Научно-методическая разработка Использование фольклорного материала при сочинении хореографического произведения»
«Использование фольклорного материала присочинении хореографического произведения»
Научно – методическая разработка
Педагог дополнительного образования
МОУ «СОШ № 23»
Т.В.Лаптева
Научные руководители Академии
повышения квалификации и
переподготовки работников
образования г. Москвы:
кандидат педагогических наук, доцент
В.В.Кузнецова;
преподаватель по народному танцу:
Маурер И.Г.
СодержаниеВведение……………………………………………………………………….2
Историко-искусствоведческий раздел.
а) История возникновения народного танца……………………………..4
б) Пути становления русского народного танца…………………………7
в) Отражение места русского народного танца в художественной культуре……………………………………………………………………11
Педагогический раздел:
а) Методика преподавания народного танца……………………………14
б) Развёрнутый план урока хореографического кружка
«Эбельиз»……………………………………………………………….…21
в) Фольклор и его сценическая обработка……………………………....23
г) Характеристика коллектива МОУ «СОШ № 23»………………….…25
д) Система занятий с позиции общей и художественной педагогики...27
Заключение…………………………………………………………………...35
Литература…………………………………………………………………....37
1
Введение
Художественная культура любого народа мира представляет собой синкретичный комплекс. Идеи и образы народного искусства во многом связываются с психологией народа и этническим сознанием. Этнохудожественное сознание представляет собой сложную систему народных верований, народного мировоззрения, этнической картины мира, народной этики, мифологии. Поэтому изучение народного искусства и, в частности, танцевального фольклора должно опираться на постижение художественного сознания и художественного бытия. Современный хореограф – постановщик должен владеть основами, методикой переработки фольклорного материала с тем, чтобы осуществлять теоретически обоснованные творческие разработки в области хореографии, способные внести заметный вклад в возрождение традиций национальной хореографической культуры.
Подобное направление в художественно – творческой работе в области народного танца требует некоторой корректировки содержания подготовки руководителя хореографического коллектива, которая должна стать более глубокой и целенаправленной в плане постижения этнокультурологических основ танцевального фольклора.
В танце каждый человек желал быть лучше, возвышенней, чем в повседневной жизни. Он выражал в нём свои думы и мысли о красоте человеческой, как внутренней, так и внешней. Человек танцевал не столько для зрителя, сколько для себя, для собственного удовольствия.
Сам характер танца учитывает доминирующие этнопсихологические черты конкретного народа. При изучении лексических основ танцевальных движений учитываются данные исследований в области этнокультурологии, этнографии и этнологии.
2
Таким образом, различные магические и музыкальные компоненты народного танца должны быть включены в содержательный и образовательный комплекс.
Привлекают народные танцы потому, что с давних времён народный танец был одним из самых любимых видов искусства. Созерцание танца доставляет огромное эстетическое наслаждение.
Так как мы живём в России, где преобладает русский народ, веду преподавание в русской школе, то и дети должны знакомиться с культурой своего народа.
На современном этапе социально – общественной жизни возрождение русской традиционной культуры, творчество и конкретно народное хореографическое творчество очень важно. Причин тому много: в обществе происходит утрата духовности, ценностных ориентиров; уходят из жизни истинные носители и хранители традиционной культуры; преобладание в культурных запросах потребительства, нежели участия в творчестве. В связи с этим, возрождение танцевальной культуры своего региона, России приобретает особую значимость. Особенности этой работы мы подробно рассмотрим далее.
3
1. Историко-искусствоведческий раздел
Истории возникновения народного танца
Искусство танца мы воспринимаем как самое непосредственное и юное. А между тем оно возникло в эпоху седой старины и считается самым древним.
И нашим далёким предкам танец доставлял эстетическую радость, но плясали они не только ради удовольствия и развлечения. Танец сопровождал повседневную трудовую жизнь. У первобытных народов, писал Плеханов, в танце «выражается решительно всё, все самые важные для общества свойства, как мужчины, так и женщины».
Трудовая деятельность формировала человека, в этом сложном и исторически самом жизненно важном процессе зарождались и различные виды искусств, в том числе и искусство танца. В его примитивных, наивно-реалистических образах первобытный человек выражал свои желания и наблюдения, что помогало ему постигать мир, фиксировать те или иные навыки. По мере того, как человек познавал окружающую жизнь, усложнялась форма и тематика его творчества.
Охота давала пищу и одежду, развивала у охотников смелость и находчивость. Вот почему охотничья пляска стала первой пляской первобытного человека. В ней он пластикой «пересказывал» охоту на диких зверей, подражал их повадкам.
Не умея объяснить явлений природы, люди приписывали им сверхъестественное могущество, обожествляли их, ставили в зависимость от них своё благополучие. В честь таинственных сил устраивались пляски, свершались различные обряды.
«Танец и драма на этой стадии развития почти одно и то же», - писал Плеханов. Первобытные пляски обязательно имели чёткий смысловой стержень, включали пантомиму, элементы подражания. В них
4
воспроизводились различные трудовые процессы – ловля животных, гребля, обработка земли, сбор плодов. Для таких представлений люди раскрашивали себе лицо и тело, надевали различные маски и украшения, стремясь походить на изображаемый объект. Для людей тех далёких времён эти примитивные представления имели большое воспитательно-организующее значение. Воинственные пляски и пляски в часть перемирия выполнялись особенно экспрессивно и торжественно. Здесь выражалась воинская доблесть или ликование по случаю победы. Многие исследователи справедливо считают, что воинские пляски (их отличала редчайшая организованность, ритмическая слитность, одушевлённость) были вершиной танцевального творчества первобытного человека.
