Предметная неделя по русскому языку в начальной школе


-197485-316865Программа
«Недели русского языка и чтения »
в начальных классах
День
недели Мероприятие Время Ответственный
День первый Открытие недели начальной школы:
- объявление о начале предметной недели «Русского языка и чтения»;
- сообщение о плане проведения мероприятий в рамках недели
- мероприятие «Эти удивительные Знаки препинания»
(4 класс)
Конкурс каллиграфии «Король письма» 5 урок Плешакова Л.И.
День
второй Викторина по русскому языку «Грамоте учиться всегда пригодится» (2-4 классы.)
Конкурс плакатов и газет (кроссворды, ребусы)
5 урок
в теч. дня
Плешакова Л.И.
День
третий Литературная викторина «По страницам сказок»
Конкурс рисунков по сказкам Пушкина « У Лукоморья» (1-2 классы)
4 урок
5 урок Егорова Р.Н.
День четвёртый Интеллектуальная игра «Русский дом»
(3-4 классы)
Инсценирование сказки «Теремок» (3 класс)
4 урок
5 урок Лубяная Н.В.
Биганашвили Г.Н.
День
пятый Игра «Что? Где? Когда?» «Знатоки русского языка» (3-4 класс)
Игра «Цветик-семицветик» ( 1-2 класс)
Объявление о завершении работы предметной недели.
Награждение победителей. Вручение призов. 3-4 урок Плешакова Л.И




Одним из средств привития любви и внимания к школьным предметам является проведение предметных недель.
Мы  проводим «Неделю русского языка и чтения» в начальной школе. Необходимо отметить, что проведение  таких недель  нацелено не только на повышение познавательного интереса учащихся к предмету, расширения кругозора, но и на повышения профессионального мастерства членов педагогического коллектива.
Хочу представить разработку проведения предметной недели в начальной школе, которую мы проводили в феврале месяце 2012 учебного года.
1 день. Открытие предметной недели.
ЦЕЛЬ:
Расширять и углублять знания учащихся по русскому языку и литературному чтению.
Развивать самостоятельность учащихся, творческие инициативы.
Повышение общей языковой и речеведческой культуры.
Формирование интереса к языку и чтению как к учебным предметам.
Привитие любви к русскому языку и литературному чтению.
Мероприятие «Эти удивительные Знаки препинания».
Оборудование: 
плакаты с высказываниями о русском языке, стенгазеты,                           
слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;
карточки со словами для задания №1 для 1-2 кл.;
карточки  для задания №2 «Грамматическая арифметика» для 1-2 кл.;
карточки с вопросами для 3-4 классов;
ребусы;
карточки со знаками препинания;
медальки «Знатоку русского языка»;
заготовки для чистописания по классам;
Ход мероприятия:
Ведущий:
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите, внимательно вокруг себя и скажите, с какой целью мы сегодня собрались здесь в зале.
(уч-ся читают на передней части стенки запись)
«Открытие НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЧТЕНИЯ в начальной школе».
- Правильно. С сегодняшнего дня у нас будет царить «Неделя русского языка и чтения». На этой неделе  вы должны показать все свои знания в области русского языка.        
(зачитать программу)
- Сегодняшнее мероприятие, посвящённое  НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЧТЕНИЯ будем считать открытым.
- Это мероприятие включает в себя 2 части: теоретическую и практическую.
- В 1 части  мы вместе вспомним высказывания советских и зарубежных писателей и поэтов о русском языке, ребята прочитают стихотворения, а также покажут вам небольшие инсценировки о нелепых ситуациях, возникающих из-за незнания русского языка или из-за нежелания его изучать.
- А во 2 части, практической, мы выявим знатоков русского языка среди участников нашей встречи.             
- Итак, начинаем!
Чтец 1 (стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Я люблю свой родной язык!Он понятен для всех,Он певуч,Он, как русский народ, многолик,Как держава наша, могуч.Он язык луны и планет, Наших спутников и ракет.На совете за круглым столомРазговаривайте на нем: Недвусмысленный и прямой, Он подобен правде самой.
Чтец 2 Наш язык – язык труда и светаСлавный и прекраснейший языкСлушает с волнением планетаРусский замечательный язык.Я люблю свой родной язык!Он понятен для всех, он певуч.Он, как русский народ, многолик,Как держава наша могуч.
Ведущий:
- Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.
- В своём прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
- В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он:
 «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками». Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..».
- Да, ребята, если в умелых руках, то чудеса действительно случаются. Наверно, всем известен случай, когда от запятой зависела жизнь человека.
Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».
- Наши артисты сейчас вам напомнят этот случай.
(Разыгрывание сценки)
(На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)
Придворный:
Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева:
Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя)
Федя:
Какое-то здесь всё странное. Куда я попал?  А это кто ещё мешает мне пройти?  Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве)
Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону)
- Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя: 
Федя.
Королева:
Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя: 
Давайте ваше предложение и запятую.
(предложение написано на доске)
   
Королева:
Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова .
Королева:
Прочитай, что у тебя получилось.
Федя:

Королева:
Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
(выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)
Федя:
Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева:
Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя:
Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева:
Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя:
Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не   надо   мне   домой   если   можно  
(предложение написано на доске)
Федя (ставит запятые): 
Не надо, мне домой, если можно.
Королева:
Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда  больше не будь таким дерзким.
Королева:
Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.
- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь,  пожалуйста!
(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)
1 уч-cя (?):
Разные вопросы задаю я всем:
-Как?-Откуда?-Сколько?-Почему?-Зачем?-Где?-Куда?-Какая?-Отчего?-О ком?-Что?-Кому?-Который?-Чья?-Каким?-О чём?Вот какой я мастак, Вопросительный знак! (А. Шибаев)                                                                                                                                        
2 уч-ся (!):
-Обычно в предложенииСтою я для того,Чтоб выделить волнение,Тревогу, восхищение, победу,  торжество…Мне право от рожденияВ грамматике дано:Где я, то предложениеС особым выражениемПроизнестись должно! (А. Тетивкин)
3 уч-ся (.):
ТочкаУ меня особый постВ самой малой строчке.Если Точка —Вывод прост:Это значит —Точка..Фразу следует кончать,Если Точка рядом.Точку надо уважать.Точку слушать надо.И хотя же я твердыняВ книге и в тетради,Без особого трудаНужно со мной  поладить,Если только мыслиНитьОт воды избавить,Если ТочкуНе забытьВовремя поставить. (Ф. Кривин)
4 уч-ся (…):
- Я -  многоточие. (пауза)Обо мне сложены такие строчки:Стоят три кумушки рядком,Ведут беседу, но тайком,Какими-то далёкимиТуманными намёками…(А. Шибаев)
5 уч-ся (:):
- Я - двоеточие.Обо мне говорят так:Двоеточие глазастоеХодит, знаниями хвастая:Так и хочется емуРазъяснить нам,Что к чему...(А. Шибаев)
6 уч-ся (-):
- Я - тире. (пауза)Лягу палочкой на строчку:-Проходите по мосточку. (По А.Шибаеву)
7-8 уч-ся (« »)  
- Мы - кавычки. О нас есть такие стихи:Всегда подслушать норовятТо, что другие говорят…(А. Шибаев)
9-10  уч-ся ( ( ) ) 
- Мы - скобки.Словам раскрываем объятия:- Ждём в гости вас,Милые братья! (По А.Шибаеву)
Ведущий:
- Вот и все наши гости. Прошу  садиться. (Жестом  приглашает сесть на стулья в  глубине сцены.)                 
