задания)
Экран;
Проектор;
Карточки с названием падежей;
Индивидуальные задания;
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, чур, молчок.Начинается урок. Тихо сели – раз, два, три…А урок наш, сейчасНауке посвящается,Что грамматикой у нас С любовью называется.
Записали число, классная работа.
2. Каллиграфическая минутка
У: Ребята, скажите, с чего у нас обычно начинается урок?
Д: С каллиграфической минутки. Мы будем писать букву Е е, так как она будет нам встречаться, практически во всех соединениях. В этой цепочке заглавная Е, строчная е чередуются с одной линией с петлёй вверху, затем с двумя линиями, затем стремя такими линиями.
- Запишем цепочку в предложенной последовательности.____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Постановка целей и задач урока
- Послушайте стихотворение и сформулируйте тему нашего урока: ( ЭОР № 4, слайд 2) (щелчки после каждой строчки) [3].
- Воскликнул Именительный:«Мой именинник, тот,Который изумительноНауку познаёт!»
- Того, - сказал Родительный:«Я отрицаю, ктоНе может без родителейНадеть себе пальто».
- Тому, - ответил Дательный,-Плохое имя дам,Кто не любит старательно Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -Я буду обвинять,Кто книжку вразумительноНе может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный,Я только лишь в ладу,Кто очень уважительно Относится к труду.
- О том, - сказал Предложный,-Я предложу рассказ,Кто в жизни делать можетПолезное для нас.
- Так, какая же тема нашего урока? (ЭОР № 4, слайд 3)
Д: «Склонение имен существительных. Урок-обобщение»
У: Да, правильно. Сегодня мы обобщим знания о падежах. Какие задачи вы поставите перед собой на данный урок? (ЭОР № 4, слайд 4)
Повторить названия падежей, повторить вопросы каждого падежа;
Совершенствовать навык определения падежей имён существительных;
Повторить окончания имён существительных в данном падеже;
Совершенствовать навыки в определении падежей имён существительных;
Развивать навыки грамотного письма.
4. Теоретическая работа- Итак, что же такое склонение?
Д. - Изменение окончаний имён существительных по падежам называется склонением. (ЭОР № 4, слайд 5)
Склонение какой части речи мы с вами определяем, давайте еще раз вспомним?
(ЭОР №1. Интерактивное задание на нахождении ошибки в определении имени существительного).Молодцы ребята. Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.
- Сколько склонений в русском языке? (ЭОР № 4, слайд 6)
Д. - В русском языке 3 склонения. (ЭОР № 4, слайд 7), 1-е- имена существительные ж.р., и существительные м.р. с окончаниями – а-, -я-, (Например: дядя, грамматика); 2-е - имена существительные м.р. с нулевым окончанием и имена существительные с.р. (Например: урок, утро); 3-е - имена существительные ж. р. с нулевым окончанием (Например: местность)
Выполним с вами задание на определение склонения имен существительных.
(ЭОР № 2. Интерактивное задание на определение склонения имен существительных)- Сколько падежей в русском языке? (ЭОР № 4, слайд 8)
Д. – У слова есть шесть падежей.
У.- Давайте запишем их с вопросами и со словами – помощниками в свои тетради.(щелчки после каждой строчки)
Именительный (есть) кто? что? Родительный (нет) кого? чего? Дательный (дам) кому? чему? Винительный (вижу) кого? что? Творительный (доволен) кем? чем?
Предложный (думаю) о ком? о чём?Взаимопроверка.
Поменяйтесь тетрадями и проверяем правильность написания падежей и их вопросов.
Хорошо, справились с заданием.
(Дети по очереди рассказывают стихотворение о падежах в специально подготовленных костюмах и шапках с названиями падежей) (ЭОР № 4, слайд 9) [3]
1. Я – именительный падеж,И нет на мне чужих одежд.Меня легко все узнаютИ в подлежащие зовут.Предлогов с детства не люблю,С собою рядом не терплю.Мои вопросы – кто? и что?Ни с чем не спутает никто. (ЭОР № 4, слайд 10)
2. А я – падеж родительныйХарактер мой – общительный.Кого? Чего? – и вот он я!Предлоги часто мне друзья:И с, и до, и у, и из – До неба вверх и с неба вниз.Похож я на винительныйБываю иногда, Но в тексте различите выДва падежа всегда.
3. Я называюсь дательным,Работаю старательно.Кому отдать? К чему призвать?Лишь только я могу сказать.С предлогом к и по дружу,Но и один гулять хожу. (ЭОР № 4, слайд 11)
4. А я – винительный падеж И я во всём виню невежд.Зато отличников люблю,Для них «пятёрки» я ловлю.Кого позвать? Во что играть,Готов ребятам подсказать.Не прочь с предлогами дружить,Но и без них могу прожить.