Танцы первобытных людей поначалу сопровождались возгласами, затем пением, энергичным встряхиванием полных бамбуковых палок, наполненных камешками, ракушками. Позже неотъемлемым атрибутом танца стал барабан – его голос до сих пор сопровождает пляски многих народов Африки, Индии, Цейлона. В первобытном обществе песня, танец, пантомимная игра были взаимосвязаны; на самостоятельные виды искусства они разделились значительно позднее. Связь между танцем и песней сохранялась на протяжении многих тысячелетий, в народном искусстве она дожила до наших дней.
Каждая историческая эпоха имела свою особую хореографическую культуру, но всегда, во все периоды она была связана с жизнью и бытом людей. Представлять её в отрыве от них – значит допускать очень серьёзную ошибку.
В каждую данную историческую эпоху различные народные танцы исполнялись не так, как в предыдущую, и это естественно, ведь каждое поколение отражает в танце своё мироощущение, свою культуру. Поэтому народный танец всегда современен. И в наше время мы исполняем фольклорный танец с учётом современного уровня развития человека,
5
невольно привнося в него современный жест.
На протяжении многих сотен лет народный танец, развиваясь, приобретал устойчивые признаки – форму и стиль исполнения, традиционную тематику, песенное и музыкальное сопровождение, определённую композицию, количество участников и т.д., - признаки, которые определялись и подсказывались самой жизнью.
6
Пути становления русского народного танца
Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племён (IV-VI вв. н. э.), существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племён и родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевлённых образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую по их понятиям из множества могучих существ, богов и духов. Эти обряды сопровождались хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.
То, что танец играл большую роль в языческих обрядах славянских племён и занимал ведущее место на древних игрищах, мы узнаём не только из летописей, но и из древнейших памятников изобразительного искусства.
Переход общинной земли в собственность отдельных лиц, развитие торговли, возникновение новых городов повлекло за собой расслоение общества на классы. Славянские племена, объединившиеся в единое государство, хотя и жили в различных географических и климатических условиях, имели единую языковую общность и общие для славян черты характера. Многие из этих национальных черт особенно заметно проявлялись в хороводах, плясках и играх.
Введение на Руси в конце Х в. христианства повлекло за собой изменение в идеологической и культурной жизни государства, отразилось на жизненном укладе русского человека. Церковь старалась распространить своё влияние на быт русского человека, на его жизненный уклад. Она вела борьбу с языческими обрядами и народными традициями. Языческие праздники, игрища, обряды и сопровождавшие их песни, хороводы, пляски осуждались и преследовались церковью, они были объявлены «сатанинским
7
прельщением». Но, понимая, насколько сильны традиции и привычки, церковь не только боролась, но и была вынуждена приспосабливаться. Она сближала христианские праздники с языческими, давала имена христианских святых языческим божествам.
Введение христианства в качестве официальной государственной религии способствовало укреплению связей с Византией, являвшейся в то время одним из культурных крупнейших центров, позволило ближе узнать её культуру. Это повлекло за собой также изменение характера жеста в танце, стали появляться новые танцевальные движения.
X-XI вв. – период яркого расцвета древнерусского феодального государства, его культуры, искусства. Для этого периода характерен большой подъём в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен, являвшихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в летописях, устном народном творчестве. Танцы имеют территориальные различия: плавные и степенные северные, быстрые и техничные южнорусские.
В эпоху Киевской Руси танцевальное искусство воплощается в творчестве скоморохов – бродячих актёров. Невозможно переоценить роль скоморохов в развитии и популяризации народного танца в России. По сути дела, они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски. Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли её рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли новые отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.
Монголо-татарское иго прервало полнокровную жизнь и задержало развитие русской культуры. В эти тяжелейшие времена русский народ сохранил свою культуру, искусство, свою самобытность, своё народное творчество, настолько глубоко это было заложено в душе и характере каждого русского человека.
8
В конце XV века русская земля окончательно освободилась от ига. Это важное событие вызвало мощный подъём культуры и национальной гордости. К началу XVI в. русские земли – княжества объединились в единое централизованное государство во главе с новым политическим и экономическим центром – Москвой. Церковь, ослабившая в годы монголо-татарского ига свою борьбу, начинает новые гонения на скоморохов, которых ставит в один ряд с колдунами и гадалками.
С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра I. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах.
Пренебрежительное отношение правящих кругов к народному творчеству, в частности к русскому народному танцу, привело к тому, что в XVIII в. этот танец постепенно стал вытесняться из больших городов. Высшее сословие вспоминало о нём лишь тогда, когда устраивали маскарады и праздники. Однако русский танец на этих торжествах был вовсе не похож на те красочные изумительные пляски и хороводы, которые жили и развивались в народе, вызывая восхищение и радость в каждого русского человека, любящего и уважающего свой народ, своё самобытное национальное искусство. Передовые учёные и исследователи русской жизни, не желавшие отрицать русскую национальную самостоятельность, стремились к более глубокому познанию народного творчества, подчёркивая самобытность русского деревенского танца.
Советская власть создала все условия для развития и расцвета народного творчества. В настоящее время в хореографической самодеятельности, как взрослой, так и детской, участвуют миллионы людей. Многочисленные хореографические кружки, ансамбли, танцевальные группы при хорах русской песни бережно хранят и изучают русский танцевальный фольклор.
Отношение к танцу не изменилось и сегодня. В наши дни народные танцы
9
можно увидеть в исполнении любителей и профессионалов, детей и взрослых – людей самых разных возрастов и профессий. Рождённые народом, сохраняемые в течение веков, народные танцы продолжают волновать и исполнителей, и зрителей. Они развлекают, завораживают, воспитывают, заставляют переживать или смеяться, радоваться или грустить, словом не оставляют равнодушным никого. Народные танцы, рождённые талантом народа, передаются из поколения в поколение. Некоторые из них под воздействием времени и условий жизни видоизменяются, а порой и совсем исчезают, другие же наоборот, становятся традиционными на длительное время.