Федя (шумно вбегает на сцену):
- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене?  Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости. Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.
Ведущий:
- Кого же мы забыли? Кого не пригласили?
11 маска ( выглядывает из-за кулис):
- А,   это   вы   не   пригласили   ту,   о   которой говорят:
«Выйдет на дорожку,    Всем подставит ножку». (А. Шибаев.)
Федя:
- Ребята, вы догадались о ком это идёт речь?
Дети:
- Речь идет о запятой!
Федя:
- Ведь она помогает людям  читать. Там,  где  она стоит,   нужно   сделать   небольшую   паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания.   
А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Также, ребята?
Ведущий:
- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гостье, которая тебя спасла от смерти.
 Проходите  и садитесь, гости дорогие.
- А наш праздник продолжается.
В современном русском языке много разделов:
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика; 
Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.
- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».
Спросили Лежебокина: - А ну-ка, расскажи, За что так ненавидишь ты,Не любишь падежи? Давным-давно все школьникиИх знают назубок.И за два года выучить Лишь ты один не смог.Ответил он рассерженно: - В том не моя вина. Пусть им, сперва, ученые Изменят имена.Ведь я падеж творительныйНарочно не учу:Трудиться,А тем болееТворитьЯ не хочу.Такой падеж, как Дательный,Я с детства не терплю.Давать, делиться чем-нибудьС друзьями не люблю.Предложный ненавижу я:Чтоб не учить урок,Приходиться выдумыватьКакой-нибудь предлог.А на падеж ВинительныйИ вовсе я сердит.Отец во всякой шалостиВсегда меня винит.- Да, переделка, кажется,Серьезная нужна.А сам бы смог-то новыеПридумать имена?- Давно придумал:Взятельный,Грязнительный,Лежательный,Грубительный,ЛенительныйИ, наконец, Простительный!
Ведущий:
- Вот какой был ленивый Лежебокин.
- Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин?
- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.
- Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), — русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».
В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.
- На этом мы завершаем первую часть нашей встречи и переходим ко второй.
Задания  для уч-ся 1-2 классов
Задание 1. Игра «Слово в слове»                                                     
 Я буду показывать вам написанные слова, а ваша задача найти
 в этих словах  спрятанные слова.
Кобра (кора), краска (каска, краса), скот (кот), корм (ком), кочки (очки),
Кустарник (куст, тир, наст), кисель (ель, сел), кров (ров, вор), крапива (ива, рак), крот (кот, рот, ток), клён (лён), экран (кран).
Задание 2. Грамматическая арифметика.                                                   
Череп-еп+ё+муха= (черёмуха)
Чистый-ый+o+тел= (чистотел)
Часть-ь+ушко-о+а= (частушка)
 Кепка-ка+рис= (плод)
 Сало-л= (насекомое)
Задание 3. Разгадывание ребусов. 

Задания  для уч-ся 3-4 классов
- Предлагаю  вам поиграть в интеллектуальную игру. Я вам буду задавать вопросы, а ответы будете находить на своих  билетах.  Проявите свои знания и смекалку.
За каждый правильный ответ получаете  медальку «Знатоку русского языка».   
Вопросы для уч-ся  3-4  классов. 
  Примечание: (вопросы можно сократить)
Что такое подлежащее? (это главный член предложения, который  обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?)
Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…( имена существительные)
Какие слова называются однокоренными? (слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний)
Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? (1  гласный звук )
Как переносится слово с двойными согласными? (одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится)
Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют)?  (повествовательное)
Как переносится слово с буквами Ь и Й? (при переносе слова их нельзя отделять от стоящей впереди буквы: пись-мо, строй-ка).
Слова, которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (имена прилагательные)
Назовите  главные члены предложения. (подлежащее, сказуемое)
Что такое корень слова? (это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение)
Что такое сказуемое? (член предложения, который обозначает, что го¬ворится о подлежащем. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делает? Что сделал? И т.д.)
Для чего служат окончания и предлоги? (для связи слов в предложении)
Что такое приставка? (это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: например – пригород)
Назовите слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (глаголы)
Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения — из слов)
Что такое окончание? (это изменяемая часть слова.  Например:  парта — парты.)
Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников)
Как проверить гласные  А, О, Е, И, Я  в безударных слогах? (нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным: трава-травы)
Что такое суффикс? (это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
Что такое предложение? (это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)
Как пишутся предлоги с другими словами в предложении? (раздельно).
Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)
Какие буквы  пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? (И, А, У)
Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов? (приставка. Например:  придорожный)
Как называется предложение, в котором о чем-либо спрашивается? (Вопросительное. Например: Какой это гриб?).
Назовите гласные, которые придают мягкость согласным? (Е, Ё, И,  Ю, Я. Например:  ветер, мята, люди.)
Что такое имя прилагательное? (это часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?)
Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение? (корень слова)
Что изучает Графика? (раздел науки о письме, который изучает все те особые знаки, с помощью которых устная речь передаётся на письме: это буквы, дефис, пробел, чёрточка и знаки препинания)
В каких случаях  пишется твердый знак? (после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед корнем, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я: Например:  въехали)
Какие вопросы имеет родительный падеж? (Кого? Чего?)
Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «он», «мой»? (мужской род:  Например: дом, сад)
Ь знак пишется после шипящих у существительных мужского или женского рода? (у  существительное женского рода. Например:  дочь, ночь)
Что изучает орфография? (раздел науки о языке, который изучает  правописание, то есть систему правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний)
Что такое местоимение? (это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает: я, ты, он, они, вы и т.д.)
Как отличить приставку от предлога? (между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или поставить вопрос: Летел (над чем?) над облаками)
Какие вопросы имеет творительный падеж? (Кем? Чем?)
Как называется изменение окончаний имен существительных по вопросам? (изменение по падежам или склонение.)
Какие звуки в некоторых корнях слов не произносятся, а буквы пишутся? (В, Д, Л, Т. Например: чувство, солнце, праздник.)
Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «она», «моя»? (женский род: кошка, ручка)
На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? (Что делать? Что сделать?)
Что изучает раздел в русском языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ? (Раздел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов, то есть из каких частей они состоят)
Что изучает  МОРФОЛОГИЯ? (раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи)
Какие вопросы имеет дательный падеж? (Кому? Чему?)
Какая частица придает глаголу отрицательный смысл и как она пишется с глаголами (частица не, пишется раздельно).
Какие имена существительные отвечают на вопрос «Кто?»? (которые обозначают одушевленные предметы — людей, животных и т.д.)
Какие вопросы имеет предложный падеж? (О ком? О чем?)
Что изучает пунктуация? (все правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте)
Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «оно», «моё»?(средний род: перо, дерево.)
Какие вопросы имеет именительный падеж? (Кто? Что?)
Какая часть речи членом предложения не является? (предлог не является членом предложения. Он употребляется вместе с существительными или местоимениями и служит  для связи слов в предложении. Например: Кошка спит на коврике.)
Сколько грамматических основ имеет простое предложение? (одну грамматическую основу)
Какое слово помощник имеет  винительный падеж и на какие вопросы отвечает? (слово-помощник – ВИЖУ и отвечает на вопросы - Кого? Что?)
Сказуемое  нужно подчёркивать одной или двумя чертами? (двумя чертами)
На какие вопросы отвечает глагол в прошедшем времени? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?)
