«Нравственно-патриотическое воспитание учащихся в ходе организации проектной деятельности»


БОУ ДПО (ПК) С « Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии

Кафедра педагогики и психологии постдипломного образования




Итоговая аттестационная работа

Профессиональная и педагогическая деятельность старшего вожатого в воспитательной системе школы


Выполнила:
слушатель КПК по программе
«Профессионально-педагогическая
деятельность старшего вожатого»
Киршева Ирина Валериановна

Научный руководитель:
к.пс.н., доцент : Краснова С.Г.




Чебоксары
2015


Содержание

Введение .3
Принципы и методы педагогического проекта 7
Этапы реализации проекта11
Анкетирование12
Мероприятия по реализации программы..15
Результаты деятельности17
Список использованной литературы...19
Приложения



























Введение

Актуальность. Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социальноориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания современной молодежи в России является нравственно-патриотическое воспитание. В современном обществе приобретает проблемы формирования ценностных ориентаций нравственно-патриотической направленности.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большей части учеников, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. Стала все более заметна постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Объективные и субъективные процессы существенно обострили национальный вопрос. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение и падение престижа военной и государственной службы.
Современные подходы к воспитанию ориентированы на гуманизацию учебно-воспитательного процесса, удовлетворение интересов личности, адаптацию новых поколений к социокультурным изменениям. Наиболее значимым механизмом такой адаптации является система воспитания, обеспечивающая необходимую передачу ценностей, принятых в обществе. Усиление воспитательных функций ОУ - одна из ведущих социально-педагогических идей, отражающих позиции значительного количества педагогических работников, работающих в сфере воспитания детей. Перекосы воспитания в сторону идей индивидуально-личностного подхода в противовес воспитанию коллективистских качеств, послужили тому, что таким обязательным для каждого гражданина страны чувствам, как патриотизм и национальное единение стало уделяться недостаточно внимания.
Учебно-воспитательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому мы рассматриваем ребенка как субъекта социализации, который не только усваивает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность. Очевидны трудности, которые стоят перед школой: влияние социума, пагубное влияние улицы, сверстников, СМИ. Конечно, школа не может противостоять этому, изолировать ребенка, но может помочь ему найти свое место в жизни, стать школой социального опыта, развивающей и воспитательной средой.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми школьного возраста.
Один из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания является проектная деятельность, позволяющая создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия учащихся и взрослых. Проектная деятельность в рамках ретроспективного анализа основывается на личностно - ориентированном подходе, который означает переориентацию всего учебного процесса на постановку и решение самим школьниками познавательно-коммуникативных и исследовательских задач. Это позволяет рассматривать проектное обучение как одну из наиболее продуктивных и интенсивных методов, который способствует достижению высоких результатов обучения и образованности личности. Ведущие положения проектной деятельности основаны:
на учете особенностей личности учащихся;
на связи идеи проекта с реальной жизнью;
на изменении основной схемы взаимодействия учителя и учеников, равно партнерское учебное сотрудничество учителя и учащихся;
на значительном повышении уровня автономности учащихся при решении личностно-значимых проблем в процессе активно-познавательной мыслительной деятельности;
на значительном повышении уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению знаниями.
Реализация проектов позволяет задействовать различные виды деятельности учащихся, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков; стимулирует развитие самостоятельности и ответственности.
И тем самым патриотическое воспитание школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее.
Цель педагогического проекта – формирование качеств нравственно-патриотического воспитания учащихся как важнейшее духовно-нравственное и социальная ценности.
Задачи проекта:
1. Формировать ценностные ориентации нравственно-патриотической направленности учащихся.
2. Воспитывать чувство патриотизма через систему мероприятий;
3. Усилить роли семьи в нравственно-патриотическом воспитании подрастающего поколения;
4. Привлечь учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края, школы через овладение технологией социального проектирования и участие в реальной жизни местного сообщества;
5. Реализовать проекты по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся.

Проект ориентирован на все возрастные группы учащихся школы, коллектив педагогов и родителей.

Проект содержит различные виды деятельности:
1. Познавательная - работа учащихся над проектами.
2. Эстетическая - развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроение художественными средствами: в стихах, рисунках, плакатах, эссе.
3. Коммуникативная – общение - является условием познания, выработки человеком системы ценностей.
5. Преобразовательная - практическая деятельность по улучшению своей Родины.
6. Внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы: - классные и библиотечные часы; - праздники и мероприятия, театрализованные представления на патриотическую тему; - участие в нравственно-патриотических конкурсах; - походы и экскурсии; - встречи и беседы с участниками ВОВ.



