Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами исторического театра


Нравственно-патриотическое воспитание учащихся средствами исторического театра
Более пятнадцати лет в нижегородской школе №37 существует исторический театр «Наше время», созданный историческим объединением преподавателей истории. В его работе принимают участие ученики 8-11-х классов и неравнодушные учителя, имеющие творческую жилку. МБОУ СОШ №37 находится в Автозаводском районе, это рабочая окраина большого промышленного города, в близком соседстве нет учреждении культуры, поэтому школа призвана стать очагом просвещения.
Какую же цель поставили перед собой педагоги, организуя деятельность самодеятельного детского исторического театра? Мы живем в непростой период, когда меняются представления о многих событиях прошлого, даются новые оценки историческим личностям. Подрастающему поколению трудно ориентироваться в быстро меняющемся мире, к сожалению, современные дети мало читают, источником знаний для многих становится интернет, где порой исторические факты искажаются или практикуются тенденциозно. Расширение кругозора учащихся, воспитание патриотизма, гордости за славное прошлое нашей страны, формирование активной жизненной позиции – вот та задача, которую пытаются решить учителя нашего образовательного учреждения, вовлекая детей в работу исторического театра. Какие же проблемы поднимают участники этого творческого коллектива, выходя на школьную цену с очередной премьерой? Особый интерес вызывают события Великой Отечественной войны, им были посвящены спектакли «Трава Мамаева Кургана» о Сталинградской битве, «Ленинградский метроном» о блокаде города на Неве, «Я вернусь, мама…» о подвиге юной москвички Зои Космодемьянской (в нашей школе в зале воинской славы установлена скульптура этой героини-партизанки).
Спектакли, посвященные событиям 1941-1945-х годов, сопровождались впечатляющим видеорядом – на экране появлялись карты военных действий, фронтовые фотографии, портреты героев, плакаты той поры, кадры кинохроники, все это приближало современных молодых людей к той опаленной войной эпохе. В спектакле «Трава Мамаева Кургана» были озвучены трогательные строчки из реальных фронтовых писем, сохранившихся в семейном архиве одной из наших учениц. В Спектакле «Свет победит тьму», где рассказывалось об опасности неонацизма, были использованы кадры документального фильма «Обыкновенный фашизм» режиссера Михаила Ромма, которые вместе с содержательным рассказом ведущих, с привлечением множества документов и исторических источников показывали трагедию народов, попавших под пресс нацисткой идеологии. Современные учебники истории не всегда детально рассказывают о многих событиях II Мировой войны, поэтому большой интерес у нашей аудитории вызывал спектакль «Колонная Бухенвальда», где старшеклассники показывали на школьной сцене жуткие будни фашистского концлагеря и рассказали о восстании узников в 1945, подготовленном интернациональным подпольем, где главную роль сыграли советские военнопленные. В спектакле о войне звучит музыка тех лет, ребята поют под гитару песни Вл. Высоцкого, Б Окуджавы, А. Розенбаума, читают стихи фронтовых поэтов и наших современников. Сцены из этих спектаклей мы показывали на встречах с блокадниками Ленинграда и ветеранами ВОВ. Нужно было видеть их реакцию – благодарность за память поколений, растроганные слезы… Как нужны такие встречи нашей молодежи!
К 15-летию вывода советских войск из Афганистана был поставлен спектакль «Афганский ветер», он оказался близок и понятен современному поколению, ведь у многих наших учеников родители и близкие воевали с душманами в Гиндукуше, шли через перевал Саланг. Исторический театр старается отзываться на злободневные события в стране, так трагедии Беслана коснулся спектакль «Солдаты последней надежды» о бойцах подразделения «Альфа». Здесь мы впервые ввели возрастные ограничения, не показывали свою работу детям 1-5 классов, так как документальный материал оказался очень тяжелым и зрители в зале плакали. В некоторых постановках на сцену вместе с учениками выходят и учителя, так в спектакле «Воспоминания о будущем» выпускники 11-х классов и их наставники рассказывали о А. Макаренко, Я. Корчаке, воспитателя А.Пушкина, профессоре Куницыне и других прославленных педагогах. Все это помогает созданию в стенах школы особой атмосферы сплоченности, школьного братства, радости общих дел.
Дети очень любят участвовать в «Костюмных» постановках, здесь реализуется тяга к карнавализации, возможность расширить свой творческий потенциал. О декабристах-нижегородцах повествовал спектакль «Сыны Отечества» и его участники смогли в бальных платьях, фраках и мундирах станцевать мазурку на балу а графа Нессельроде. Интересная деталь – этот сценарий игрался несколько раз разным составом юных актеров, и каждое новое поколение участников создавало свою версию событий декабря 1825 года. У одного состава исполнителей это был рассказ против царской тирании, в другой раз участники воспели нравственный подвиг жен декабристов, третий вариант повествовал о порыве к свободе, готовности пожертвовать собой ради блага страдающего народа.
Пожалуй, самой популярной работой коллектива «Наше время» был спектакль «Нижегородские посиделки», его в разные годы мы ставили 5 раз и всегда он звучал по новому, дополнялся фольклорным и краеведческим материалом. Ребята в народных костюмах пели частушки, танцевали кадриль, рассказывали предания Нижегородской старины, показывали сцены старого быта, разучили старинные песни поволжского края. Все это казалось родным и близким нашим детям, так они реально прикоснулись к своим корням, ощутили любовь к своей малой родине.
Участие в работе исторического театра несет в себе большой воспитательный заряд, в орбиту творческой деятельности оказывается вовлечено большое число школьников: кто-то рисует красочную афишу, кто-то готовит костюмы и реквизит, кто то разучивает роли, кто-то отвечает за световое и музыкальное оформление, кто-то за порядок в зрительном зале. Премьера нового спектакля становится событием в школе, ее ждут, волнуются, обсуждают и участники и зрители. Мы стараемся создать в своей школе ситуацию успеха для детей, возможность проявить себя не только в учебе, но и в спорте, в творчестве, в общественной жизни.
Разумеется, одному педагогу не справиться с масштабной задачей функционирования исторического театра, поэтому у нас сложился коллектив единомышленников, где каждый делает посильный вклад в общее дело. Преподаватель истории и обществознания Т.Н. Колягина пишет сценарный материал, в данный момент заканчивает новую пьесу «Набат над Волгой» о подвиге участников Нижегородского ополчения 1612г. Учитель литературы О.Е. Родионова подбирает стихотворения и работает над культурой сценической речи. Учитель информатики А.А. Вилкова готовит видеоряд и создает компьютерные эффекты. Преподаватель МХК Гречин А.В. репетирует танцевальные номера и буквально из подручных средств (возможности школы очень скромны…) создает выразительные декорации, подчеркивающие одной-двумя деталями дух эпохи. Учителя истории Е.В. Чувагина, Л.П. Дмитриева оказывают помощь в репетиторской работе, ведь средний состав участников 30-40 человек.
В последнее время наше любимое деяние исторический театр переживает определенные трудности – как снежный ком растет нагрузка учителей, нас захлестывают вал бумажной волокиты, практически не остается времени на творчество, на неформальные общения с детьми. Но мы готовы к диалогу с единомышленниками из других школ, дорогу осилит идущий, а мы останавливаться не собираемся.Т.Н Калягина
Учитель истории МБОУ СОШ №37