Районные педагогические чтения на тему «Мы — твои наследники, Победа!»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Департамент образования
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 29»
Районные педагогические чтения
«Мы - твои наследники, Победа!»
«Поисковая деятельность как освоение ребёнком нравственно-патриотических чувств и осознания ответственности за судьбу Отечества»
Борисова Анна Сергеевна
учитель начальных классов
Дорошева Ольга Александровна
учитель начальных классов
г. Нижний Новгород
2015
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и согласно концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.
В настоящее время в нашей стране воспитание высоконравственной, патриотичной личности является одной из приоритетных государственных задач. Бесспорно, нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Под нравственно-патриотическим воспитанием в программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», утвержденной Правительством РФ от 05.10.2010г, понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма), нравственного облика (терпения, милосердия, незлобивости), нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний), нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству). Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, что в младшем школьном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни. Выдающийся советский педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
Патриотизм, применительно к младшему школьнику, определяется исследователями как потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, живой природы, как наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознания себя частью окружающего мира. Нравственно-патриотическое воспитание детей, в широком смысле, ставит своей целью различными педагогическими средствами пробудить у детей интерес к окружающему миру, любовь к Родине и ее героическому прошлому. Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но на наш взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.
Актуальные цели и задачи нравственно-патриотического воспитания задают вектор воспитательного процесса, определяют основные формы и методы работы с детьми. При этом учитывается тесная взаимосвязь задач нравственно-патриотического воспитания с возрастными и личностными особенностями ребенка, а также с социальными условиями жизни. Все это позволяет обеспечить максимально эффективное решение задач нравственно-патриотического воспитания школьников, поставленных государством перед семьей и образовательным учреждением, как первыми социокультурными институтами, в которых ребенок получает и усваивает необходимые знания, умения, навыки, приобретает опыт.
Механизм нравственно-патриотического воспитания можно представить формулой: (знания и представления)+(мотивы)+(чувства и отношения)+(навыки и привычки)+(поступки и поведение)= нравственно-патриотическое качество.
Нравственно-патриотическое воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов.
Средства нравственно-патриотического воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп.
Художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино, диафильмы можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств способствует эмоциональной окраске познаваемых явлений.
Средством нравственно-патриотического воспитания школьников является собственная деятельность детей.
Особое место в группе средств отводится общению. Оно как средство нравственно-патриотического воспитания выполняет задачи корректировки представлений о нравственности и патриотизме, на основе пробуждения чувств и формирования отношений.
Средством нравственно-патриотического воспитания является атмосфера, в которой живет ребенок. Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения. Она активизирует весь механизм нравственно-патриотического воспитания и влияет на формирования нравственных и патриотических качеств.
Средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания. Преобладающими в нравственно-патриотическом воспитании должны быть практические методы, которые предполагают обучение ребенка способам действия.
Активная разнообразная деятельность имеет большое значение, так как быть патриотом - это не только знать и любить свою страну, но и активно действовать на ее благо. Для этого используются различные формы организации деятельности детей. На наш взгляд, наиболее эффективной, с точки зрения системно-деятельностного подхода, является проектная деятельность обучающихся с использованием поисковой работы.
Поисковая работа – это основа гражданско – патриотического воспитания, основополагающее звено идеологического воспитания. Организация поисковой работы в школе создаёт в детском коллективе творческую атмосферу, которая способствует повышению гражданской активности учащихся. Стать настоящим человеком можно только через собственную деятельность, развитие познавательных и умственных способностей. Эта работа даёт возможность формировать взгляды и убеждения учащихся, отношение к миру, способствует усвоению нравственных норм жизни людей. Патриотами не рождаются, патриотами становятся. А вот помочь ребятам в этом – задача педагогов.
«Передать нашим детям чувство гордости за ветеранов, за их Победу, величие которой навсегда останется в истории» - В. Путин, Президент РФ.
