Нравственно-патриотическое воспитание и развитие учащихся с нарушением зрения на уроках литературы
Нравственно-патриотическое воспитание и развитие учащихся
с нарушением зрения на уроках литературы
(из опыта работы)
Тоданова Инга Валерьевна, учитель русского языка и литературы
На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине и Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.
Известно, что патриотическое воспитание – систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания перед учителями литературы стоит довольно остро, так как учитель литературы имеет сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. Воспитание положительных качеств личности очень важно для слепых и слабовидящих детей, так как для таких детей характерно сужение круга связей с внешним миром; отношения с окружающими у них более элементарны, менее разнообразны. Поэтому большое значение уделяется формированию способности детей-инвалидов к нравственному саморазвитию и преодолению трудностей.
В российской школе литература – ведущий предмет в системе нравственного, патриотического и эстетического воспитания школьников.
Программа по литературе включает в себя и список книг для внеклассного чтения школьников. Поэтому нами была попытка создать свою систему уроков внеклассного чтения и бесед по современной литературе в школе.
Патриотическое воспитание на уроках литературы направлено на:
а) сохранение преемственности поколений, развитие национальной культуры;
б) формирование духовно-нравственных качеств личности;
в) воспитание патриотов земли России;
г) разностороннее развитие детей, формирование их творческих способностей, создание условий для самореализации личности;
д) формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;
е) формирование трудолюбия;
ж) формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами уроков внеклассного чтения;
з) воспитание бережного отношения к природе.
Данная система уроков имеет способствует формированию профессиональной готовности будущего педагога к патриотическому воспитанию школьников. Оно поможет учителям-словесникам, которые работают в средних классах (5-8 классы), так как именно в этом возрасте через книгу и чтение у подрастающего поколения формируется патриотическое сознание, гражданственность, уважение к истории родного края, любви к Отечеству, укрепляет связь поколений, способствует развитию познавательной и творческой деятельности детей и подростков, стимулирует детское чтение. Это планомерная и целенаправленная работа по патриотическому воспитанию на основе новых информационных технологий.
Нами была разработана и апробирована программа занятий для учащихся 5-6 классов «Я воспеваю Родину свою!», рассчитанная на 12 часов.
Выделено 4 основных направления:
«Преданья старины глубокой…» (произведения устного народного творчества)
Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев.
«Человек на войне» (человек в Великой Отечественной войне)
«Вокруг тебя мир!» (человек и природа).
После намеченных направлений отобраны произведения для уроков внеклассного чтения в 5-6 классах, чтобы подготовить учащихся к полноценному освоению современной литературы.
При выборе тем так же учитывались региональные особенности, т.к. изучение русской и хакасской литератур в сопоставительном плане приводит к глубокому постижению национальной поэтической традиции, воспитанию интереса и уважения к различным национальным культурам, способствует обмену общечеловеческими духовными ценностями между разными национальными культурами. Это и сказки, хакасские народные предания, героический эпос, пословицы, поговорки и т.д.
Первое направление «Преданья старины глубокой» (по произведениям устного народного творчества)
Цель: обеспечение позитивной социализации посредством изучения произведений устного народного творчества, расширение представлений об окружающем мире, на основе ближайшего социального окружения, формирование гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине.
Реализовать данную цель можно через решение следующих задач:
Задачи:
стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно исследовательскую деятельность;
стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру;
воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов.
воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому Росси
Героический эпос русского и хакасского народов дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри и алыпы являются воплощением нравственных свойств русского и хакасского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
На примере русских былин и хакасских эпосов дети делают вывод, что народ России всегда защищал свое Отечество, родную землю, независимость от врагов.
Важно показать учащимся, что народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для жизни Отечества содержатся в героическом эпосе, устных преданиях, исторических и солдатских песнях, произведениях лучших поэтов и писателей России. Одна из важнейших задач, которую решают эти произведения – сохранить память о предках, строивших и защищавших Отечество, напомнить о нравственном долге – любить и беречь свою Родину.