5. А я – творительный падеж,Исполнен всяческих надежд.Творите! – Чем?Творите! – С кем?Я подскажу вам – нет проблем!Предлогам перед, под и надВ любой момент я очень рад. (ЭОР № 4, слайд 12)
6. А я –падеж предложный.Со мною случай сложный.Мне без предлогов свет не мил.О ком? О чём я говорил?Ах да, нужны предлоги!Без них мне нет дороги.Пусть будет о, и в, и при – Ты их случайно не сотри:Тогда смогу я рассказать,О чём мечтать и в чём гулять?
5. Физкульт.минутка6. Закрепление пройденного материала
- От теории переходим к практике. Сейчас вам будет предложено несколько заданий, которые будут усложняться от этапа к этапу. Работая, будьте внимательны. Чтобы проверить, готовы ли вы к работе, предлагаю устную разминку. Я буду читать стихотворение «Приключение зелёного листа», а вам нужно определить падеж слова – лист. Ответ показывайте с помощью карточек с падежами. Итак, начали… (ЭОР № 4, слайд 13)
Как-то раз с большого клёна Оторвался лист зелёныйИ пустился вместе с ветромПутешествовать по свету.Закружилась голова у зелёного листа.Ветер нёс его и нёс,Бросил только на мосту.В тот же миг весёлый пёсШмыг к – зелёному листу!Лапой – хвать зелёный лист…Дескать, поиграем.
Ветер вновь с листом зелёным… Закружил над старым клёном,Но шалун уже усталИ ко мне в тетрадь упал.Я пишу в саду под клёном Стих о том листе зелёном. [4]
- Молодцы! Я вижу, вы справились с этим заданием и включились в работу. 5.
7. Самостоятельная работа по вариантам (на карточках) (ЭОР № 4, слайд 14)
Вставьте пропущенные буквы, укажите падеж:
I вариант II вариант
Бр…дил по л…су,
ч…десная п…года,
прячутся под б…рёзами,
всп…минали о лете. Прол…тала над лесом,
был на …кскурсии,
вырастают из гр…бницы,
шли по тр…пинке.
8. Самопроверка (Работа в парах) (ЭОР № 4, слайд 15)
- А теперь, проверьте.
I вариант II вариант
Бродил по лесу, (Д.п.)
чудесная погода, (И.п.)
прячутся под берёзами, (Т.п.)
вспоминали о лете. (П.п.) Пролетала над лесом, (Т.п.)
был на экскурсии,(П.п.)
вырастают из грибницы, (Р.п.)
шли по тропинке. (Д.п.)
10. Задание на определение падежной формы существительных (ЭОР № 3)
12. Работа по таблице (ЭОР № 4, слайд 16)
- Давайте вспомним ещё один момент, который мы с вами не оговаривали особо. Мы знаем, что в русском языке есть шесть падежей, знаем, на какие вопросы отвечают имена существительные в каждом падеже. А теперь, ответьте, мне, пожалуйста: в каких падежах существительные могут употребляться с предлогами?
Д. Во всех, кроме именительного.
- В каком падеже существительные никогда не употребляются без предлогов.
Д. В предложном.
- А что можно сказать о существительных в родительном, дательном, винительном и творительном падежах?
Д. Они могут употребляться и без предлогов.
- Можете ли вы назвать предлоги, которые употребляются только в каком – то одном падеже?
Д. По таблице.
13. Итог урока (ЭОР № 4, слайд 17)
- Подведём итог урока.- В чём заключалась цель нашего урока?- Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.- Чью работу на уроке хотите отметить?
14. Домашнее задание (ЭОР № 4, слайд 18)
- Закрепить знания о предлогах и окончаниях падежей. С. 94, упр. 206
Используемая литература:
Учебник «Русский язык», В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 4 класс» (1 часть), 2013г.
Поурочные разработки к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык. 4 класс» (авторы: Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко) Ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6791-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_72_2.swf - интерактивное заданиеЕдиная коллекция цифровых образовательных ресурсов (инновационные учебные материалы)
Приложение к плану-конспекту урока
«Склонение имён существительных. Урок-обобщение».
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР.
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)Гиперссылка на
ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Инновацион-ные учебные материалы Таблица http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/1d420d4b-d6bf-4077-9e87-3c3782ec601c/%5BNS-RUS_4-05%5D_%5BIA_067%5D.swf2. Ресурсы федеральных образовательных порталов, предназначенные для некоммерческого использования в системе образования Российской Федерации Инновацион-ные учебные материалы Интерактивное задание http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/351a6791-0bbf-11dc-8314-0800200c9a66/russ12_kl4_72_2.swf4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Инновацион-ные учебные материалы Фрагмент http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a523cf29-04ac-48e3-bd7b-0a1510456202/%5BNS-RUS_4-06%5D_%5BIG_074%5D.swf5. Презентация: «Склонение имен существительных»,
19 слайдов Инновацион-ные учебные материалы