Чем дальше уходит от нас война, тем меньше остаётся её участников и свидетелей. В настоящее время, к сожалению, возникают попытки исказить, переделать факты Великой Победы, поэтому тема патриотического воспитания особенно актуальна. Обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических фактах в нашей истории, воспитать у маленьких граждан гордость за свою Родину. Память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не возникает вдруг, из ниоткуда.
Великая Отечественная война не обошла стороной ни одной семьи. Наша школа одна из старейших школ Советского района. В сентябре 2016 года отметит свой 80-летний юбилей. Каждый школьник и педагог помнит, что берёзы перед школой – живая память о войне.
Мы прошлое не позабыли,
Стоят берёзы здесь стройны.
Бойцы в бинтах их посадили
Для нас когда-то в дни войны!
Они посажены бойцами, возвращавшимся в строй после лечения в эвакогоспитале № 2797, который находился в здании школы. Классные комнаты в годы войны были переоборудованы в больничные палаты и операционные. В школе бережно хранят память о военном прошлом, о чём свидетельствует установленная на здании школы мемориальная доска. В год 70-летия Великой Победы обучающиеся школы принимают активное участие в акциях, конкурсах, событиях, посвященных этой великой дате.
«Есть память, которой не будет забвенья,
И слава, которой не будет конца!»
Р. Рождественский
В связи с этим возникла идея создания проектов «Медаль в моей семье» и «Улицы с именами героев», посвященных героическому прошло
·му нашего народа, целью которых является формирование патриотизма, уважения к историческому прошлому своей страны, чувства гордости и благодарности к участникам событий военных лет.
Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, что способствует сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными. Тем не менее, родители должны стать непременными участниками работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей, помочь в сборе материалов. Поэтому остановимся подробней на проекте «Медаль в моей семье».
Цели и задачи проекта:
изучить историю своей семьи и проследить её связь с историей Родины;
собрать и проанализировать воспоминания, документы, сохранившиеся в семье и имеющиеся в архивах;
систематизировать собранный материал
приобщать подрастающее поколение к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
способствовать воспитанию ценностного отношения к семье, основанного на уважении и передаче лучших традиций от поколения к поколению,
содействовать формированию активной гражданско-патриотической позиции молодёжи, на применении в проектной деятельности школьников новых научно-технических решений.
способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий:
определение способов действий в рамках предложенных условий и требований;
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение выступать перед аудиторией;
умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем
Объект исследования: История Отечества.
Предметом исследования: история семьи.
Методы исследования:
Работа с источниками информации:
литература учебная, научная, публицистическая, художественная;
интернет-ресурс: сайты [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
беседы с родственниками, интервью;
материалы и фотографии из фондов архива и семейных архивов
Систематизация и каталогизация полученного материала;
описательный и аналитический методы;
Оформление собранного материала в форме презентации для применения их в практической деятельности: классные часы, стенды «Я помню! Я горжусь!»
Новизна и актуальность данного исследования определяется значимостью знания истории своих предков в современной жизни российского общества.
Характеристика проекта
по доминирующей деятельности: исследовательский.
по количеству участников: персональный
по продолжительности: долгосрочный (февраль-апрель)
Что предстояло сделать:
расспросить членов семьи или самих ветеранов;
записать рассказы ветерана или о ветеране;
поискать возможную информацию в Интернете, библиотеке;
оформить результаты поиска в виде презентации и на планшет;
рассказать на классном часе в классе
В течение года осуществлялась работа над проектом, которая проводилась в 3 этапа.
1 этап – подготовительный.
Задачи:
Обогатить предметно – пространственную среду в группе
Подобрать методическую и художественную литературу в группе
Заручиться поддержкой родителей в проведении проекта
Разработать план мероприятий.
2 этап – основной.
Задачи:
Расширить знания детей о нашем городе, защитниках страны, детях войны
Обогатить и активизировать словарь по данной теме, развивать связную речь, её выразительность
Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки
Формировать у детей чувство гордости и уважение к участникам Великой Отечественной Войны
3 этап – заключительный
Задачи:
Обобщить приобретённые знания детей по теме.
