Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения при изучении темы «Устное народное творчество»

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения при изучении темы «Устное народное творчество»

Извечный источник обогащения речи – народное творчество, фольклор. Учащиеся начальной школы должны иметь представление обо всех жанрах фольклора. Но особое внимание следует уделить изучению малых жанров фольклора – пословице, поговорке, загадке - форме, отшлифованной временем – веками.
Как известно, малые жанры фольклора составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с загадками, пословицами и поговорками в начальной школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к родному краю, языку, способствует лучшему усвоению грамматики, обогащает речь учащихся.
Эти жанры наиболее удобны для изучения ввиду малого объёма, в них заключён богатейший опыт народа. Каждое поколение приобретало знания в труде, в наблюдениях над погодой и окружающим миром, над взаимоотношениями людей.
К.Д. Ушинский считал, что формирование личности должно идти через овладение родным языком, тысячелетиями накапливающим сокровища человеческой мысли и опыта. «Ни в одной их форм языкового творчества народа не проявляется так ум народа, национальная история, быт, мировоззрение, как в пословицах. Пословица тем и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребёнку следует понять: представляет маленькую умственную задачу, совершенно по детским силам».
Тексты русских загадок, народных пословиц и поговорок могут активно использоваться на уроках в начальной школе на уроках чтения и русского языка. Учащиеся знакомятся с данными жанрами, их историей, особенностями содержания и формы, собирателями и исполнителями, на их примерах постигают орфографические и грамматические правила, они же являются и темами устных рассказов, программных изложений и сочинений. А так как загадки, пословицы и поговорки, являясь жанрами фольклора обладают основными его особенностями как вида искусства, а именно представляют собой синтетический жанр, то их тексты могут быть использованы и на других уроках (окружающий мир, изобразительное искусство, технология), во внеклассных мероприятиях, а также в исследовательской деятельности учащихся.
Наиболее интересным, на мой взгляд, является исследовательская работа с пословицами, которую можно предложить учащимся начальных классов.
Первый класс это первое предъявление ребенком своих интересов новым товарищам и учителю. Уже с первых дней в школьной азбуке в разделе для читающих помещены пословицы. В процессе обучения учитель постоянно загадывает загадки, побуждая учащихся к мыслительной деятельности. Дети слушают или читают их, высказываются по содержанию, анализируя глубокий смысл, народную мудрость. И здесь важно не пожалеть времени, дать ребенку высказаться. Ведь высказывая своё мнение, он отражает свой внутренний мир, то, чем он дышит и живёт. Учитель ищет первых «исследователей», а ребята получают опыт первого публичного выступления.
Затем появляются задания подобрать пословицы по темам, изученным на уроке. Не умеющий читать первоклассник расспросит взрослого, читающий сам полезет в книжку, сходит в школьную библиотеку.
Затем можно организовать проектно-исследовательские конкурсы, которые подскажет сама школьная жизнь. Дети знакомятся друг с другом, запоминают имена, удивляются необычным, редким. На данном этапе может быть предложена тема «Имена в народных пословицах». Дети утверждаются в детском коллективе, появляются лидеры, желающие быть первыми в делах, в учёбе. Вот тема для умеющего хорошо читать ученика: «Пословицы, каких не найдёшь в школьном учебнике», «Необычные загадки про школьные принадлежности».
Важно привлекать к такой деятельности и родителей учащихся. Ведь кто, как не они пополняют домашнюю библиотечку, запишут своего ребёнка в районную или городскую библиотеку, сходят с ним к бабушкам и дедушкам, которые помогут внукам в разговорной речи усвоить малые жанры фольклора.
Позднее, когда у ребёнка уже появился багаж знаний, можно предложить участие в исследовательской деятельности.
Тему будущей исследовательской работы лучше выбирать в ходе индивидуальных консультаций вместе с учеником и его родителями, и в каждом случае этот выбор индивидуален. Самый продуктивный способ идти за интересами ученика.
Любителям математики можно предложить тему исследовательской работы «Числа в загадках, пословицах и поговорках», русского языка - «Антонимы и синонимы русских пословиц», окружающего мира – «Календарь погоды в пословицах и поговорках русского народа», чтения – «Выразительные средства языка загадок» и т.д. Такая работа обеспечит связь с другими предметами курса начальной школы (математикой, русским языком, окружающим миром и т.д.) и воспитательной работой, проводимой учителем во внеурочное время, расширит кругозор учащихся, повысит интерес к изучаемым темам.
Часто бывает, что ребенок желает участвовать в конкурсе, но не знает, по какой теме. Тогда задача учителя помочь подобрать такую тему, которая как можно больше будет соответствовать интересам и личностным особенностям ученика, особенностям среды, в которой он живёт. Например, ребёнку из большой семьи, где есть бабушки и дедушки, интересной будет тема «Любимые поговорки в моей семье», «Вопрос знатоку - по материалам русских загадок».
Чтобы организовать работу, необходимо составить план работы над темой совместно с учеником или группой учеников. По определённым темам исследование можно проводить и в группе. Например, «Пословица недаром молвится», «Человеческие пороки в малых жанрах фольклора», «Русские пословицы – путеводитель по родной стране».
Совместно с учеником формулируем проблему, которую необходимо решить в рамках предстоящего исследования. На данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему. Совместно формулируем цели и задачи исследования. Следующий этап – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители. Затем следуют отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе учитель, следуя плану исследования, вместе с ребёнком выстраивает текст выступления.
Чтобы ученик довёл работу до конца, необходимы время, терпение и изобретательность. Малые жанры фольклора за время исследовательской работы, интересной самому ученику легко войдут в его активный словарь.
Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание ее завершенности учителем, а непременно публичное представление и коллективное обсуждение. Итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая, как правило, проводится в конце учебного года.
На защите исследовательских работ младших школьников не стоит присуждать места за победу. Исследование – бескорыстный поиск истины. Самое главное то, что ребенок сделал открытие и рассказал о нем окружающим, сам многому научился.
Организуя исследовательскую деятельность младших школьников в ходе индивидуальной работы, групповой работы мы воспитываем у детей интерес к познанию, углубленному изучению дисциплин. Во время исследовательской работы с малыми жанрами фольклора у детей повышается уровень познавательной и речевой деятельности, обогащается словарный запас.
Литература.
1.Вавилова Н.С. Еще раз о пословицах. //Начальная школа №3, 1994
2.Даль В.И. Пословицы русского народа. – М., «Русская книга», 1993г.
3.Ушинский К.Д. Первая книга после азбуки. // Педагогические сочинения. - М. Педагогика, 1989г.
4.Феактистов В.Ф. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты. - М, 2010.
5.Чечель И.Д. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009
6.Хлыстакова А.И. Литературное развитие младших школьников средствами фольклора. //Начальная школа. № 1, 1996

15