Русский народный танец – не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все его виды бытуют в народе, но они не застыли в своём развитии. Мы наблюдаем, как изменяется содержание танцев, видим, как они творчески перерабатываются и дополняются народом сообразно с требованиями современной жизни. Все эти дополнения и видоизменения отражают сдвиги, происходящие в социальной, бытовой и культурной жизни.
10
Отражение места русского народного танца в художественной культуре
С искусством народа мы знакомимся в первой услышанной в детстве песне, сказке, в узнанной первой игре. Искусство народа или фольклор (от английского слова folklore – «народное знание», «народная мудрость»: folk – «народ», lore – «знание»), глубоко, жизненно и бесконечно прекрасно.
В народных играх много веселья, движений, но порядок их строг: каждый приучался к совместным и согласным действиям, к уважению всеми принятого условия. В такой игре можно было и отличиться, но только так, если это не нарушало порядка. В этом состояла общественная и педагогическая ценность народных игр.
Беспредельная воля воображению дана в сказках. Они полны чудес! Творцы сказок жили трудно: пахали пашню, сеяли, боронили, жали, молотили, рубили лес, пряли и ткали, ловили рыбу, били зверей, надеялись на лучшую долю. Выдумка внушала уверенность в победе над силами, враждебными человеку. Сказки не знают непоправимых бед и несчастий. Сказки учили быть твёрдыми в бедах, советовали не мириться со злом, боролись с ним.
Другой смысл у сказок о животных. Их герои – звери и птицы, но как они похожи на людей! Сказки хотя и говорят о зверях и птицах, но имеют в виду людей. Как и волшебные сказки, сказки о животных помогают верно понимать жизнь, нравы людей. Ещё больше правды в бытовых сказках. Это настоящая сатира. Смысл таких сказок о суждении мира, где царят жадность, нажива, корысть. Весёлый смех народа выставляет на позор человеческие пороки. Весёлая ироническая шутка перемежается с серьёзными оценками людских дел. Недаром эти сказки были так любимы А.С.Пушкиным, П.П.Ершовым, М.Е.Салтыковым-Щедриным, Л.Н.Толстым и А.М.Горьким.
Несказанно прекрасен мир бытовой народной песни. Господин Берг говорит: «Первое, почему народная песня заслуживает внимания
11
образованного человека, есть достоинство её языка, свежего, яркого, неискажённого чуждым влиянием». «У нас народ, - писал Н.А.Добролюбов, - сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль».
Русский народный танец является одним из наиболее распространённых и древних видов народного творчества. В танце народ передаёт свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям. Он неотделим от песни, она наложила отпечаток на его характер и стиль, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой.
С календарными песнями связаны хороводные, игровые и плясовые песни. Хороводы начинали водить, как только с полей сходил снег. Ни один праздник не обходился без хоровода. Иногда хороводной называли всякую песнь, которую можно спеть в хороводе, но это не верно: настоящая хороводная песня исполняется только как игровая, и её пение вне хороводной игры лишается смысла. Наиболее древние хороводные песни посвящены полевым работам, удачному промыслу. В позднем своём виде эти песни, как и игры, с ними связанные, стали развлечением, и никто не придавал им хозяйственного значения. В игре люди выступали как единая сила, противостоящая всему, что могло мешать посевам.
Хороводные игры касались и такой важной стороны жизни, как семейный уклад.
В плясовых песнях отчётлив ритм. Песни нижут, как на нить, свои строки без видимой связи, но каждая песенная строка при всём том глубоко содержательна.
Обширны группы песен, не связанных ни с обрядом, ни с пляской, - это лирические песни, медленные, протяжные, песни – раздумья, песни – сетования. Не менее обширна группа семейных песен: в них выражалась
12
печаль домашних неурядиц. Перед нами встают картины старинного жития-бытия. В песнях раскрываются чувства и мысли тех, кто на своём опыте узнал, что составляет истинную ценность людских отношений и почему нельзя не считаться с сердечными влечениями человека.
Историческая песня всегда говорить о действительно живших людях, чем-либо заслуживших известность, прославившихся, а также о реальных событиях. Минувшая история проходит в песнях такой, какой её пережил народ, как он понял её.
Со временем целый ряд элементов перерождается, одни элементы отмирают, другие возникают. Танец обогащается новыми движениями, обогащается его лексика.
Но в этом творческом процессе иногда происходят такие досадные ошибки, как засорение русского народного танца чужеродными формальными схематическими движениями, голыми акробатическими трюками. И поэтому главная цель руководителя хореографического коллектива: обучить детей, на основе подлинного фольклорного материала, народным танцам, дабы сохранить хореографическое наследие народов России.
13
2. Педагогический раздел
Методика преподавания народного танца
«Народный танец», как предмет обучения, возник в конце XIX в. в Петербургском императорском хореографическом училище. Его появление было обусловлено тем, что в балетных спектаклях исполнялись народные танцы. Среди исполнителей «характерных танцев» были свои знаменитости: Ф.Ксешинский, В.Гельцер, А.Ширяев и др. Мысль о создании специальной системы (подобной системе классического танца) для подготовки исполнителей народного танца давно занимала умы хореографов. В 90-х годах XIX в. А.Ширяев по собственной инициативе сделал первую попытку создания характерного тренажа. Вначале на «характерный танец» смотрели как на предмет второстепенный, но с течением времени отношение к нему изменилось, появились сторонники нововведения. Постепенно он сформировался в учебную дисциплину, его стали включать в ученые программы хореографических училищ.