Применялись следующие формы работы:
Диалоговые формы массовой работы: беседа, читательская конференция.
Рекламно-информационные формы массовой работы: литературно-музыкальный вечер, книжная выставка, школьная газета и др.
Игровые формы массовой работы: конкурсы, викторины, турниры, литературные соревнования.
Проектный метод: различные виды проекты, презентации, исследовательские работы.
Разнообразие форм способствует продвижению к читателям информационных ресурсов патриотической тематики, воспитывают уважение к прошлому нашего Отечества и формируют понимание патриотизма как свойства культуры человека.
В последние годы наблюдается тенденция к увеличению мероприятий по патриотическому воспитанию, разнообразию форм их проведения, а главное все чаще разрабатываются целые проекты, в рамках которых проходит цикл логически выстроенных, взаимосвязанных и взаимодополняющих мероприятий.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой, - необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в повседневной жизни, пр.). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
   Сроки реализации педагогического проекта: 2014-2017 учебный год
Ресурсы:
Кадровые:
- учащиеся,
- учителя-предметники, классные руководители
- руководители школьной администрации;
-председатель сельской администрации
информационные:
- библиотека,
- научно-методическая литература,
-рукописные документы,
- Интернет
материально-технические:
-компьютер





Принципы и методы педагогического проекта







Критерии проявления нравственно-патриотических качеств личности учащихся

Сформированность жизненного самосознания, самоутверждения, ответственности нравственных и патриотических качеств, правовой компетентности и законопослушности
Обладание нравственными патриотическими идеалами, способностью к формированию и развитию экономических и человеческих отношений в соответствии с общечеловеческими ценностями
Соответствии личности требованиям сферы активной деятельности, в которой происходит ее становление
Готовность к выполнению социальных функций и ролей в социально-культурной и семейно-бытовой сферах

Компоненты

аксеологический
эмоциональный
познавательный
поведенческий
рефлексивный





В основе данной концепции лежат принципы, ориентирующие воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни.
Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях.
Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что детей воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.
Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям.
Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом формирует навыки социальной адаптации, самореализации, толерантности и возрастающего чувства патриотизма.
Принцип концентрации воспитания на развитие социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ученику в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении.
Принцип диалогичности предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему взаимодействию с воспитуемыми.
Работая с учащимися, строится на основе формирования жизненного самосознания, самоутверждения, ответственности, нравственности и патриотических качеств; способность анализировать социально значимые проблемы; понимания важности саморазвития нравственными и патриотическими идеалами, способностью к формированию и развитию социальных, экономических и человеческих отношений в соответствии с общечеловеческими ценностями в социально-культурной и семейно-бытовой сферах.
Одним из важных направлений в работе проектной деятельности является сотрудничество с учителями и родителями. Такое сотрудничество в нравственно-патриотическом воспитании школьников необходимо осуществлять в виде согласованной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей личности. Что позволяет выбрать подходящий проект к данному возрасту.
Одним из приоритетных направлений в воспитательной работе с детьми я ставлю нравственно- патриотическое воспитание, целью которого является развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою Родину. Работа ведётся по следующим направлениям:














Схема 1. Модель формирования ценностных ориентаций нравственно - патриотической направленности учащихся
 Методы организации деятельности:
- поисковая работа;
- метод разъяснения патриотического на примерах героических подвигов;
- метод личного примера педагогов по отношению к Родине и ее ценностям;
- использование краеведческого материала в ходе уроков для формирования уважения и гордости за свой город;
- организация экскурсий и встреч с почетными жителями;
- организация краеведческой работы;
- метод стимулирования;
- метод проектирования.

    Формы организации деятельности:
      Уроки Мужества и беседа с ветеранами Великой Отечественной войны  в дни воинской славы. Использование на Уроках Мужества документальных и художественных фильмов.
     Экскурсии по музеям. Походы по родному краю.
     Участие в поисково-исследовательской работе. Операция «Доброта». Социально значимые проекты. Работа школьного музея «Связь поколений».
     Проведение исторических конференций с выступлениями на них школьников с патриотическими докладами, рефератами и научными работами по патриотической тематике.
     Интегрированные уроки патриотической направленности. Циклы уроков по темам с патриотической направленностью.
Конкурсы: сочинений, рисунков, чтецов, посвященные знаменательным датам; военно-патриотической песни.
     Фестивали, концерты.
     Соревнования, спортивные игры, эстафеты.
     Выставки, экспозиции, акции.
Экскурсии в музеи.