Как называются слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Где? Когда? Откуда? Как? (наречие: Например: Как? Громко. Откуда?  Издалека)
Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)
Сколько в русском языке гласных букв? (10 гласных букв:  а, я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е)
Ведущий:(завершающий этап)
- Сегодняшнее наше мероприятие, посвящённое НЕДЕЛЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ, завершаем замечательным стихотворением, которое называется…
Стихотворение «Выучи русский язык!».
1 -й ученик:
Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре,Выучи русский язык!
2-й ученик:
Он твой наставник - великий, могучий,Он переводчик, он проводник,Если штурмуешь познанья кручи,Выучи русский язык!
3-й ученик:
Русское слово живет на страницахМир окрыляющих пушкинских книг.Русское слово - свободы зарница,Выучи русский язык!
4-й ученик:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник,Блещет зеркальностью русское слово -Выучи русский язык!
5-й ученик:Мир разобщенных  безрадостно тесен,Спаенных мир необъятно велик. Сын мой, работай, будь людям полезен,Выучи русский язык!
КОНКУРС чистописания «КОРОЛЬ ПИСЬМА»

А в начальной школе 14 февраля прошёл конкурс чистописания»,  в котором приняли участие все классы и даже самые маленькие.  Ребятам предстояло каллиграфически точно, без ошибок  списать небольшой текст. На первый взгляд работа кажется простой и лёгкой. Но сколько старания пришлось приложить конкурсантам, чтобы их работы были отмечены строгим жюри, как лучшие.


Заготовки для чистописания
1 класс
Бобры
Бобры живут на реке. Они отличные строители. У бобров зубы острые, как бритва. На реке бобры делают плотины из стволов осины.
2 класс
Мама
Мама – первый твой друг. Она заботливая и ласковая. С ней всегда хорошо. Мама научила тебя говорить и ходить. Она прочитала тебе первую книжку.
Наши мамы много работают. Гордись своей мамой и помогай ей!
3 класс
Москва
Москва – столица нашей Родины. Москва – большой и красивый город. В Москве много музеев, памятников, чудесных парков. По прямым и широким улицам мчатся машины. Под землёй несутся поезда метро. А какая стройка идёт в Москве! Миллионы жителей уже въехали в новые квартиры. Мы все любим нашу Москву.
4 класс
Легенда
Мы едем по лесной дороге. Она бежит к Байкалу. Байкал находится в Сибири. Много сложено о Байкале легенд и песен.
Дочь старика Байкала Ангара убежала от отца к красавцу-богатырю Енисею. Отец бросил вслед беглянке камень. Камень так и остался в устье реки. У Байкала было много сыновей. Все они приносили ему воду. Ангара раздавала это богатство. Широким потоком вылетает река из моря. Радостно бежит она к Енисею.
В состав жюри входили: Киселева О.А., Егорова Р.Н.
Победителями конкурса стали:
1 класс - Позднова Таня
2 класс – Долгополова Алёна
3 класс - Лубяная Настя, Родионова Настя
4 класс – Озерова Поля, Биганашвили Люба, Ващенко Кристина,
Бортников Веня, Оверченко Таня.
2-й день
Викторины по русскому языку «Грамоте учиться всегда пригодится (2-4 классы).
2-й класс
1. Напиши слово, которое состоит из 3 слогов, а указывает на 33 буквы.
2. Одинаковы ли по смыслу эти предложения? Обведи правильный ответ.
Они обедают в три часа.
Они обедают три часа.
3. Какая гласная стоит всегда под ударением? Обведи ее.
а у ё и о
4. Напиши слово, состоящее из семи я.
__________
5. Догадайся, какой корень пропущен в словах. Допиши эти слова.
___ ение, _____ ить, _____ еник, ___ итель, _____ еница, _____ ительница,
___ енический, ____ ительская.
6. Раскрой скобки, обозначь в словах приставки.
Язык (до) Киева (до) ведет.
Хорошее слово (до) сердца (до) йдет.
7. Напиши имя героя, о котором идет речь:
Фруктово-огородная страна,
В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой – мальчишка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной.
8. Напиши, из какого произведения К.И. Чуковского эти строки.
...И теперь, душа девица,
На тебе хочу жениться!
9. Из данных слов составь известную пословицу и запиши ее.
труд, портит, человек, кормит, лень, а
10. Отгадай загадку, напиши отгадку.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего.
Ученики получают по 1 баллу за каждый правильный ответ.
Ответы
1. Азбука или алфавит.
2. Нет.
3. Ё.
4. Семья.
5. Уч-.
6. Язык до Киева доведет.
Хорошее слово до сердца дойдет.
7. Чиполлино.
8. «Муха-Цокотуха».
9. Труд человека кормит, а лень – портит.
10. Язык.
Затем подсчитывается количество баллов, результат записывается в таблицу и определяется победитель в классе.

3-й класс
1. Напиши выражение сухая трава четырьмя буквами.
2. Напиши слово, состоящее из четырех букв, в котором три о.
3. Можно ли имена существительные чернила и сани поставить в единственное
число? Обведи правильный ответ.
Да нет
4. С какой частью речи не употребляются предлоги? Обведи правильный ответ.
имя существительное
глагол
имя прилагательное
5. В каждом ряду подчеркни слово, относящееся к другой части речи.
берег, огород, красивый, обед
деревня, лошадь, бежать, девочка
я, мы, друг, он
быстрый, скорый, тишина, проворный
6. Найди и подчеркни лишние пары слов.
робкий – смелый, скучный – веселый,
широкий – узкий, глубокий – мелкий,
громкий – сильный, маленький – большой,
темный – светлый, хороший – красный
7. Отгадай загадку, напиши отгадку.
Всегда во рту, а не проглотишь.
8. Из данных слов составь пословицу и запиши ее.
ученье, неученье, тьма, свет, а
9. Напиши, кто автор знаменитой русской сказки «Конек-Горбунок».
10. Как называется произведение, строки из которого здесь представлены? Кто автор этих строк?
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам! Стыд и срам!
Ответы
1. Сено.
2. Трио.
3. Нет.
4. Глагол.
5. Красивый, бежать, друг, тишина.
6. Громкий – сильный, хороший –
красный.
7. Язык.
8. Ученье – свет, а неученье – тьма.
9. П.П. Ершов.
10. «Мойдодыр». К.И. Чуковский.
4-й класс
1. Вставь пропущенные буквы.
Он буд...т хорошо учиться.
Он буд...т меня каждое утро.
2. Подбери вопросы к прилагательным. Правильный ответ обведи.
а) Дедушка ходил в бараньем тулупе. (чьем? каком?)
б) У нее были лисьи повадки. (чьи? какие?)
в) Из дупла выглянула беличья головка. (чья? какая?)
3. Какое личное местоимение можно считать самым хвастливым? Обведи его.
Я ты он мы вы
4. Мальчик заменил каждую букву своего имени порядковым номером этой буквы в русском алфавите. Получилось 5 10 14 1. Напиши имя мальчика.
5. Поставь правильно запятые между однородными членами предложения.
...Лебедь около плывет
Злого ворона клюет
Гибель близкую торопит
Бьет крылом и в море топит...
6. Ее толкут в ступе и носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, не желая говорить; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. Что это? Напиши ответ.
7. Составь из данных слов известную поговорку и запиши ее.
чем, лес, дальше, дрова, в, больше, тем
8. Сколько раз встречается звук [ш]? Напиши.
– Ты скажи мне, милый еж,
Чем ежиный мех хорош?