Большой вклад в развитие и утверждение на практике системы воспитания исполнителей народно-сценического танца, в подготовку педагогов внесла профессор Государственного института театрального искусства им. А.В.Луначарского (ныне РАТИ) Т.С.Ткаченко. Она значительно расширила и систематизировала упражнения в занятии народного танца, применила новые названия, что значительно укрепило позиции предмета. Возникшая на основе классического танца с французской терминологией система упражнений народного танца окончательно выделилась в самостоятельную дисциплину.
При создании своей программы во многом опиралась на учебные пособия: «Методика преподавания народного танца» Г.П.Гусева и методические
14
рекомендации Т.В.Прутовой, А.Н.Беликовой, О.В.Кветной.
Воспитание исполнителя народного танца – процесс длительный, требующий большого каждодневного труда.
Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Важным в процессе подготовки исполнителя является формирование его двигательного аппарата. Важно достигнуть правильности исполнения того или иного упражнения, давая определённую нагрузку на мышцы, суставы, связки. При составлении занятия необходимо учитывать, в какое время дня проводится занятие, какая температура в классе и многое другое. Хореографическая тренировка (экзерсис) – это достаточно длительный процесс выработки большого числа всё усложняющихся музыкально-двигательных навыков. Поэтому, овладение двигательными навыками всегда сопровождается определённым эмоциональным настроем. Нельзя учить только движениям, а эмоциональную выразительность откладывать на более поздний срок (это самая распространённая ошибка). Педагогической психологией введён основной закон усвоения материала: воспринять, осмыслить, запомнить, применить, проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, и нецелесообразно разрывать этапы усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление – запоминанием. Восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их применения и проверки на практике.
При повторении танцевального движения в коре головного мозга образуются временные связи. Когда музыкальное движение выучено и прочувствовано, закрепляется определённая последовательность возбудительно - тормозных процессов, т.е. вырабатывается динамический стереотип данного двигательного навыка.
Поэтому пользуюсь следующей формулой: от ощущений к чувствам, от
15
них к привычке. Такое дополнение способствует более эффективному формированию стереотипа движения. Следовательно, применяю формулу в следующей последовательности:
воспринимая – ощущай;
осмысливая – чувствуй;
запоминая – действуй, пробуй;
проверяя результат – показывай другому.
Образованию пластического стереотипа каждого двигательного навыка способствуют условные раздражители. Они могут быть разнообразными: словесно-речевые объяснения и замечания (объяснения и замечания должны сопровождаться положительными эмоциями с единственной целью, чтобы ученик, слушая – слышал и услышал); профессиональный показ учителем – зрительное созерцание и осмысление (необходимо следить, чтобы ученик, глядя – видел и увидел, удивился); наблюдение за собой в зеркальном отражении.
Многократно повторяясь, движения–импульсы становятся сигналами – раздражителями для мышц и других систем и органов. Поэтому стоит принять определённое положение или позу, услышать знакомый ритм, мелодию, как дальше движения возникнут сами собой (срабатывает мышечная память).
Внешне это проявляется в правильном и точном выполнении движения в соответствии с музыкальным настроением и темпоритмом. Специалисты-практики отмечают, что мышечная память, как и психика человека, поддаётся тренингу. Человек обладает врождённой способностью образовывать множество новых двигательных стереотипов и переделывать старые. Но всякая переделка представляет значительный труд для нервной системы. Мы, из собственного опыта, знаем, как трудно переучивать даже самые несложные движения. Поэтому следует сразу же добиваться правильного выполнения любого движения, не надеясь на то, что потом
16
можно будет легко его поправить.
Принципиальный подход к усвоению танцевальных движений таков: движение, исполненное многократно, становится простым и доступным.
Умение – это первая ступень овладения действием, при котором оно выполняется, но относительно медленно, неэкономично (с привлечением ненужных мышечных групп), с большим количеством ошибок и поправок и при непрерывном контроле сознания. Навык – это уже более совершенная форма владения действием. В процессе формирования навыка выполнение действия ускоряется, действие становится более точным и экономичным, ряд элементов деятельности автоматизируется.
Условно различают три стадии в образовании динамического стереотипа любого двигательного навыка. Они отличаются друг от друга степенью развития временных связей, а внешне – степенью разученности и чистоты выполнения движения.
Залогом успешного формирования любого двигательного навыка, особенно танцевального, в сочетании с музыкой является осознанный контроль за выполнением движений по принципу – мысль опережает движение. Необходимо напоминать детям: думай, что делаешь и как делаешь.
Если двигательный навык доведён до автоматизма в процессе подготовки к ответственному выступлению, то он дольше остаётся неразрушенным. Чем больше ответственных выступлений (ситуаций, когда на тебя смотрят другие), тем дольше выученное будет сохраняться.
Следует помнить, что существует прямая связь между двигательными и волевыми качествами человека. Без целеустремлённости, выдержки, настойчивости невозможно добиться нужной силы, быстроты, выносливости. Сила – это способность преодолевать сопротивление или противодействовать ему за счёт мышечного напряжения. Выносливость – это способность к
17
длительному сохранению работоспособности, т.е. умение противостоять утомлению. Специальная выносливость в хореографии сочетает в себе все эти качества.
Каждый новый элемент, усложняющий уже заученное движение, развивает ловкость как способность переключаться с одного движения на другое, изменять направление и рисунок. Это научит детей ощущать свои движения в соответствии с темпоритмом музыки.
Приступая к построению занятия, необходимо поставить перед собой вопросы: что нужно разучить? Какие упражнения следует дополнить или усложнить, а что из ранее пройденного материала – отработать? Разучивать в течение одного занятия весь комплекс упражнений нецелесообразно. Заменяя одну – две комбинации на новые, дополняя или усложняя ещё три – четыре комбинации и оставляя без изменения, но, закрепляя (отрабатывая) остальные можно получить хороший результат, сохранив при этом интенсивность проведения занятия.