Сформировать у детей осознанное отношение к историческому прошлому.
Повысить компетентность родителей в вопросах патриотического воспитания.
На первом, подготовительном этапе работы над проектом при организации предметно-пространственной среды мы постарались создать все условия для самостоятельной деятельности детей: подобрали художественную литературу и дидактические игры, иллюстрации, наборы открыток, картин, плакатов, значков, мультимедийные презентации и видеофильмы.
На втором, основном, этапе разработали тематический перспективный план для совместной работы учителей и детей с учетом ФГОС. В своей работе мы старались максимально использовать разнообразные виды детской деятельности. В рамках художественно-эстетической деятельности проводили рисование, лепку, аппликацию, конструирование на военную тематику. Итогом творческой деятельности стала выставка детских работ. Так же дети изготовили открытки, сувениры для ветеранов и вручили их на концерте «День Победы». Для концерта разучивали песни, танцы военных лет, стихи.
Организуя познавательно-исследовательскую и речевую деятельность детей, мы провели цикл бесед и викторин. Показывали презентации и видеофильмы о детях войны, составляли рассказы на тему «Чем прославился наш город в годы Великой Отечественной Войны», познакомились с высказываниями детей-очевидцев войны и предложили детям выразить свое мнение о судьбе детей войны. Заучивали стихи, пословицы, поговорки о войне, провели конкурс чтецов, а затем приняли участие в районном конкурсе чтецов.
После проведенной работы:
Дети:
расширили свои знания о защитниках нашего отечества, узнали некоторые факты из жизни своих родственников в годы Великой Отечественной войны;
приобрели умения и навыки исследовательской деятельности (искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать материал, делать выводы);
развили навыки диалогической и монологической речи;
научились работать в коллективе, делиться информацией, участвовать в совместной поисковой деятельности.
Родители:
повысили свою компетентность в вопросах нравственно -патриотического воспитания;
активное взаимодействие всех участников проекта в поиске информации об участниках войны позволило выйти за рамки семейных архивов, и решить задачу по формированию начал исторической культуры у детей и их родителей.
Использование проектной деятельности в работе с детьми показало, что предполагаемая нами система работы, построенная в соответствии с образовательными стандартами, позволяет воспитывать нравственно-патриотические чувства детей, развивает коммуникативные навыки, формирует познавательные процессы.
Таким образом, современная педагогика располагает обширным и разнообразным инструментарием, позволяющим обеспечивать эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания школьников. Это различные формы, методы, приемы работы, организация предметной эвристической среды, специализированная направленность занятий и т.д. Однако наибольшего результата можно добиться только в комплексном использовании методов и приемов, направленных на формирование нравственности и чувства патриотизма у детей. При этом огромное значение приобретает роль семьи в воспитании нравственности ребенка, ее традиции, устои, ориентация на развитие гражданственности и духовности. Важная задача школьного образовательного учреждения при этом состоит в том, чтобы обеспечить семью основным педагогическим инструментарием, сделать ее своей союзницей в реализации основных аспектов нравственно-патриотического воспитания
Список литературы:
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». [Электронный ресурс] // режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.»; Приложение к приказу Министерства образования России от 11.02.2002 № 393.
Леонтьев, А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование / А.А. Леонтьев // Начальная школа (плюс и минус). – 2002. – № 4.
Метлик И.В. Ценностное ядро гражданского воспитания школьников// Воспитание школьников. - 2011. - № 8. - С. 3 - 11.
Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников: метод. пособие для школьных администраторов, учителей, кл. руководителей, педагогов доп. образования / Авт.-сост. А.Н. Вырщиков и др. – М., 2013.
Никандров Н.Д. Гражданское воспитание в современной России// Образование и наука. - 2011. - № 2. - С. 3 – 16
Слипченко, Ф.Ф. Воспитать Отчизне патриота, достойного гражданина Родины / Ф.Ф. Слипченко. – Волгоград : Учитель, 2011
Приложение 1
13PAGE 15
13PAGE 141415
Рисунок 2