Творческий проект Пасхальная открытка


МКОУ БСОШ №2
Познавательно-творческий проект «Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения»
Подготовили учащиеся
3 «Б» класса
Руководитель проекта: Мачнева Л. А.
2016 г.
Цели проекта:
развивать у участников социально-значимые духовно-нравственные качества;
формировать интерес к истории православной культуры нашей Родины;
разработать и изготовить пасхальную открытку
Задачи:
знакомство с обычаями и традициями празднования Светлой Пасхи;
воспитание у детей духовно-нравственных качеств на основе православных традиций;
развитие жизненного опыта детей в процессе творческого изучения прошлого своего народа;
формирование коммуникативной компетентности в сфере самостоятельной творческой деятельности учащихся;
овладение практическими умениями и навыками художественно-творческой деятельности;
формирование умений ориентирования в информационном потоке;
формирование навыков в поисковой деятельности учащихся
Методика работы над проектом
Класс делится на группы:
1 группа: «Информационная» - ведет сбор информации, используя литературу, Интернет и др.
2 группа: «Художественная» - выполняет рисунки, подбирает иллюстрации, картинки и другой иллюстративный материал.
3 группа: «Технологическая» - разрабатывает технологию изготовления пасхальной открытки.
4 группа: «Редакционная» - редактирует собранный материал, составляет сценарий защиты проекта.

Есть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний праздник – Пасха. Этот праздник дарит надежду, укрепляет веру в высокие духовные идеалы, делает наш мир нравственнее и чище, вдохновляет на добрые дела и поступки.
Пасху празднуют уже 2000 лет. Обычаи и традиции передаются из поколения в поколение. История этого светлого праздника хранится веками, ее нужно помнить и чтить.
В дореволюционной России существовала замечательная традиция дарить на Пасху открытки, в том числе и сделанные своими руками.
Поздравительные открытки стали привычным символом праздников. До недавнего времени мы запасались ими десятками ко всем праздникам, накануне которых они разлетались во все концы нашей необъятной Родины. Не только со временем, но и сейчас они могут показать и рассказать много интересного, стать увлекательным иллюстрированным путешествием в прошлое.
Первые поздравительные открытки в Россию из Англии привозили купцы. На этих открытках был один рисунок без надписи, её потом наносили на русском языке, и стоила эта открытка по тем временам немалые деньги. Первые почтовые иллюстрированные открытки появились чуть более ста лет назад. Предпочтение производителей отдавалось изображениям городских видов, цветов, животных, птиц, так как они понимали, что это может заинтересовать покупателей.
До революции праздничные открытки - "поздравишки", как их называли, выпускали к Рождеству Христову и Святой Пасхе, поздравляли с Днем ангела, в начале ХХ века стали посылать поздравления с Новым годом.
Родина поздравительной открытки - Англия, страна с богатыми традициями. До появления специальных открыток поздравления писали просто на визитных карточках. Первую поздравительную открытку придумал английский художник Джон Кэлкот Хосли по просьбе своего друга, директора британского музея Генри Кодла, которому надо было поздравить многочисленных друзей и коллег с Рождеством. Так, в 1840 году была отпечатана и раскрашена вручную первая поздравительная открытка. На ней были изображены три символа: золото - богатство, горящие свечи - счет разума, медовые пряники - достаток в доме. Вскоре она завоевала всю Европу, а с 1871 года пришла в Россию.
Вначале выпуск поздравительных открыток был государственной монополией. С 1894 года право на их распространение получили частные лица, эту дату можно считать рождением "поздравишки" как оригинального художественного жанра. Печатали их различные издательства и фотоателье, с ними сотрудничали художники, в основном это были безвестные ремесленники. Но эскизы к "поздравишкам" рисовали и такие известные художники, как Билибин, Бенца, Беем, Беренштам, Добужинский, Остроумова-Лебедева и др. Как правило, внизу своих произведений они оставляли подпись. Некоторые открытки имели небольшие поздравления или четверостишия известных поэтов.
Послужили "поздравишки" и делу благотворительности. Одним из крупных заказчиков была община Святой Евгении. С ней сотрудничали многие известные художники, выпускали их и другие благотворительные общества. На обратной стороне открытки указывалось, в пользу какого благотворительного общества была издана "поздравишка", доходы от продажи шли на дела благотворительные и милосердия.