При проведении занятия необходимо суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, чёткая его метрическая раскладка. Желательно сохранять единый темп ведения занятия. Объяснение его не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей. Это особенно важно учитывать в зимний период. Слишком высокий темп проведения занятия, большое число повторений комбинаций также недопустимы, так как это может привести к перегрузкам тех или иных мышц, а порой – к их заболеванию. Для того, чтобы освободить мышцы, достаточно сменить одно упражнение на другое. Разнообразие предлагаемого материала, его умелое чередование и последовательность освоения, умеренная нагрузка на суставно-связочный аппарат – залог успешного проведения занятия и достижения главной цели – формирование
18
необходимых исполнительских навыков.
Важную роль в процессе воспитания играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон, реже – рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру, стилю, национальной окраске. Мне, как педагогу необходимо находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.
Учебные комбинации – это «кирпичики», из которых вырастает «здание» урока. Движения, выстроенные в определённой последовательности – это форма, которую необходимо наполнить содержанием. Причём недостаточно собрать в одной комбинации уже имеющийся материал, пройденный на предыдущих занятиях, его нужно дополнять другими движениями, каждый раз усложняя комбинацию. Однако основой комбинации должен оставаться главный элемент. Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, желательно отбирать те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь – направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Вначале обучения комбинации будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.
При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что, конечно же, является важным, но и то какую задачу мы решаем. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «верёвочке» будет исполняться в
19
характере русского, украинского, венгерского или другого народного танца, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкой к исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т.д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип – от простого к сложному. Это принцип необходимо учитывать при построении занятия в целом.
20
Развёрнутый план урока хореографического кружка «Эбельиз»
по теме: «Постановка Коми народного танца»
(Старшая возрастная группа: 14 – 17 лет).
Согласно рабочей программе данное занятие по счёту 6 по этой теме.
Цель: познакомить с национальной культурой коми народа.
Задачи
Образовательная:
1. познакомить с движениями коми танца из комбинации;
2. дать сравнительную характеристику танцевальных движений русского и коми танцев;
Развивающая:
отработать ранее пройденные этюды;
разучить комбинацию из коми танца;
Воспитательная:
нравственно-патриотическое воспитание: сохранение национальных традиций русского и коми танцев.
Ход занятия:
Литература: 1. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца.— М.: Владос.— 2002.
2. Чисталёв П., Скляр И. Коми народные танцы.— Сыктывкар: Коми книжное издательство.— 1990.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты, коми костюм.
Первая часть урока (подготовительная):
- Вход учащихся в танцевальный зал (марш).
- Поклон (на основе коми народных элементов) педагогу и концертмейстеру. Данная работа создаёт эмоциональный настрой, идёт мотивация учебной деятельности.
21
Вторая часть урока (основная).
Упражнения у станка:
- закрепление ранее пройденных элементов у станка:
а) комбинация деми и гранд плие в русской манере исполнения;
б) комбинация батман тандю жете с плие в русском характере;
в) комбинация батман фондю в русском характере;
- разучивание новых комбинаций у станка:
а) комбинация батман тандю в характере коми народного танца;
Упражнения на середине зала:
- закрепление ранее пройденных этюдов:
Русская середина:
а) комбинации девочек (медленная и быстрая части),
б) комбинация мальчиков (быстрая часть с «хлопушками»);
- разучивание нового этюда:
коми середина:
а) теория: история возникновения танца;
б) практика: основное положение рук, основное движение рук, тела; шаг «турун лякны» (топтать траву), напоминающий припадпние;
шаг «сырчик воськов» (шаг трясогузки), при этом шаге обязательным дополнительным элементом является «юбка божон легодом» (игра подолом юбки); шаркающий шаг;
- закрепление ранее пройденных «вертушек» и «туров»;
Третья часть урока.
- анализ занятий, домашнее задание;
построение на поклон;
- поклон педагогу и концертмейстеру;
выход из танцевального зала.
22
Фольклор и его сценическая обработка
Часто у хореографов в постановках народных танцев присутствует, в основном, так называемый «общерусский танец» с общепринятой трюковой частью, служащей только лишь для украшения номера. Не зависимо от хореографической лексики, в основном берётся музыкальный материал на основе популярных песен «Калинка», «Светит месяц», «Барыня», «Субботея» и репертуар группы «Ивана Купала». Часто встречаются примеры, когда русская песня какой – либо области обрабатывается набором художественных средств, ритмов и стилей, ничего общего не имеющих с ней.
Одним из условий учебного процесса в сохранении и обработке фольклора является необходимость овладения своим музыкальным, пластическим языком, манерой исполнения, признанием своих народных традиций, обычаев, обрядов, т.е. языка своей культуры. Чтобы сделать свой собственный сценический вариант фольклорного танца, необходимо познакомиться хотя бы с тем арсеналом художественных средств, которые нашёл сам народ.
Народ веками танцевал и поэтому имеет свою танцевальную пластику, манеру и стиль. Отсюда мы и берём многообразие хороводов, карагодов, танков, бытовых танцев, плясок, которые нуждаются в сохранении национальной традиции, самобытности.
Необходимость обращения к художественному народному творчеству в новой эпохе развития человечества ни у кого не вызывает сомнения. Культура и народный быт обладают глубокой исторической преемственностью. Именно поэтому так велик интерес к тому, что так волновало наших дедов и прадедов. В восприятии старинного русского танца, а особенно в постановке нового танца на современную тему большую роль играют музыка и костюм. Музыка – родная сестра хореографии. Она не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность.
23
Танец должен быть органически связан с музыкой и должен раскрывать её содержание. Танец и музыка дополняют, взаимораскрывают друг друга. Любому виду танца должны быть присущи свои музыкальные интонации, свой музыкальный стиль, характерные для той местности, в которой этот танец исполняется.