– Тем он, лисонька, хорош,
Что зубами не возьмешь!
9. Отгадай загадку, напиши отгадку.
Высокая и строгая,
Ходит, пол не трогая,
Кто ни выйдет, ни зайдет
Ручку ей всегда пожмет.
10. Напиши название сказки К.И. Чуковского, в котором происходит «страшное преступление» – попытка убийства.
Ответы
1. е, и.
2. а) каком? б) какие? в) чья?
3. Я.
4. Дима.
5. ...Лебедь около плывет,
Злого ворона клюет,
Гибель близкую торопит,
Бьет крылом и в море топит...
6. Вода.
7. Чем дальше в лес, тем больше дров.
8. 4 раза.
9. Дверь.
10. «Муха-Цокотуха».
ВИКТОРИНЫ И ИГРЫ
Задание «Весёлый наборщик»
для обучающихся 1-х классов
Примечания:
Работа организуется на большой перемене. В течение 5-ти минут участникам нужно из букв, составляющих слово
МЕТРОПОЛИТЕН,
придумать как можно больше слов, имён существительных в ед.ч. (пол, пот, мот, лот, мор, мир, тол, метро, метр, мел, поле, метил, нетто, темп, топор, тело, тепло, море, литр, ром и т.д.)
Проверка:
Когда заканчивается время, участник с наименьшим количеством слов говорит первое слово, если слово повторилось у других участников, они его вычёркивают. Так по возрастающему количеству слов прочитываются все слова. Победителем становится тот, у кого оказалось больше не зачёркнутых слов.
Викторина «Как получить 5»
для обучающихся 4-х классов
Примечания: Работа организуется на большой перемене. Учитель зачитывает вопросы, а ученики отмечают варианты ответов в перфокарте. Все карты с ответами передаются сразу же после выполнения в жюри.
Оборудование: бланки ответов на каждого участника
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
А Б В Г 1. В каком времени года не «живёт» буква «Е»?
А - лето
Б - осень
В - зима
Г - весна
2. Что обозначает имя существительное?
А - предмет
Б - признак
В - действие
Г - признак признака
3. С помощью чего человек выражает свои мысли?
А - жестов
Б - криков
В - шипения
Г - слов
4. Что значит сделать фонетический разбор?
Разобрать по:
А - звукам
Б - составу
В - значению
Г - членам предложения
5. Как пишется слово КРОКОДИЛ?
А - КРАКАДИЛ
Б - КРОКАДИЛ
В - КРАКОДИЛ
Г - КРОКОДИЛ
6. Сколько букв гласных звуков в русском языке?
А - 9
Б - 10
В - 11
Г - 12
7. Что называют главными членами предложения?
А - грамматическую основу
Б - смысл предложения
В - всё, кроме второстепенных членов
Г - самое нужное
8. Кто был создателем первого славянского алфавита?
А - Кирилл и Мефодий
Б - Борис и Глеб
В - Афанасий Никитин
Г - Минин и Пожарский
9. Как называются в языке слова-близнецы, одинаковые по форме, но не имеющие ничего общего по смыслу?
А - синонимы
Б - омонимы
В - антонимы
Г - паронимы
10. Подлежащее и сказуемое могут быть:
А - предложением
Б - сложным предложением
В - словосочетанием
Г - второстепенными членами
Конкурс «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» для обучающихся 2-х классов
Примечания:
Участие принимают по 2 команды (10 человек).
ХОД КОНКУРСА.
Ведущий:
Русская пословица гласит: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Для того, чтобы у вас было много друзей, надо научиться приятно общаться друг с другом: чётко проговаривать слова, правильно ставить ударения в словах, а самое главное - знать вежливые слова речевого этикета.
Команды готовы?
(Команды рассаживаются двумя параллельными рядами на стульях.)
1 конкурс. «Скороговорки»
Ведущий сообщает «по секрету» скороговорку первому из сидящих каждой команды. По его сигналу тот шёпотом передаёт её второму, далее по цепочке. Последние, получив «телефонограмму», должны встать и громко, внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и ее представитель точнее произнесёт эту скороговорку вслух).
Скороговорки для команд:
Жук жужжит над абажуром.
Уже и ужи в луже.
Не доела Нина дыню.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Ворона воровала виноград.
От розы занозы.
Сачок зацепился за сучок.
2 конкурс. «Загадки»
Ведущий:
Уважаемые, знатоки русского языка. Вам необходимо отгадать загадку, поставить правильно ударение в словах – отгадках, определить количество слогов в слове-отгадке.
Загадки для команд
На бахче у нас растёт,
Как разрежешь- сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется…(арбуз)
Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь
Неприятна, некрасива,
Называется…(крапива)
Ежедневно
В шесть утра,
Я трещу:
-Вставать пора!(будильник)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие, как братья.
Мы за обедом- под столом,
А ночью- под кроватью. (ботинки)
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам-
Скажешь здесь,
А слышат там. (телефон)
Не смотрел в окошко-
Был один Антошка,
Посмотрел в окошко-
Там второй Антошка!
Что это за окошко,
Куда смотрел Антошка? (зеркало)
У нашей Катюшки
Прямо на макушке
Не жуки, не птички
Держат две косички. (бантики)
3 конкурс. «Искусство общения»
ВЕДУЩИЙ:
Мы сейчас покажем вам, как общаются между собой некоторые ученики.
( Двое учащихся 3 класса разыгрывают сценку для команд )
1 УЧЕНИК:
-Ты сегодня собирался в кино?
2 УЧЕНИК:
-Ага!
1 УЧЕНИК:
-А билеты ещё не купил?
2 УЧЕНИК:
-Ага!
1 УЧЕНИК:
-Будешь покупать, купи мне.
2 УЧЕНИК:
-Ага!
1 УЧЕНИК:
-Зайти за тобой?
2 УЧЕНИК:
-Ага!
Ведущий:
То, что вы услышали - обрывок телефонного разговора.
Я приглашаю по 2 участника от каждой команды для того, чтобы разыграть «правильный» диалог, употребляя добрые, вежливые слова. Выиграет та команда, у которой диалог наиболее живой и интересный.
3 конкурс. «Комплимент»
Ведущий:
Учиться произносить комплименты необходимо. Ведь, как говорил один из французских писателей: одним словом можно осчастливить человека.
Так, попробуем «осчастливить» своих соперников. Возьмём в руки мяч и бросим его -лови!- тому, кто сидит напротив из команды-соперника. А тот, в свою очередь, бросит следующему из команды-соперника, т.е. броски ломаной линией, туда и обратно, чтобы каждый сказал свой комплимент. Комплименты произносим о внешности, приятные, любезные слова. Например: «Твои глаза, как небо голубое!», «У тебя чудесные волосы!» и т.д.
5 конкурс «Восстанови стихотворение»
Ведущий:
Комплименты вы говорить умеете. Знаете правила произношения скороговорок. Умеете разгадывать загадки и правильно ставить ударения в словах. А знаете ли вы о том, что в разговорном языке культурных людей, поэтов и писателей - от 15000 до 18000 слов?
Великий А.С.Пушкин, мог выражать свои душевные переживания, имея в своём запасе 20000 слов! А сколько слов знаете вы?
Попробуйте в каждой строчке поменять местами слоги так, чтобы получилось осмысленное стихотворение:
Вот мы дим-ви му-ма,
А у мы-ма ло-мы.
Ма-ма ет-мо му-ра,
Бы-что то-чис ло-бы!
(Вот мы видим маму,
А у мамы мыло.
