Выступление на методическом объединении руководителей кружков поэтического творчества (г.Симферополь) «Личностно-ориентированный подход в работе творческого объединения гуманитарного направления»
Тема моего выступления: «Личностно-ориентированный подход в работе творческого объединения гуманитарного направления». Мне хотелось бы остановиться на теоретическом обосновании данного направления в педагогике и показать практическое применение данного метода на результатах конкретного творческого объединения.
Дополнительное образование – это профессионально организованное педагогическое взаимодействие детей и взрослых во внеурочное время, основой которого является свободный выбор ребенком вида деятельности, а целью – удовлетворение познавательных интересов детей и их потребностей в социальных связях, творческой самореализации и саморазвитии в разновозрастном коллективе единомышленников.
И если в школу поступают на обучение дети, так сказать, по необходимости, по на занятия кружков дети приходят по собственному желанию, исходя от того, чем они хотели бы заниматься, какими наклонностями и способностями они обладают. То есть в основе системы дополнительного образования уже лежит принцип дифференциации, что, естественно, является огромным плюсом.
Безусловно, что система дополнительного образования имеет свою специфику. Эта специфика связана с тем, что современное дополнительное образование детей представлено двумя основными блоками: образовательным и культурно-досуговым. И если ранее акцент делался на культурно-досуговом блоке, то сегодня все больший масштаб приобретает образовательный блок, связанный с удовлетворением познавательных интересов и потребностей детей и подростков в тех сферах, которые не всегда могут быть реализованы в рамках школьного образования.
Определяя понятие дополнительного образования детей и особенности педагогической деятельности с ними в этой системе, необходимо помнить об отличительных чертах и специфических особенностях педагогического взаимодействия, возможных путях и способах решения педагогических задач. Далеко не всегда качественным результатом деятельности педагога можно считать лишь образовательные достижения его воспитанников. Количество грамот и дипломов, полученных возглавляемым им детским коллективом на всевозможных выставках, концертах, соревнованиях, безусловно, подтверждают профессиональный уровень педагога дополнительного образования. Но нужно не забывать о том, что дополнительное образование детей – это особая сфера, которая должна быть не только местом их обучения и воспитания, но и пространством для саморазвития, самореализации и самоактуализации.
Поэтому предметом педагогических технологий в дополнительном образовании могут и должны становиться способы организации различных видов деятельности, способствующих педагогической поддержке решения ребенком задач и проблем саморазвития и самореализации, а не только содержание и способы организации образовательного процесса.
Как я уже сказала, система дополнительного образования, в отличие от школы, в которой при всем сегодняшнем разнообразии все равно существуют жесткие стандарты, имеет все возможности для действительно вариативной педагогической деятельности. Специфические особенности УДО позволяют реально учитывать индивидуальные способности, потребности и интересы детей, дают возможность организовывать образовательный процесс с учетом различного уровня умственного, физического, культурного и социального развития детей.
Существующая вариативность создает возможность для быстрой и безболезненной коррекции программы дополнительного образования и технологии ее реализации в зависимости от возможностей и способностей конкретного ребенка. Причем, такая коррекция возможна не только на уровне группы, но и на внутригрупповом уровне. Таким образом, объективные условия дополнительного образования детей позволяют реализовывать действительно личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания, в которых ребенок рассматривается не только как личность, которой предстоит социализироваться, а для этого приобрести определенные качества, знания, развитие и т.д. Ребенок рассматривается как ценность, со своими интересами, потребностями, взглядами, жизненным опытом.
В дополнительном образовании детей наиболее часто применяются такие технологии, основанные на личностно-ориентированном подходе как:
– педагогика сотрудничества;
– технология полного усвоения знаний;
– адаптивная система обучения;
– технология исследовательского обучения;
– технология игрового обучения;
– технология модульного обучения;
– технология разноуровневого обучения;
– дифференциация и индивидуализация обучения.
Более подробно следует остановиться на дифференциации и индивидуализации обучения, т.к. именно эти подходы составляют методическую основу многих личностно-ориентированных технологий обучения и воспитания.
Как считают Л.Н. Буйлова и Н.В. Кленова, дифференциация может осуществляться по разным основаниям, но наиболее часто применяются две основные формы:
1. Внутренняя дифференциация, основанная на различии индивидуальных уровней освоения учебного материала (темп, способности и другие); она может осуществляться в традиционной форме учета индивидуальных особенностей или в форме системы уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов.
2. Внешняя дифференциация, то есть создание на основе определенных качеств (интересов, склонностей и т.д.) относительно стабильных групп детей.
Что касается внешней дифференциации, то она в учреждениях дополнительного образования происходит естественным путем при выборе ребенком того направления деятельности, которым он бы хотел заниматься.
Внутренняя дифференциация позволяет педагогу дополнительного образования корректировать программы и отводить для детей определенной группы столько времени, сколько им необходимо для полного и прочного усвоения этой части программы. Причем педагог имеет возможность как замедлять, так и ускорять процесс освоения программы в зависимости от той категории детей, с которой он работает.