Ожидаемые результаты проекта:

- стремление к духовному обогащению и развитию;
- чувство патриотизма, гуманизма и толерантности;
- знание, почитание и продолжение лучших традиций семьи, школы, народа;
- умение создавать проекты на нравственно-патриотические темы;
- участвовать в ежегодных школьных проектах;
- оформлять результаты своих работ в виде сочинений, рисунков, плакатов.



Этапы реализации проекта

Подготовительный этап 2014г.


Мероприятия
сроки
Ответственный

1.
Классные собрания на нравственно-патриотическую тему
сентябрь
классные руководители

2.
Проведение беседы на тему «Моя малая Родина»
октябрь
старший вожатый

3.
Конкурс рисунков
октябрь
учитель ИЗО


4.
Проведение анкетирования
ноябрь
старший вожатый

Основной этап






5.
Выбор темы проекта
декабрь
учащиеся

6.
Работа над проектом
декабрь-март
учащиеся

7.
Защита проектов
апрель
учащиеся




Анкетирование
Дайте определение к слову патриотизм – это а) преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу; б) труд и служение на благо Родины, забота о людях своей страны; в) готовность к самопожертвованию; г) затрудняюсь ответить


Одни считают, что патриот должен любить и родину, и государство, власть своей страны. Другие считают, что патриот может любить только родину, а государство любить не обязан. С какой точкой зрения вы согласны? а) с первой; б) со второй; в) затрудняюсь ответить.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Как вы считаете, сегодня в школе воспитываются или не воспитываются нравственность и патриотизм?

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
не воспитываются 20%
Как вы считаете, сегодня семья воспитывает или не воспитывает нравственность и патриотизм?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как вы считаете, необходимо ли проводить в школе досуговые мероприятия на нравственно-патриотическое воспитание? [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

6. Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению?

не знаю 23%
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] нет 15%
возможно, да 62%

Были опрошены учащиеся 8-11 классов (41человек)
В этой связи большая часть (58%) респондентов отметили, что работа по нравственно-патриотическому воспитанию не обходима проводить в школе, в той или иной степени.    20% респондентов полагают, что работа по нравственно-патриотическому направлению не требует качественного улучшения. И 22% респондентов в своих ответах отрицают важность проведения нравственно-патриотического воспитания в своей школе.
В абсолютной большинстве (89%) респонденты ответили, что необходимо проводить в школе мероприятия на нравственно-патриотическую тематику. К сожалению лишь 44 % учащихся считают, что семья так же принимает непосредственное влияние на нравственное воспитание детей. Примерно в том же процентном соотношении 39% считают, что семья не воспитывает нравственность и патриотизм.
62% ответил, что возможно бы смогли создать проект по данной теме.






Мероприятия по реализации программы 2014-2017

№ п/п.
Направление
Мероприятие
Сроки исполнения
Ответственные

1
Гражданско-патриотическое направление
Беседы на классных часах о нравственном и патриотическом воспитании
Проведение уроков мужества, посвященных Дню Победы.
Ежегодно




февраль, май
Классные руководители



Старший вожатый




Использование символов Российской Федерации при проведении школьных мероприятий.
ноябрь,



2
Историко – краеведческое направление
Презентация «Моя малая Родина»,
Конкурс «Солдатский платок»

Конкурс рисунков «Спасибо за победу»

проекты:
Я – гражданин России

октябрь 2014
апрель 2014

январь 2015


ежегодно, январь
старший вожатый

старший вожатый

учитель ИЗО


старший вожатый

3
Научно – исследовательское направление
Создание сайта «Моя родословная»
Конкурс проектов «Сохрани свою историю»

январь 2015

март 2017


старший вожатый



4
Военно – патриотическое направление
Конкурс чтецов
«Дети о войне»
январь
2015
Кл. руководители 1-4 кл. и библиотекарь



Фестиваль патриотических песен.
ежегодно, февраль
учитель музыки



Концерт ко Дню Победы. Вахта памяти.
ежегодно, май
старший вожатый

5
Спортивно – патриотическое направление
рыцарский турнир, час мужества
ежегодно
начало марта
старший вожатый



«Зарница», «Орленок»
ежегодно
январь-февраль
Учитель ОБЖ

старший вожатый

6
Акции нравственно-патриотического направления
Оформление открыток «Пожелание ветерану»

Акция «Обелиск у дороги»
 

Шефство над ветеранами

Операция «Доброта»