Одним из главных компонентов танца является и костюм. Он должен соответствовать не только времени и эпохе исполняемого танца, но и его характеру и содержанию.
Таким образом, для народного танца органическое единство содержания, характера движения (лексики), музыки и костюма является непременным условием.
Каждый регион имеет свой, только ему присущий стиль хореографической пластики и ритмики танцевальных движений. На их формирование существенно оказывает одежда, специфика труда, природные условия, обычаи, обряды, социальные факторы. Вместе с тем у всех региональных традиций много и общих черт, обусловленных близкими природными условиями, особенностями сельскохозяйственного производства и быта, сходной обрядностью, постоянными контактами.
В каждой области, в каждой местности возникали свои традиции, свои особенности, своя манера исполнения, свои самобытные танцы.
24
Характеристика коллектива МОУ «СОШ № 23»
Хореографический кружок, в котором работаю, находится в МОУ «СОШ № 23», в городе Воркута, в Республике Коми. В городе много хороших коллективов, поэтому не отбираю для занятий уже готовых, одарённых детей, а даю любому ребёнку, желающему познать мир танца попробовать свои силы, самореализоваться. Веду занятия в двух возрастных группах: I (младшая) – 7- 9 лет; II (старшая) 11- 14 лет, состав моих воспитанников неоднороден как по возрасту, так и по способностям. Среди моих воспитанников есть творческие дети – 9 человека, очень способные – 7 человек, добросовестные – 9 человек. Дети отличаются и социальной средой, в которой они воспитываются: из малообеспеченных семей – 3 человека, из не благополучных семей – 4 человек. Главное, что мы живём как одна семья, и каждый в нашей семье имеет право на творчество, самовыражение, на свою точку зрения.
Само название группы долго обдумывалось. Мы с детьми пришли к выводу, что оно обязательно должно быть связано с регионом, в котором мы живём, красиво звучало и имело большой смысл. Воркута – это Предуралье и из нашего города видна белая шапка Уральских гор. Название пришло само, как только взглянули в топонимический словарь коми-пермяков. «Эбельиз» - сугроб снега.
С годами в коллективе сложились свои традиции:
1. начинать и заканчивать любое занятие или выступление с анализа работы в целом и каждого в отдельности;
2. радоваться любой, даже самой незначительной победе каждого, сопереживать неудаче и оказывать помощь и поддержку друг другу;
3. безоговорочно подчиняться старшему кружковцу в моё отсутствие (болезнь и т.д.).
25
4. познание друг друга в неформальной обстановке (откровенные разговоры за круглым столом, «Посиделки у камина» и т.д.).
Считаю, что являюсь не только руководителем, но и воспитателем, другом для своих кружковцев.
26
Система занятий с позиции общей и художественной педагогики
Одной из первоначальных задач нашего коллектива является раскрытие детям красоты и логики простейшего движения вообще и танцевальных движений в частности.
В ходе постановочной работы, на репетициях развивается творческая инициатива детей, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением. В процессе постоянной практики дети сами приходят к выводу, что хореография – это содержательное искусство, требующее умения, техники, выразительности.
Ещё одной из главных задач считаю экологическое воспитание учащихся, поэтому в репертуар группы будут вводиться такие постановки танцев, как «Журавли», «Кошки», «Заинька» и т.д. Через беседу, постановку танца стараюсь воспитать любовь к природе, её очарованию; показать нежность, красоту движений животных и птиц, за которыми мы будем наблюдать на улице и в фильмах, которые мы смотрим.
Особое место в своей программе отвожу патриотическому воспитанию, стараясь привить любовь в первую очередь к своей стране, и, конечно, к Республике Коми, в которой мы живём. Использование в работе регионального компонента у меня вызывает особое чувство, потому, что сама была воспитана на любви к родному краю, на уважении к малым народам Севера и моя родословная идёт именно оттуда. С ребятами мы изучаем быт, культуру народов Коми, а также коренных жителей тундры, ненцев. В этом нам помогают экспозиции Воркутинского краеведческого музея, в стенах которых будет проведено не одно занятие нашего хореографического кружка. Изучаем костюмы старинные и современные; знакомимся с национальными инструментами.
На занятиях узнаём ритмы мелодий; учимся подражать крикам чаек и т.д. Считаю, что любовь к многонациональной России начинается с большой
27
любви к маленькому региону России, к родному краю Коми и его народам.
Многолетняя работа в МОУ «СОШ № 33», с танцевальной группой «Эбельиз» определила тему моей дипломной работы.
Одно из занятий, которое описано в этой работе и показывает всю красоту национального колорита, весь его глубокий смысл и величие танцевального творчества народа коми, входящего в состав многонациональной России.
К началу постановки Коми танца, воспитанники кружка знают, что Коми Республика расположена на северо-востоке России, на рубеже двух континентов – Европы и Азии.
Быт, культура и традиционное искусство коми народа широко представлены в научной литературе. Народные танцы – наименее исследованная область культуры коми народа. В этнографических очерках дореволюционных исследователей, в путевых заметках путешественников встречаются лишь редкие и случайные упоминания об игрищах и танцах, бытовавших у коми народа. Так академик Шёгрин А.М. (1794-1855), побывавший в 20-х годах XIX века в южных районах Коми края (в Прилузье), в одной из своих рукописей отметил, что летом на лугу или зимой – дома «молодые юноши и девицы в лучших нарядных платьях сходятся под вечер в парадные места, где и заводят караводы, играют кругами, поют песни и пляшут».Детская русская писательница А.И. Ишимова (1804-1881), сотрудничавшая в пушкинском «Современнике», несколько лет прожила среди коми вместе с отцом, сосланным в Усть–Сысольск на поселение. В своих воспоминаниях 20-х годов прошлого века она вспоминает: «Побывав в первый раз на вечеринке у именинника – судьи (лицо очень почётное) – я поражена была удивлением, когда вдруг раздалась хороводная песня, и хозяйка, взяв за руку одного из молодых людей, начала ходить с ним по зале; он взял другую даму, та опять другого кавалера, и так продолжалось до тех
28
пор, пока не составилась длинная цепь из молодых дам и мущин. Как скоро эта цепь сомкнулась в большой круг, началась какая-то хороводная игра, для которой выбирались одна или две пары мущин и дам». Судя по описанной сцене, Ишимова более 170 лет тому назад наблюдала один из наборных хороводов, которые во множестве вариантов дошли до наших дней. И сегодня праздничные гулянья в сёлах Вычегды, Сысолы, Выми, Печоры, Вашки и Мезени по традиции начинаются с хороводной песни, которую запевает хороводница и поочерёдным приглашением вовлекает в танцевальный круг всех присутствующих.