В начале ХХ века спрос на "поздравишки" так возрос, что даже столичные предприятия не справлялись с заказами, и их по эскизам русских художников стали издавать за границей в Германии, Стокгольме, Париже.
"Поздравишки", как оригинальный художественный жанр, имели свое лицо. Сюжеты одних в основном складывались из символики праздников, которым они были посвящены, другие являлись иллюстрацией праздника в городе, деревне или в быту. Сюжеты "поздравишек" были рассчитаны на разные вкусы и социальные слои населения. По сути, они отображали богатый традициями русский христианский быт. Открытки являлись художественной иллюстрацией, запечатлевшей для истории празднование Пасхи и пасхальные традиции.
Можно сказать, сложился своеобразный канон «поздравишки». Открытка должна быть высокохудожественной и в то же время простой, яркой, веселой, как сам праздник.
Большинство из нас в детстве увлекались собиранием чего-либо: кто-то собирал марки, кто-то значки, кто-то этикетки от спичечных коробков, а кому-то было интересно заниматься филокартией (от греч. «φιλέω» — люблю и фр.«carte» — карточка) - коллекционированием открыток определённой тематической направленности. Наши поиски поощрялись родителями, друзья охотно обменивались, близкие привозили новые открытки из-за границы… Но мало кому посчастливилось эту любовь сохранить и приумножить уже будучи взрослым человеком, по-прежнему увлечённым исследованием и систематизацией материала, который он так бережно коллекционирует и сохраняет до сих пор.
Открытка "Христос Воскресе!" Это почтовая открытка Российской империи, с типичным изображением двух яиц. Ориентировочно дата выпуска - 1900г., художник не известен.
234362924
Но так было не всегда. Это стало традицией, начиная с 1874г. Такие открытки назывались либо "открытыми письмами", либо "поздравишками". Они сами по себе уже были прекрасным подарком на Пасху.Открытки были большой редкостью, т.к. были привезены из Европы - Германии, Австрии . Да и популярность таких "поздравишек" была не велика - ведь на таких открытках, как правило, изображались не золотые купола православных храмов, а башенки католических костелов и протестантских кирх, что было не по душе русскому человеку.
31915102540
С появлением в России такого вида услуг, как почтовые открытые письма, конечно же, появилось желание отправлять пасхальные открытки родным, близким и просто знакомым, всем тем, кому не имеешь возможность передать лично пасхальное приветствие и по-христоваться на Пасху. А также их оставляли во время визитов или прикладывали к подарку.
По установленным в России канонам 1904г. открытка имела только одну лицевую часть "поздравишки", т.к. оборотная - предназначалась для текстового сообщения и адреса.
Открытка "Христование", Борис Кустодиев. 1912г.
23436-4519
Весьма успешно начался с 1896г выпуск первых отечественных открыток, прекрасно иллюстрированных известным писателем и художником Н.Н.Карамзиным . Издательство открыток пасхальной тематики московской Общины Св.Евгении при Красном Кресте стало лучшим среди других российских предпринимателей. По словам коллекционера Елены Шиманко:"За 20 лет эта благотворительная организация, созданная для помощи бедствующим сестрам милосердия, выпустила 6406 названий открыток разнообразного содержания. Самые красивые из них — пасхальные».
И это не мудрено, ведь Община сотрудничала с И.Я.Билибиным и В.И.Зарубиным, Н.К.Пимоненко и Е.М.Бем, И. Репиным и и многими другими художниками , чей неповторимый стиль и манера художественного письма легко узнаваемы и запоминаемы. Каждая была настоящим произведением искусств, маленьким полиграфическим шедевром. Причем, первые десять рисунков были выполнены художниками абсолютно бесплатно!А тираж каждой такой открытки составил не менее 10000 штук. Так как тираж раскупили в течение недели, то пришлось заново печатать дополнительные экземпляры. Недаром говорят в народе: "Дорога ложка к обеду!"
По словам петербургского коллекционера Евгения Иванова: "Пасха была долгое время главным праздником у русского человека, ее почитали даже больше, чем Рождество. Ведь для верующего человека возрождение духовного важнее физического"...
-508635152400Пасхальная открытка Елизаветы Бем.
-51301653162300Из-за того, что много пасхальных открыток для российского рынка производилось за рубежом сюжетная атрибутика такой открытки не соответствовала русской традиции: цыплята, зайцы, овцы...
Спроси любого о традиционных приметах нашей Пасхи и в ответ мы услышим - разноцветные и искусно расписанные яйца, кулич и пасха, радостные и целующиеся люди, весенние цветы.
Эти атрибуты использовались для создания сюжетов на Пасхальной открытке. Чаще всего это были дети и пасхальные яйца: в руках или на праздничном столе.