Мама моет раму,
Чтобы чисто было)
Ведущий:
Молодцы! Со всеми заданиями вы справились блестяще! А помог вам в этом – русский язык - это удивительное и неповторимое чудо, которое позволяет выражать свои мысли, чувства, настроение, передавать увиденное и услышанное.
Я желаю вам успехов в дальнейшем изучении языка.
Задание для финальной игры.
ОБОРУДОВАНИЕ: конверты со словами скороговорки.
ВЕДУЩИЙ:
Вам необходимо в течение 2-х минут собрать «рассыпавшуюся» скороговорку и прочитать её правильно. Желаю успеха!
Скороговорка:
У Тамары тараторки тридцать три скороговорки.
Ведущий объявляет итоги конкурса.
Задания для игры «Поспевай – не зевай!» для обучающихся 3-х классов
Примечания: Игра проводится в форме блиц – опроса, на одной из больших перемен. За правильный ответ ученику вручается жетон. Победителем становится тот, у кого наибольшее количество жетонов. Сведения о победителях передаются в день проведения игры в жюри.
Оборудование: каждый класс для своих участников изготавливает 18 жетонов.
1 задание: Отвечай быстро, хором! (жетоны не выдаём, проводится с целью настроить на игру)
- Поди туда, не знаю куда,… (принеси то, не знаю что)
-Скоро сказка сказывается,…(не скоро дело делается)
-Это всё присказка,…(сказка будет впереди)
2 задание: «Поспевай - не зевай».
- Сколько звуков в слове ЯМА? (4)
- Какого цвета бывает ТОСКА, СКУКА? (зелёная)
- Как написать слово МЫШЕЛОВКА пятью буквами? (кошка)
- Словарное слово, которое обозначает название предметов домашнего обихода, сбежавших от Федоры (посуда)
- Японцы называют его «лошадью с распухшей спиной». Назовите орфограмму в этом слове. (верблюд)
3 задание: «Раз! Два! Три!»
*раз**-«раз»- состоит из слов (фраза)
**дв***а- «два»- небольшой засов (задвижка)
*три*- «три»- над рекой парит (стриж)
Раз***- «раз» - рот стоит раскрыв (разиня)
*д*ва****- «два»-на лугу растёт (одуванчик)
Т***ри*- «три»- ты в поход с собой бери (топорик)
4 задание: « О каких словах идёт речь?»
Я-травянистое растение
С цветком сиреневого цвета
Но переставьте ударение-
И превращаюсь я в конфету. (ирис-ирис)
Меня вы в сказке отыщите,
Я в сказке Пушкина- герой.
Но «Л» на «Н» лишь замените
Сибирской стану я рекой. (Елисей- Енисей)
Из меня посуду тонкую,
Нежно- белу и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я… (фарфор)
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу мог,
В ней бывает картотека,
Специальный… (каталог)
5 задание: Составляем «Меню»- названия блюд нужно составить из всех букв, входящих в слова:
*крот+каша=(картошка)
*бобр+редут=(бутерброд)
*суд+тень=(студень)
6 задание на финальную игру: Разгадай кроссворд.
По горизонтали.
2) По земле, как змейка, вьётся,
Людям в руки не даётся,
Вдаль бежит издалека-
Это синяя…(река)
5) Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. ( колокольчик)
6) Привезли на кухню ящик-
Белый-белый и блестящий,
И внутри всё белое.
Ящик холод делает. ( холодильник)
7) Его на палец надевают,
И оно руку украшает. (кольцо)
8)Гуляю в поле,
Летаю на воле,
Кручу, бурчу,
Знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю,
Сугробы наметаю. ( ветер)
9) Лупоглазый мышеед
В шубу серую одет. (сова)
По вертикали.
1) Жил я посреди двора,
Где играет детвора,
Но от солнечных лучей
Превратился я в ручей. (снеговик)
3) Сам он худ,
Голова – с пуд,
Как ударит-
Крепко станет. ( молоток)
4) Когда апрель берёт своё
И ручейки бегут, звеня,
Я прыгаю через неё,
А она- через меня. (скакалка).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 3 день
Викторина «Знаете ли вы героев и авторов детских книг?»
С букварем шагает в школу righttopДеревянный мальчуган Попадает вместо школыВ полотняный балаган.
О ком эта сказка? (о Буратино)Кто её автор? (Алексей Толстой)
Многим долго неизвестный,Стал он каждому дружком.Всем по сказке интересной Мальчик-луковка знаком.Очень просто и недлинноОн зовется...(Чиполлино, а не Буратино, а написал книгу «Приключения Чиполлино» Джани Родари)
Появилась девочка в чашечке цветка,А была та девочка чуть больше ноготка.В ореховой скорлупке девочка спала.Вот какая девочка, как она мала.Кто читал такую книжку?Знает девочку-малышку?(Дюймовочка из сказки Г.-Х.Андерсена)
Девочка хорошая по лесу идет,Но не знает девочка, что опасность ждет.За кустами светится пара злющих глаз.Кто-то страшный встретится девочке сейчас.(Красная Шапочка и серый волк из сказки Шарля Перро)
Сидит в корзине девочкаУ мишки за спиной,Он сам, того не ведаяНесет её домой.Ну, отгадал загадку?Тогда скорей ответь!Названье этой сказки …(“Маша и медведь” – русская народная сказка)
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота,
Он известен, знаменит,Это доктор...(Айболит из сказки К.Чуковского)
Мылом, мылом, мылом, мыломУмывался без конца,Смыл и ваксу и чернилаС неумытого лица.До сих пор лицо горит!Кто он?...(Мойдодыр, а не Айболит, но тоже из сказки К.Чуковского)
Он весел и не злобен,Этот милый чудачок.С ним хозяин, мальчик РобинИ приятель – Пятачок.Для него прогулка – праздник,И на мед особый нюх,Этот плюшевый проказник,Медвежонок...(Винни-Пух из сказки Александра Милна)
Был он тучкой грозовой,С Пятачком ходил домой.Больше всех любил он мёд,Крошка маленький ... (не Енот, а Винни Пух)
Он дружок зверям и детям.Он – живое существо.Но таких на белом светеБольше нет ни одного.Потому что он не птица,Не тигренок, не синица,Не котенок, не щенок,Не волчонок, не сурок,Но заснята для киноИ известна вам давноЭта милая мордашка.Он зовётся...(Чебурашка. О нём написал Эдуард Успенский)Всех он любит неизменно,Кто б к нему ни приходил.Догадались? Это Гена,Это Гена… (Крокодил из книги Эдуарда Успенского)
Он сыграет на гармошкеДля прохожих на дорожке.Не возьму я как-то в толк:Заяц это или …(Не волк, а крокодил Гена)
Не лежалось на окошке – Покатился по дорожке.Перед волком не дрожал.От медведя убежал.Но лисице на зубокВсе ж попался …(Колобок – герой русской народной сказки)
Скорей бы приблизился вечерИ час долгожданный настал,Чтоб мне в золоченой каретеПоехать на сказочный бал.Никто во дворце не узнает.Откуда я, как я зовусь,Но только лишь полночь настанет,К себе на чердак я вернусь.(Золушка из сказки Шарля Перро)
В этой книжке – именины,Много было там гостей.А на этих именинахПоявился вдруг злодей.Он хотел убить хозяйку,Чуть ее не погубил,Но коварному злодеюКто-то голову срубил.(Комарик из сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха»)
А теперь про чей-то домРазговор мы заведем.В нем богатая хозяйкаПрипеваючи жила,Но беда пришла нежданно -Этот дом сгорел дотла («Кошкин дом» автор – Самуил Маршак)
Лихо мерили шагиДве огромные ноги,Сорок пятого размераПокупал он сапоги.Дяди Степы каждый шагОписал поэт...( Сергей Михалков, а не Маршак)
Прокатиться мы решилиС ветерком в автомобилеПравду в сказке Вам сказалиСами мы его создали.Ведь такого нет нигде:Ездит он на газ-воде,И сироп в нем вместо смазкиИз какой, друзья, мы сказки?(Винтик и Шпунтик из «Приключений Незнайки и его друзей» Н.Носова)
Задания литературной викторины для 1–2-го класса
1. Отгадайте загадки:
Всех на свете он добрей,Лечит он больных зверей.И однажды бегемота Вытащил он из болота. (Айболит)
Весел он, как балалайка,А зовут его … (Незнайка)
В сумке у меня не киска,В сумке у меня Лариска. (Шапокляк)
2. Сказочный аттракцион.