№ п/п Тема урока Содержание Форма урока Форма контроля
1. “Мой дом – моя крепость” изучение хакасских и русских пословиц в сопоставлении с русскими пословицами: о дружбе, о любви к Родине, о семье, родном доме, родителях. Викторина на знание пословиц Продолжить пословицу; сочинение рассказ по пословице
2-3 Что за прелесть эти сказки! хакасские народные сказки, волшебные сказки - «Рыбак и водяной», «Бай и охотник»; сказки о животных – «Медведь и бурундук»; бытовые сказки – «Два брата»; предания «Сибичек и Сибдейек» Творческая мастерская Нарисовать иллюстрации к сказкам, преданиям
4 «По следам былинных героев» хакасский героический эпос – знакомство с сюжетом эпоса «Алтын Арыг» (сопоставительный анализ с русскими былинами) Урок-игра Иллюстрации к произведениям
Второе направление «Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев»
Цель: раскрыть основные проблемы, поднимаемые авторами в рассказах; показать нравственную красоту главных героев в противопоставлении с миром душевной черствости, равнодушия; воспитывать основные нравственные ценности: доброту, чуткость, сострадание, любовь, порядочность, уважение к чужому труду.
№ п/п Тема урока Содержание Форма урока Форма контроля
5. «Цена жизни - …» Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед» Творческая мастерская
(открытый урок) Нарисовать иллюстрацию к произведению.
Выучить отрывок наизусть.
6. Голос совести А.Лиханов «Последние холода» Урок - проект Сочинение-размышление
Третье направление «Человек на войне» (человек в Великой Отечественной войне)
Цель и задачи: создание условий для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, с трудом людей, помогающих фронту; сформировать у детей знания о Великой Отечественной войне; воспитывать чувство патриотизма; формировать у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству; пробудить интерес к изучению произведения, к военной прозе; формировать личностные качества учащихся: любовь к своему Отечеству, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, веру в себя, оптимизм; изучать историю и культуру Отечества и родного края.
№ п/п Тема урока Содержание Форма урока Форма контроля
7 «Все начинается с детства» Ю.Я. Яковлев «Зимородок» Творческая мастерская Нарисовать иллюстрацию к произведению.
8 Настоящие люди. Кто они? Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» Урок - проект Сочинение-размышление
Четвертое направление «Вокруг тебя мир» (человек и природа)
Цели и задачи: дать представление учащимся о взаимосвязи человека, общества и природы, показать их взаимосвязь и специфические особенности; продолжить формирование экологической культуры учащихся, указав губительные последствия человека на природу, их необратимый характер; сформировать активную экологическую позицию школьника по защите природы; Воспитывать любовь к природе, чувства гражданственности и патриотизма, любовь к малой Родине.
№п/п Тема урока Содержание Форма урока Форма контроля
9
10 «Вокруг меня мир!»
«Братья наши меньшие» В.П.Астафьев «Капалуха», «Белогрудка», «Зачем я убил коростеля?»
В. Майнашев «Когда встречаю я людскую злобу» и С. Есенин «Песнь о собаке» Урок-взгляд
Урок-сопоставление написать сочинение – миниатюру о природе на одну из тем
11
12 «Здравствуй, осень золотая!»
Край ты мой, родимый край! А. Кыштымов «Осень»
С. Ромашова «Хакасия моя! Мой край обетованный!» Творческая мастерская (открытый урок) Сочинение
Конкурс чтецов «Стихи о природе»
Нравственное и патриотическое воспитание – целостный, сложный и важный процесс, ответственность за который лежит на взрослых: педагогах и родителях. Школьников необходимо воспитывать так, чтобы они могли быть конкурентоспособными, могли развиваться, совершенствоваться, и успешно социализироваться в обществе.
Такое воспитание должно быть не просто составляющей воспитательно-образовательного процесса, но и сущностью воспитания, обучения и развития слепых и слабовидящих детей.