Акция «Помощь солдату»
февраль, май


в течение года

ежегодно

ежегодно



январь 2014
старший вожатый
учащиеся 5-11кл,

старший вожатый, учащиеся

старший вожатый


старший вожатый


старший вожатый



      


Результаты деятельности

Результаты личностного развития учащихся на каждом этапе образования составляют основу нравственно-патриотической позиции человека в будущей жизни общества. При этом содержание самой позиции напрямую зависит от тех ценностей, которые лежат в основе школьной жизни, от ведущих идей развития школы. Диагностика учащихся 5-11 классов подтверждает качественные изменения в получении подростками опыта нравственно-патриотической деятельности в рамках школьного сообщества и в общественной жизни села, что повышает уровень воспитанности учащихся.
Активная позиция детей 1-11 классов проявляется в их участии в творческих конкурсах разного направления, где занимают призовые места: районных конкурсах - «Я – гражданин России», в научно - исследовательской деятельности, конкурс рисунков, школьный конкурс чтецов, районный конкурс патриотической песни, в конкурсах «Зарница» и «Орленок».
Целенаправленная систематическая работа по формированию личностных качеств гражданина и патриота пронизывает весь процесс обучения. Это подтверждается результатами диагностики учащихся. Из опрошенных учащихся внеурочное время.
Реализовать собственную нравственную позицию учащимся помогает включенность в детскую общественную организацию «Радуга», что позволяет проигрывать модели социально-экономической взаимодействия людей, предоставляют учащимся работать над социальными проектами. За последние два года наблюдается положительная динамика детской активности в общественных делах, растет процент охвата учащихся, занятых в детской общественной организации:
2014-2015г. – 39% учащихся;      2015-2016г. – 57% учащихся. 
Учащиеся формируют нравственно-патриотическое воспитание через научно-исследовательскую работу ( «Илугин Г.Н.- участник Сталинградской битвы»), а также через социальные проекты «Сохранение культурных ценностей», «Благоустройство памятников в д. Кубасы и в с. Юнга», где занимали призовые места.
      Положительные результаты за последние два года достигнуты в работе с родителями «Любовь к Родине начинается с семьи». Ежегодные родительские собрания, праздники, конкурсы объединяют родителей, учащихся, учителей в крепкий союз.  
 Из всего вышесказанного следует: Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся реализуется в школе с динамикой эффективности работы.
Наша школа работает и сохраняет лучшие традиции нравственно-патриотического воспитания учащихся. Но, чтобы стать настоящим патриотом, надо владеть не только морально-психологическими качествами, но и специальными прикладными знаниями, навыками и умениями.
Проектный метод эффективен для реализации намеченных планов, во-первых, он позволяет ученику почувствовать себя исследователем, во-вторых, помогает раскрыть возможности каждого ребенка, расширить познавательные способности, обогатить знания, в-третьих проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний .
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.




Список использованной литературы

Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.
Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников – 2005 №8 – С.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.
Пальцев, Н. Надежный помощник - накопленный опыт / Н. Пальцев // Патриот Отечества.- 2003.- N 9.- С. 17-18.
Следзевский И.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегии// Преподавание обществознания в школе, 2011, №7.
Уледов А.К. Нравственно-патриотическое воспитание. - М.: Мысль, 1979.   
Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144






























Приложения






Конкурс рисунков «Спасибо за Победу»

Операция «Доброта»


Помощь ветеранам Победа учащихся в защите проектной и
исследовательской деятельности.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 142515



Принципы нравственно-патриотического воспитания

Гуманистическая направленность

Культуросообразность

Эффективности социального взаимодействия

Природосообразность

Принцип диалогичности

Концентрация воспитания на развитие социальной и культурной компетенции личности

Включения личности в значительную деятельность

Педагогические условия
Опора на познавательные и перспективные мотивы учащихся в учебно-воспитательной деятельности; свобода выбора занятий по интересам (внеурочная воспитательная деятельность); стимулирование положительного отношения к достижению определенных успехов; педагогическая поддержка постепенно превращается нравственно- -патриотических норм в личный опыт.




Технология формирования ценностных ориентаций нравственно-патриотическая направленности у учащихся

Работа с учащимися

Индивидуальная

Групповая

В малых группах

Работа с учителями

Классные часы на нравственные темы

Педагогические конференции

Экскурсии

Роль
родителей

Информационная

Коррекционная

Контролирующая

Методы

Организация деятельности, мотивация поведения

Формирования сознания учащихся

Стимулировния

Проектная деятельность

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415