Кому принадлежат сказочные вещи?
– Золотой ключик. (Буратино)– Хрустальная туфелька. (Золушке)– Цветик-семицетик. (Девочке Жене)– Разбитое корыто. (Старухе)
Какие волшебные средства были у сказочных героев?
– У солдата из сказки Андерсена. (Огниво)– У Снежной королевы. (Волшебное зеркало)– У Бабы Яги. (Метла, ступа)– У Кощея Бессмертного. (Яйцо с иглой)– У кота. (Сапоги)
Задания литературной викторины для 3-го класса
1. Интеллектуальная разминка.
– Кому подарил сердце Гудвин? (Железному Дровосеку)– Что за скатерть кормит досыта? (Скатерть-самобранка)– Какой был летательный аппарат у Бабы-Яги? (Метла и ступа)– Как звали "слепого" кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)– "Бедный поп подставил лоб". Кому? (Балде)– Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)– Какие цветы собирала падчерица в сказке "Двенадцать месяцев?" (Подснежники)– Прозвище Никиты, кто спас Киев от змея. (Кожемяка)– Кот в русских сказках. (Баюн)– Кто назвал страну сказок "Лукоморье"? (А.С.Пушкин)
2. Сказочные объявления.
– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин)
– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин)
– Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… ("Сказка о попе и о работнике его Балде". А.С.Пушкин)
– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… ("Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин)
– Торговая фирма "Буян" предлагает фирменные товары: соболя, чёрно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! Адрес фирмы… ("Сказка о царе Салтане". А.С.Пушкин)
Задания литературной викторины для 4-го класса
1. Интеллектуальная разминка.
– Кому подарил сердце Гудвин? (Железному Дровосеку)– Что за скатерть кормит досыта? (Скатерть-самобранка)– Назовите летательный аппарат у Бабы-Яги. (метла и ступа)– Как звали "слепого" кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)– "Бедный поп подставил лоб". Кому? (Балде)– Кто из обитателей болот стал женой царевича? (Лягушка)– Какие цветы собирала падчерица в сказке "Двенадцать месяцев?" (Подснежники)– Прозвище Никиты, кто спас Киев от змея. (Кожемяка)– Кот в русских сказках. (Баюн)– Кто назвал страну сказок "Лукоморье"? (А.С.Пушкин)
2. Сказочные объявления.
– Кто желает поменять старое разбитое корыто на новое или квартиру на новый дом? Обращаться в сказку… ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкин)
– Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес… ("Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С.Пушкин)
– Для работы в хозяйстве требуется: повар, конюх, няня, плотник, садовник. Выплачивается премиальные и вознаграждения по итогам работы за год. Обращаться по адресу… ("Сказка о попе и о работнике его Балде". А.С.Пушкин)
– Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде! Адрес… ("Сказка о золотом петушке". А.С.Пушкин)
– Торговая фирма "Буян" предлагает фирменные товары: соболя, чёрно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! Адрес фирмы… ("Сказка о царе Салтане". А.С.Пушкин)
3. Задание на смекалку.
– По хамбер-джамбер я шагал,По хамбер-джамбер-джони.И вдруг увидел-риг-ма-ждигЗа нею тащит бони.Ах, будь со мной хоб-ма-гог,Мой хоб-ма-гог-ма-гони.Я застрелил бы ниг-ма-джигЗа кражу бедной бони. ("Лиса и курица")
“Фонетические загадки”
Твист или вальс? Что танцевала девочка Пеппи – Длинный Чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами? В названии танца звуков меньше, чем букв. (Вальс.)
Илья Муромец или Алеша Попович? Кто из них “грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать?” В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных. (Алеша.)
Мама или бабушка? Кто из них споткнулся о невидимого старика Хоттабыча и шлепнулся на пол? В слове – отгадке есть и звонкие, и глухие согласные звуки. (Бабушка.)
Пуфф или буфф? Как звали маленькую кудрявую собачку, которая проспала 100 лет вместе с прекрасной принцессой из сказки? В кличке собаки все согласные звуки глухие. (Пуфф.)
Пулька или Пончик? Так зовут коротышек из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них в больнице требовал, чтобы ему варили на обед суп из конфет, кашу из мармелада? В имени – отгадке звуков меньше , чем букв. (Пулька.)
Кролик или Пятачок? Кто из них гадал на ромашке: “Любит, не любит, плюнет, поцелует”?
В имени – отгадке все согласные звуки глухие. (Пятачок.)
“Фонетические головоломки”
1. Я травянистое растениеС цветком сиреневого цвета,Но переставьте ударение,И превращаюсь я в конфетку. (Ирис – ирис.)
2. Мы для пильщиков подставка,Мы для кучера сиденье.Но попробуй-ка поставь-каНам другое ударение.Осторожней будешь с нами: Забодаем мы рогами! (Козлы – козлы.)
3. Я сборник карт: от ударенияЗависят два моих значения.Хочу – преображусь в названиеБлестящей, шелковистой ткани. (Атлас – атлас)
4. Скорей, сестра, на рыб взгляни,Попались на крючок они.В ведерко руку окуни,Не бойся, это …(Окуни.)
Игра “ Один звук, марш!”
1-й класс. Поставьте буквы на свои места.
Мама мол пыла,Дочка маму рыла,Отец восок нязал,А сын тоску десал.
2-й класс. Из каждого слова уберите по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово с другим лексическим значением. Вот так: горсть – гость. (Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран.)
3-й класс. В словах которые вам даны, замените один согласный звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот – так: корж – морж. (Ногти, лапка, зубы, галка, норка, клин, песок.)
4-й класс. К данным словам добавьте один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот – так: роза – гроза. (Стол, шар, оклад, усы, лапа, укус, дар.)
“ Вспомни и расскажи” По окончанию строчек вспомнить стихотворение и рассказать.
1-я команда плачет мячикне плачьмяч 2 – я командакачаетсяна ходукончаетсяупаду
Ребусы
Ребус – загадка, в которой искомое слово изображено комбинацией фигур, букв или знаков. Как развивающий занимательный материал ребусы можно использовать
на этапах повторения и закрепления пройденного на уроках обучения грамоте,
во внеклассной работе, а также для индивидуальных развивающих занятий дома
и в школе. Отгадывание ребусов вызывает у детей познавательную
активность и положительный эмоциональный настрой во время работы на уроке.