И к началу ХХв. многие издательства уже наладили выпуск полноцветной пасхальной открытки. Они печатались по оригиналам профессиональных русских художников для российского рынка.
Это и Р. Голике, Р. Люерман, О. Кирхнер, А. Вильбор, такие издательские «монстры», как «Ришар» (С.-Петербург), «Ленц и Рудольф»(Рига), шведский «Гранберг», французское издательство И. Лапина и немецкое О. Дьякова.
23436901
В период с 1914 по 1917 г.г. пасхальная открытка, подчиняясь законам времени, отражает внешние и внутренние события российской жизни, а именно первую мировую войну. На открытках появляются солдаты, сёстры милосердия ...

После Октябрьской Революции 1917г большевики запретили празднование Пасхи , что сказалось и на выпуске открыток.Эмигрировали за границу не только люди. Карточки с куличами и яйцами также «отправились в эмиграцию» вместе с носителями старых традиций.
Российская Национальная Библиотека получила в 1997 г. от библиотеки Калифорнийского университета (США) дар - небольшую коллекцию пасхальных открыток того периода.
23436-5036
Новое рождение стало возможным лишь в начале 90-х годов прошлого века. Как и прежде, современные художники используют знакомые сюжеты: расписные яйца, кулич, пасха, храм.Многие воссоздают атмосферу ушедшей поры. воспроизводя образцы начала ХХ в.
234362924
Поговаривают, что на сегодняшний день сохранено более тысячи пасхальных сюжетов, придуманных и нарисованных нашими живописцами.

Открытка "Христос Воскресе!"Почтовая открытка Российской Империи. Изображён двухэтажный автобус.Рисунок нетипичен для пасхальной открытки.Художник не известен.


В наше время снова возрождаются традиции нашей православной культуры, прерванной на 70 лет. Отрадно, что пасхальная открытка как неотъемлемый символ светлой Пасхи возвращается в нашу жизнь. Продолжается традиция – продолжается жизнь. Пасха – это праздник Воскресения, символ вечной жизни.
Сейчас, как в старые добрые времена, разлетаются пасхальные открытки, словно весенние птицы по всей святой Руси, неся пасхальную радость: «Христос Воскресе!»




Работа над познавательно-творческим проектом
«Пасхальная открытка»

Открытка в закрытом виде Потянули за ниточку…

…появилась мордашка… …и снова спряталась

«Обратная сторона медали» «Лицевая сторона медали»

Чей это клювик? А вот и я!

Цып-цыпыч! Приятно познакомиться!


Цып- цыпыч и его друзья!
Материалы:
картон;
цветная бумага;
бархатная бумага;
обои;
тесьма;
кружево;
нитки мулине;
хозяйственные салфетки;
клей;
пуговицы;
бисер, бусины
Инструменты:
ножницы;
линейка;
карандаш;
фломастеры;
кисточка для клея
Технология изготовления:
Выполнить отделку лицевой стороны открытки.
Соединить лицевую и изнаночную стороны открытки, используя клей.
Проколоть отверстия для пуговицы.
Продеть через отверстия и пуговицу нитки и завязать.
Правила безопасной работы ножницами:
Ножницы - … инструмент;
Пользоваться ножницами надо …;
Хранить ножницы …;
Не держать ножницы … вверх, передавать … вперед.
Не оставлять ножницы на рабочем месте …