Перед началом учебного года все мы столкнулись с непростым, но необходимым делом – составлением рабочих программ. Это одно из коренных различий в украинской и российской системах образования. Честно сказать, мне было немного тесновато в рамках тех образовательных программ, которые предлагались ранее, исходя из того же ориентира на личности обучающихся членов кружка. Ведь, несмотря на то, что в мое творческое объединение входят слушатели исключительно гуманитарных способностей, но та пресловутая внутренняя дифференциация, бесспорно является главенствующей. Как быть, если одни желают обучиться литературному творчеству, другие – журналистике, третьи – узнать более о языкознании, а программа ориентировано только на что-то одно.
Изучив методическую литературу, методические рекомендации по данному вопросу, я составила свою программу, ориентируясь на программы: Программа секции «Русский язык МАН» Автор: Рязанова М.И, Учебная программа литературно-поэтической студии «Магия слова» Автор: Москаленко Н.А.
Учебная программа секции журналистики МАН. Автор: Афанасьева С.И.
Таким образом, занимаясь в творческом объединении «Филолог» слушатели, изучив базовые положения трех направлений филологии, могут сделать выбор в пользу того направления, который им действительно близок и реализовать свои способности в написании творческих либо исследовательских работ. Но при этом учащиеся не зацикливаются на изучении только той дисциплины, которая вызывает интерес, а получают базовые знания по смежным наукам, что дает возможность формировать личность, обладающую необходимыми компетенциями. То есть программа филологического кружка выстраивается на интегративной основе (интеграция с курсами основ литературоведения, языкознания, журналистики, стилистики, истории литературы, теории литературы и словесного творчества).
Данный дифференцированный методический подход позволил определить наклонности учащихся. Но решив эту задачу, вопрос стал об индивидуализации.
Индивидуализация означает максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка и создание условий для его персонифицированного развития. Объективным фактором, способствующим индивидуализации обучения и воспитания в дополнительном образовании, является относительно небольшое количество детей, с которыми педагог работает одновременно.
Творческая направленность предполагает не только занятия групповой формы, но и индивидуальные, на которых происходит непосредственное общение педагога с ребенком. Это работы над редактированием стихотворений, написанием исследовательских работ, газетных статей. Здесь уже отношения «педагог – обучающийся» выступают как субъектно - субъектные. Работая со всеми детьми, педагог фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей обучающегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения. То есть при данной форме занятий наблюдается еще одна разновидность личностно-ориентированного подхода - Субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости.
Индивидуальные формы работы поставили необходимость внедрения в рабочую программу еще одного направления – компьютерный дизайн. Ни для кого не секрет, что залог успеха – это единство формы и содержания. Если замечательная по содержанию работа не привлекает визуального внимания – это шаг назад, от достижения цели. Таким образом, располагая иллюстративным материалом и необходимым оборудованием (а в нашем распоряжении находится компьютерный класс, мультимедийное оборудование, выход в Интернет), мы уделяем большое внимание и оформлению работ. Это в свою очередь дает неплохие результаты.
По итогам последнего года слушатели моего творческого объединения «Филолог» защитили 2 исследовательские работы в секции «Журналистика»: Гасюк Владислава «Школьное медиаобразование: от теории к практике», Ибраимов Бекир «Реализация школьного медиаобразования в работе школьного Интернетпортала», лингвистическую работу «Оним Анастасия в языковой картине мира» (Мись Анастасия), работу по литературоведению «Лишний человек в поэзии Иосифа Бродского» (Дубень Андрей). Слушатели кружка «Филолог» приняли участие в научно-практической конференции молодежи юго-восточного Крыма "Интеллект молодежи. Проблемы и вызовы современности", где были отмечены грамотами и дипломами. Работа Мись Анастасии «Лексические ошибки в текстах современных песен» заняла 1 место на научно-практической конференции «Великий и могучий русский язык». Конкурс «Моя семья в истории Отечества» - 1 место (Дубень Андрей), дипломанты Мись Анастасия – номинация «Моя родина – русский язык», Кравчик Анастасия «Мир русской сказки». На фестиваль «Крым в моем сердце» были представлены 4 работы в номинации «Мы-крымчане». Работа Гасюк Владиславы заняла 2 место. По итогам 2014 года Мись Анастасия стала дипломантом Ассамблеи Малой Академии искусств и народных ремесел, получила звание действительного члена. На текущий момент слушатели моего объединения, заняв в регионе призовые места, являются участниками республиканских конкурсов «Мой голос», «Ради жизни на земле», «Моя родословная».
Все наши победы я отношу на счет удачно спланированной методической работы, в основе которой лежит личностно-ориентированный подход, который основывается на принципах гуманизма, добровольности, дифференциации и индивидуализации обучения.