Отгадывание ребусов способствует развитию у детей фонематического слуха, узнаванию графического образа буквы, при этом активизируются и развиваются такие
психические процессы, как мышление, внимание, зрительная и слуховая память,
внутренняя и внешняя речь. Эта работа воспитывает у учащихся наблюдательность,
любознательность, интерес к чтению и русскому языку, расширяет кругозор, помогает
детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой
и графической формой слов.3


6
4 день Внеклассное занятие «ТЕРЕМОК» (2—3 классы)
Тема:
Части речи (обобщение).
Цель:
Обобщение, закрепление, расширение знаний о частях речи. Развитие долговременной памяти, умения применять улученные знания в новой ситуации.Развитие творческих способностей.
РеквизитМакет теремка, декорации: забор, дерево с листьями, дерево, покрытое снегом.
Действующие лицаПервый ведущий.Глагол.
Второй ведущий.Местоимение.
Имя существительное.Союз.
Имя прилагательное.Предлог.
Ход занятия:
Учитель. Сегодня мы все будем участниками события в сказке с известным вам названием «Теремок». Но поселятся в теремке не зверюшки, а части речи. Итак, начнём.
Первый ведущий. Однажды Предлог, по имени круг, решил побродить по свету. Шёл-шёл. Устал.
Второй ведущий.Видит в поле теремок:И красив он, и высок.
Предлог. Устал я, хватит бродить по свету. Не поселиться ли мне в теремке?
Первый ведущий. Постучался у ворот и спрашивает.
Предлог.Кто-кто в теремочке живёт?Кто-кто в пригожем живёт?
Второй ведущий. Никто не ответил. Вошёл Предлог в теремок и стал в нём жить-поживать.
Первый ведущий.Стало солнышко садиться.Слышит, кто-то в дверь стучится.И взволнованный ПредлогВыбегает на порог.
Второй ведущий.Видит: гость стоит незваный,Весь промокший и усталый,Еле слышно говорит:
Союз.Я продрог, совсем разбит,Много я дорог прошёл,А ночлега не нашёл.А зовут меня Союз.Разреши поставить груз?
Первый ведущий.С плеч снимает он мешок,Тихо ставит в уголок.
Предлог.Ну а я Предлог Вокруг.Заходи, мне будешь друг.О союзах слышал я,Будем мы одна семья.
Второй ведущий.Стали вместе они житьИ хозяйство заводить.
Первый ведущий.Пришла лютая зима,Все тропинки замела.Тускло светит огонёк,Из трубы валит дымок.
Появляется декорация: заснеженное дерево.
Второй ведущий.Вдруг стучится кто-то в дверь.
Предлог (Союзу).Гости к нам? Поди, проверь!
Союз.Кто тревожит наш покой?
У теремка стоят пятеро, на груди у них таблички с надписям (папа, мама, Катя, Саша, Жучка.)
Имя существительное.Поскорей, дружок, открой!Существительное я.Тут со мной моя семья.Заблудились мы в пургу.
Союз.Заходите. Помогу вамНепогоду переждать.Сколько вас?
Имя существительное.
Да было пять.(Считает.)Вроде все: жена, детишки.
Союз.Не замёрзли вы, малышки?
Все входят в теремок.
Союз.Я — Союз. А он — Предлог.Пусть не очень мы важны.Но всегда и всем нужны.
Имя существительное.Можно с вами поселиться?Обещаем не лениться,Вместе строить общий дом,Чтобы ладно было в нём,Чтобы были щи и каша,Чтобы крепла дружба наша.
Предлог.Что ж, Союз, пусть остаются,В теремке дела найдутся.
Первый ведущий.Так в трудах зима прошла,А за ней весна пришла.Солнце ласковое греет,Травка всюду зеленеет.
Происходит смена декораций: заснеженное дерево уступает место дореву с зелёными листочками.
Второй ведущий.
К теремку бежит вприпрыжку
Развесёленький мальчишка.
Рубашонка голубая,
На лбу чёлка золотая.
Выбегает Имя прилагательное.
Имя прилагательное.
Здравствуй, здравствуй, теремок! Кто, скажи, в тебе живёт?
Из теремка выходят Предлог, Союз, Имена существительные.
Предлог. Я — Предлог.
Союз. А я — Союз.
Имена существительные {хором). Существительные мы.
Имя прилагательное. Вам ещё друзья нужны?
Вижу, вам я пригожусь:
На любой найдётся вкус
В жизни обязательно
Имя прилагательное.
Первый ведущий.
Время движется вперёд.
Дружно трудится народ.
Дети весело играют,
Но чего-то не хватает.
Второй ведущий.
Собрались все вечерком,
Разговор ведут о том,
Как бы сказку сочинить
И ребяткам подарить.
Предлог.Хорошо бы! Но сначалаМы придумаем начало.А для этого, друзья...
К теремку бежит Глагол.
Глагол.Вам, конечно, нужен я.Без глагола, к сожаленью,Бедным будет предложенье.
Вам могу я подарить
Столько слов: любить, дружить,
Рассуждать, озорничать,
Бегать, прыгать и кричать —
Мне их всех не перечесть...
Имя существительное.
Ты Глагол? Какая честь!
Нам в одном ряду стоять,
Предложенья составлять,
А из них уж строить текст.
Предлог. Обеспечен нам успех!
Союз (показывает табличку со словами И, ДА, НО).
Вот союзы: и, да, но
С нами тоже заодно.
Имя существительное.
Существительное с прилагательным
Всегда дружат обязательно.
Имя существительное обнимает Имя прилагательное, и они поочередно называют слова.
Имя существительное.Имя прилагательное.
Листзелёный.
Лесгустой.
Заяцбелый.
Деньбольшой.
Глагол.
И Глагол вам помогает,
Действовать вас заставляет.
Имя существительное и Глагол поочерёдно называют слова.
Имя существительное.Глагол.Мальчик пишет.Тигр рычит.Ветер воет.Дед ворчит.
Имя существительное.Вместе все мы — части речи.Вечерком зажжём мы свечи,Будем сказки сочинять,Ребятишек развлекать.
Глагол.И начнём вот с этих строк:
Все.
5 день. Игра «Что? Где? Когда?»
«Знатоки русского языка» (3-4 класс)
Дай правильный ответ и станешь участником игры.
Свои ответы сдай до 17 февраля в кабинет № 1
Вопросы:
1.В Москве живут москвичи, во Владимире - владимирцы.
А как зовут себя жители Курска и Архангельска?
2.Назовите родину футбола.
3.Какой лимит времени предусмотрен в шахматах?
4.Какая страна считает себя родиной Олимпийских игр?
5.К какому виду спорта относится термин «двойной тулуп»?
6.Сколько континентов на земном шаре?
7.Из какой бумаги земляные осы строят гнезда?
8.Зачем страус голову в песок прячет?
9.Зачем змеи язык показывают?
10.Почему у журавля один птенец?
11.Перечислите существительные, которые употребляются только во множественном числе.
12.Перечислите несклоняемые имена существительные...
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Ход игры.
Представление участников игры (по 5 человек )
1.Вступительное слово ведущей и участников игры.
Выступать наше время настало,
Ждали все с нетерпеньем начала.
Мы приветствуем всех,
Наш девиз: «Познавай самого себя-
И ты познаешь весь мир».
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать.
С удовольствием сегодня
Будем мы в игру играть.
Мы отвечаем дружно,
И в том сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
И пусть сильней кипит борьба,
Острей соревнование.
Ведет к победе не судьба,
А только наши знания.