Такие упоминания не дают нам представления о том, какие танцы и пляски бытовали в народе, как водились хороводы, в какой последовательности исполняла их молодёжь на вечеринках и игрищах, не раскрывается содержание хороводов, ни словом не упоминается о манере исполнения танцев, а главное – никто из исследователей и путешественников не записал пластику коми народного танца. Тем не менее, эти упоминания являются немаловажным источником, поскольку дают судить об эволюции танцевального фольклора коми народа. Многие народные танцы, в настоящее время бытующие в селе Куратово, пластическими мотивами хороводных рисунков, эмоциональностью плясок созвучны поэтическим образам, запечатлённым пером великого коми поэта И.А.Куратова.
Во где бал-то братцы!
Вольны собираться
Все тут, - нет запрета,
Веселись до света!
Бал у нас народный
Всякий гость почётный…
Парни удалые,
Девки молодые
То растянут ловко
29
Пёстрою верёвкой
Хоровод свой чинный,
То вдруг паутиной
Весело сплетутся,
После ж разойдутся
Снова друг за другом,
Снова взявшись кругом…
Сбор материала по народному хореографическому искусству коренного населения Республики Коми осуществлялся в районах компактного расселения коми: Прилузье, Сысола, Вычегда, Вымь, Удора, Ижма, Печора и др. Экспедиционные выезды проводились в разное время года, приурочивались к календарным праздникам, что дало возможность наблюдать исполнение танцевальных игр, хороводов, плясок в естественной среде. Цель данной работы – собрать, описать и проанализировать весь танцевальный фонд народа коми, уберечь от забвения самобытные народные танцы, сохранить их для будущих поколений, показать роль традиционных танцев в современной жизни. Дети знают, что было собрано более 240 танцев разного жанра: хороводные (с множеством вариантов), среди которых есть и такие, где последовательность фигур зависит от хороводницы, пляски импровизационные сольные, парные, групповые, пляски с закреплённой пластикой движений, кадрили, «Шондiбаной» (Солнцеликая) и переплясы. Все эти жанры сформировались в далёком прошлом. Каждый из них имеет свою тематику и стилистические особенности, возникшие и утвердившиеся в коми народном хореографическом искусстве.
По мере расширения знаний и представлений о коми танцах, дети находили отличительные и схожие черты коми и русского народных танцев.
Дети сделали вывод, что коми народные танцы синкретичны. В них переплетаются слова, музыка, движения, сюжеты танцев отражают картины из жизни народа. Темы многих игровых, хороводных танцев подсказала сама
30
природа. Величие суровых северных лесов, спокойные равнинные реки, гладь больших озёр, певучесть лесных ручьёв, поэтическая красота родной земли пробудили творческую фантазию народных исполнителей. Композиционное построение, пластика танцевальных движений, музыкальное и голосовое сопровождение, выкрики, использование в танце различных атрибутов отражают хозяйственный уклад и быт коми народа.
Особая роль в создании неповторимых пластических мотивов коми народных танцев принадлежит национальному костюму. Его разнообразие по регионам (особенно женского), отличие летнего от зимнего, повседневного от праздничного наряда, силуэт, подбор тканей, конструктивные особенности кроя, традиционные орнаменты, украшения во многом влияют на общее настроение танцующих, на их манеру держаться и двигаться в танце.Связь танцевального искусства коми народа с трудовыми процессами проявилась лишь в летних луговых танцах, связанных с сенокосом. Ни землепашество, ни лесозаготовка, ни древнейшие и любимейшие виды трудовой деятельности коми: охота, рыболовство – не нашли своего отражения в содержании народных танцев. Подавляющее большинство сюжетов посвящены лирико-любовной и семейно-бытовой тематике, что обусловлено их тесной связью с народными песнями. Эта связь не во всех танцах одинакова. В одних из них текст песни, её ритм, мелодия полностью определяют содержание, форму и характер танца, но нередко текст песни случаен, и танец развивается самостоятельно, по своим законам, опираясь лишь на музыкальный ритм песни.
Наряду с песней основными формами музыкального сопровождения танцев у коми являются также различные шумовые инструменты (с которыми и познакомились дети) типа трещоток, колотушек, деревянных барабанов, а при их отсутствии в ход идут различные предметы быта: печные заслонки, грабли, сковороды, поленья, палки, ложки, туеса и бураки (сосуды из дерева или бересты для молока, кваса) – всё, из чего можно было извлечь31
ритмичные звуки, а к ним добавляются хлопки в ладоши и топот ног во время самого танца. Эмоциональным, ярким получилось занятие у обеих возрастных групп, на котором дети с воодушевлением создали импровизированный оркестр, где использовались подручные средства (как и у коми народа). Камерность звучания сигудка (трёхструнный смычковый или щипковый инструмент), который дети слышали на одном из уроков на аудиокассете, породило совершенно оригинальную манеру коми танца – без обуви. Чтобы не заглушать мелодии, бережно относясь к ней, танцоры снимают обувь, остаются в шерстяных, очень красивых, чулках и танцуют на полупальцах.
В настоящее время в народных танцах ярко проявляются главные черты национального характера коми-зырян, их обычаи, нравы, традиции. Отношения между танцующими в разных танцах строго регламентированы и часто зависят от нравственных понятий, принятых в народе, от жизненных обстоятельств: общественного положения, возраста танцующих и многого другого.Мои кружковцы знают, что танцы у коми чётко делятся на танцы: исполняемые старшим поколением и – молодёжью. Открытое проявление чувств, симпатий друг к другу в молодёжных коми танцах не принято, здесь молодые люди старательно скрывают свои истинные привязанности, отчего в танце появляется подтекст, второй план, что придаёт ему особую увлекательность и смысл. Очень часто при внешней строгости, сдержанности танец является удобной единственной формой общения молодых людей друг с другом. В танцах молодёжи почти никогда не принимают участие замужние женщины и женатые мужчины.
Часто женщина не имеет право войти в танец без приглашения партнёра, поэтому в коми танцах существует множество вариантов приглашений в танец, поклонов, наборных фигур (с некоторыми из них знакомлю ребят). Преобладают парные танцы или танцы в тройках, когда один юноша танцует
32
с двумя девушками. Множество женских хороводных танцев, в которых мужчина может участвовать лишь в качестве солиста. Чисто мужские пляски крайне редки и встречаются только на Удоре. Особенно ценятся талантливые заводилы – хороводники, плясуны-импровизаторы, умеющие завести, начать пляску, увлечь за собой всех присутствующих. Когда в школе в 2001г. проходил фольклорный праздник «Осенние посиделки в коми избе», то участники нашего кружка исполняли роль заводил – хороводников. Манеры в танцах многообразны, но, как правило, чёткие, резкие; широкие движения, открытое проявление чувств присущи мужскому танцу; мягкие, плавные, грациозные – женскому.В настоящее время женщины являются главными хранительницами традиций коми народной хореографии. Они повсеместно берут на себя обязанности хороводников во время игрищ и массовых гуляний, пожилые женщины, как более опытные знатоки всех тонкостей коми танцев нередко берутся исполнять в танце мужские партии.
Закончена подготовительная работа, далее перехожу непосредственно к созданию танца.
Следующий этап моей работы – выбор музыкального материала, на который будет наложен сюжет или сюжетная канва. Здесь применяю различные формы работы:
- Предлагаю детям на выбор 2-3 подходящие по смыслу мелодии или, наоборот – контрастные. Дети сами по характеру мелодии и по знанию, которое они получили о культуре того или иного народа, делают выбор нужного нам, в будущем, музыкального сопровождения.
- Старшая возрастная группа предлагает свой музыкальный материал.
Просматриваем видеоматериал, через который дети знакомятся с танцами и выбирают то музыкальное сопровождение, которое нам пригодится для создания номера.
33
Далее идёт работа, аналогичная постановке любого танца (народного, классического, эстрадного).
34
Заключение
Русский народ оставил нам огромное фольклорное танцевальное богатство, и мы должны не только бережно сохранять, но и развивать это бесценное наследие, которое необходимо знать и изучать. Фольклорные танцы в наше время стали большой хореографической ценностью, имеющей не только эстетическое, но и огромное познавательное значение для участников художественной самодеятельности и профессиональных артистов.
Танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его многовековой многообразной жизни. Народный танец всегда имеет ярко выраженную тему и идею – он всегда содержателен. В танце существуют драматургическая основа и сюжет, в нём есть и обобщённые и конкретные художественные образы, которые создаются посредством разнообразных пластических движений и пространственных рисунков – построений.
Опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, хореографы имеют все возможности для того, чтобы создавать новые интересные танцы, прославляющие наших современников.
Народный танец является неотъемлемым элементом хореографической подготовки, так как с помощью образов танец в художественной специфической форме, всеми средствами народной хореографии выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы, а так же гармонирует с физической подготовкой.
Многие танцы носят характер коллективного действия, и очень часто их 35
композиция помогает раскрытию содержания. В ходе развития общества народный танец приобрёл большое самостоятельное значение, став одной из форм эстетического воспитания. Русский народ, создавший на протяжении
своей многовековой истории высокохудожественные былины, мудрые сказки, чудесные переплетения кружев, изумительные изделия из глины, великолепную резьбу по дереву, разнообразные вышивки, множество богатых по содержанию и ярких в ритмическом отношении лирических, свадебных, героических, плясовых, хороводных, игровых песен и т.д. Всё это нашло отражение, в весьма разнообразном по рисунку и содержанию, народном танце.
Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные пляски солистов, лихие переплясы, целомудренные парные пляски и т.д. говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. «Не могу назвать, - говорит известный балетмейстер Игорь Моисеев, - более многоликого, податливого благодарного для хореографии материала, равного по своим качествам русскому фольклору».
Апробация многолетней работой в хореографическом коллективе показала, что обращение к народным традициям, как к источнику новых идей, при сочинении современных хореографических композиций всегда интересна и привлекает детей к занятиям в танцевальном коллективе.
36
Литература
1. Выгодский Л.С. Психология искусства.—М., 1968.
2. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца.— М.: Владос.— 2002.
3. Климов А.А. Основы русского народного танца.—М.: Искусство.— 1981.
4. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать.—М.: Владос. 2003.
5. Чисталёв П., Скляр И. Коми народные танцы.—Сыктывкар: Коми книжное издательство.— 1990.
6. Эльяш Н. Образы танца.— М.: Знание.—1970.
7. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки.—М.: Просвещение.—1997.
8. Библиотечка «В помощь художественной самодеятельности». Танцы народов севера.— М.: Советская Россия.—1988г.