И соревнуясь с вами,
Останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней,
А наша дружба крепнет с ней.
Синей скатертью стол большой накрыт,
А за тем столом всё жюри сидит.
Жюри милое, справедливое,
Вы судите нас, но и милуйте.
О жюри, жюри, о могучее,
Очи карие, очи жгучие,
Как мы любим вас, как мы ценим вас,
Не покиньте нас в этот трудный час.
(Подносят жюри камень, иглу, стакан с чистой водой)
Пусть ваше слово будет твердым, как этот камень.
Пусть ваши глаза будут острыми, как эта игла,
Пусть ваша совесть будет чиста, как в этом стакане вода.
-Разрешите представить членов жюри...
2. Формирование команд.
(Участникам игры предлагают фишки двух цветов, команды формируются выбранному цвету. Выбор капитана и названия команды.)
команда «ПУПС» -Пусть Ум Победит Силу.
команда «БАМ» - Будем Активно Мыслить.
Итак, команды готовы, жюри на месте, зрители в порядке?
Главный гость на нашей игре сегодня - его величество РУССКИЙ ЯЗЫК.
Послушайте, что говорили о нём выдающиеся писатели:
Алексей Николаевич Толстой « Русский народ создал русский язык - яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.»
А. С. Пушкин
С благоговением относился к русскому языку. По его мнению, «русский язык- это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общительный в своих отношениях к чужим языкам». Ему свойственна «величавая плавность, яркость, простота гармоническая точность».
JI. Н. Толстой.
«Русский язык - настоящий, сильный, где нужно строгий, серьёзный, где нужно - страстный, где нужно - бойкий и живой».
Словом можно убить.
Словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
1. Раунд «Раскрой смысл крылатых выражений»
( Каждой команде по очереди называется крылатое выражение из нашего русского языка, тот, кто знает из команды, тот и отвечает, за каждый правильный ответ -1 балл.)
1.Рукойподать. (близко)
2.Вчас по чайной ложке. (медленно)
3.Во весь дух. (быстро)
4.Морочитьголову. (обманывать)
5.3асучив рукава. (хорошо работать)
6. Ни пуха, ни пера. (пожелать удачи)
7.3арубить на носу. (хорошо и надолго запомнить)
8. Спустя рукава. (плохо работать)
2.Раунд «Заморочки из мешочка».
(В мешочке бочонки с цифрами: от1 до8. Каждой команде предназначено по четыре бочонка, которые участники вытягивают по очереди, обсуждают ответ с командой в течение 30 секунд и дают ответ, за верный ответ получают 1 балл.)
Цифры обозначают следующее:
1.Из какой бумаги земляные осы строят гнезда?
(Бумагу они делают сами. Острыми челюстями соскабливают с дерева кусочки древесины и, размельчив ее, смачивают своей клейкой слюной. Получается липкая кашица. Когда она высыхает, то превращается в плотную «бумагу» серого цвета, на ней можно даже карандашом писать.)
2.3ачем страус голову в песок прячет?
(И совсем не из-за страха, как принято считать, а с санитарно - профилактическими целями. Закрыв свои большие глаза и опустив олову в горячий песок, страус ждет (сколько вытерпит), пока погибнут или сбегут с головы все паразиты. После этого он погружает в песок шею, грудь, взбивает песок крыльями, то есть принимает самые настоящие «песочные ванны».)
3. Зачем змеи язык показывают?
(Они ощупывают воздух, ищут добычу, затем на языке несут ее в рот.)
4Почему у журавля один птенец?
(Журавли откладывают по два яйца, но птенец у них остается один. Вылупившиеся птенцы сразу же начинают жестокую драку, пока один не убьет другого. Но самое страшное, что родители стоят рядом и безразлично наблюдают за этим.)
5Какое животное может пить ногой? (лягушка)
Какое животное бежит, выставляя задние ноги вперед? (заяц)
Бочонки с цифрами 3 и 5 обозначают «счастливый случай», т.е, участники получают «сладкий приз» - шоколадку.
3.Раунд «Кто - кого переговорит».
(Каждая команда получает задание и за 3 минуты готовится к ответу, а в это время предлагаем музыкальный номер или игру со зрителями.)
Задание 1: Перечислите существительные, которые употребляются только во множественном числе. (тиски, сани, очки, брюки, ножницы)
(За каждое слово 1 балл.)
Задание 2: Перечислите несклоняемые имена существительные. (радио, метро, жюри, кино, пальто)
(За каждое слово 1 балл)
Задание 3:Посчитайте, сколько имен существительных в отрывке из поэмы
А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
(За правильный ответ 5 баллов)
Воз всё несётся чрез ухабы,
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
(28 существительных)
4.Раунд «Отгадай пословицу»
Пословица обогащает наш язык, придаёт ему выразительность, точность.
Ваше задание - отгадать пословицу по двум словам.
Если отгадывает командир сам, то команда получает - 3 балла,
Если помогает команда - 2 балла,
Если помогает зал болельщиков -1 балл.
«свет» - «тьма». Ученье свет, а не ученье - тьма.
«труд» - «лень». Труд кормит, а лень портит.
3.«разрушать» - «строить». Не учись разрушать, а учись строить.
4.«серебро»- «золото». Слово - серебро, молчанье — золото.
5.«встречают»- «провожают». По одежке встречают, по уму провожают.
6.«погибай» - «выручай». Сам погибай, а товарища выручай.
7.«шуба» - «топор». Работника не шуба греет, а топор.
8.«мир» - «счастье». Кто сеет мир, пожнет счастье.
9.«мир» - «война» Мир строит, а война разрушает.
10.«хотеть» - «уметь». Мало хотеть, надо уметь.
11.«болтает» - «мешает». Язык болтает, рукам мешает.
12.«опереньем» - «уменьем». Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Раунд. «Восстанови отрывки из произведений».
Перед вами текст, составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого - прямой).
Напишите автора и название каждого произведения. За время подготовки музыкальная пауза или игра со зрителями.
Правильно отредактированный текст – 2 балла, указано название - еще 1 балл, назван автор — еще 1балл.
1 Час обеда приближался,
1 Топот по двору раздался:
1 Входят семь богатырей,
2 Все красавцы удалые,
2 Великаны молодые,
Семь румяных усачей.
Все равны как на подбор,
2 С ними дядька Черномор.
( Первое произведение: А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Второе произведение: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
(Музыкальная пауза.)
Вот и закончилась игра.
Расходиться нам пора.
На табло взгляните все,
Подведем итог игре.
ШУТОЧНЫЕ ПРЕДСКАЗАНИЯ ЖЮРИ:
1.Конфета — вас в этом году ожидает сладкая - пресладкая жизнь.
Копейка — в этом году вы будете очень денежным человеком.
3.Лавровыйлист - вас ожидают большие успехи в работе.
4.Колесо- в этом году вы выиграете машину, если купите лотерейный билет.
5.Соска- в этом году у вас будет много гостей - малышей.
Игра на прощанье:
И нам с тобой пришел чередСыграть в игру “наоборот”Скажу я слово ВЫСОКОА ты ответишь НИЗКОСкажу я слово ДАЛЕКОА ты ответишь БЛИЗКОСкажу я слово ПОТОЛОК
А ты ответишь ПОЛСкажу я слово, ПОТЕРЯЛИ скажешь ты, НАШЕЛСкажу тебе я слово ТРУСОтветишь ты ХРАБРЕЦТеперь НАЧАЛО я скажуНу, отвечай, КОНЕЦ!