Методическая разработка на тему: Железнодорожный холодильный транспорт. Автомобильный холодильный транспорт. Водный холодильный транспорт. Контейнеры для скоропортящихся грузов. Воздушный холодильный транспорт.
Практическое занятие. Железнодорожный холодильный транспорт. Автомобильный холодильный транспорт. Водный холодильный транспорт. Контейнеры для скоропортящихся грузов. Воздушный холодильный транспорт.
Скоропортящиеся продукты к местам их потребления и хранения доставляют железнодорожным, автомобильным и водным хладотранспортом и реже авиатранспортом. От четкости организации перевозок и совершенства холодильного транспорта зависят сохранение качества пищевых продуктов и уровень потерь, как в процессе самой транспортировки, так и при последующем хранении и переработке.
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
В России железнодорожным транспортом осуществляется более 90% междугородных и межобластных перевозок скоропортящихся пищевых продуктов. Железнодорожный холодильный транспорт включает рефрижераторный подвижной состав, вагоны-ледники и специальные вагоны.
В структуре рефрижераторного подвижного состава имеются 23- и 21-вагонные поезда, 12- и 5-вагонные секции и автономные вагоны. 23-вагонный поезд состоит из 20, а 21-вагонный — из 18 грузовых вагонов. В составе этих поездов имеются три вспомогательных вагона: с дизельгенераторами, вагон — машинное отделение и служебный вагон для размещения персонала, обслуживающего поезд в пути следования. 12-вагонная рефрижераторная секция включает 10 грузовых вагонов и два вспомогательных: вагон — машинное отделение, вагон с дизель-генераторами и служебным помещением. Вспомогательные вагоны размещают в середине поезда или секции.
Охлаждение 23- и 21-вагонных поездов и 12-вагонной секции центральное рассольное. Рассол (раствор хлорида кальция) охлаждается аммиачной холодильной установкой, расположенной в машинном отделении, и по трубопроводам насосом подается в приборы охлаждения грузовых вагонов. 5-вагонная рефрижераторная секция включает 4 грузовых и один вспомогательный вагон. Во вспомогательном вагоне размещают дизельгенераторную станцию и служебное помещение.
Автономные рефрижераторные вагоны имеют длину 19 и 21 м. В вагоне размещают грузовое (в центральной части) и два машинных отделения (в торцовых частях). В каждом машинном отделении размещают дизель-генераторный агрегат и холодильно-отопительную установку, обслуживающие половину объема грузового помещения. Система охлаждения воздушная, воздухоохладитель размещают в грузовом отделении.
Система отопления всех перечисленных типов вагонов рефрижераторного подвижного состава электрическая, рассчитана на температуру наружного воздуха -45°С. Работа холодильно-отопительного оборудования автоматизирована и позволяет поддерживать температуру в грузовом помещении с точностью ±0,5°С.
Вагоны-ледники охлаждают водным льдом, который размещают в пристенных карманах или в потолочных баках. Для снижения температуры таяния льда к нему добавляют различные количества соли.
К специальным вагонам относятся цистерны-термосы для перевозки молока грузоподъемностью 31т, цистерны-термосы для перевозки вина и спирта грузоподъемностью 55,4 т, вагоны-цистерны для перевозки вина грузоподъемностью 32 т, вагоны для перевозки живой рыбы (грузовместимость рыбы — 8 т, воды — 24 т). При транспортировке скоропортящихся продуктов температура в специальных вагонах поддерживается в результате хорошей термоизоляции их поверхности и снижения до минимальных размеров теплопритоков к продуктам. Суточное повышение или понижение температуры составляет 2-4°С. Продолжительность транспортировки определяется временем достижения продуктом предельно допустимой температуры.
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Является единственным средством, с помощью которого осуществляются внутригородские перевозки пищевых продуктов с распределительных холодильников, продовольственных баз и предприятий пищевой промышленности в торговую сеть и сеть общественного питания. Его также используют для междугородних и международных перевозок. Преимущество автомобильного транспорта перед железнодорожным и водным заключается в том, что он позволяет осуществлять безперегрузочные перевозки от производителя до потребителя и обладает высокой мобильностью.
Автомобильный холодильный транспорт включает два основных типа автомобилей: изотермические, имеющие термоизолированные кузова, но не оснащенные холодильной установкой, и авторефрижераторы — автомобиди с термоизолированными кузовами и автономными холодильными установками.
В кузове изотермического автомобиля поддерживается температура в определенных пределах за счет холода загруженного продукта или размещения источников холода совместно с грузом в кузове (сухой и водный лед, льдосоляная смесь и др. в специальных банках — аккумуляторах).
Регулирование температуры в кузовах таких автомобилей невозможно, а запас холода не позволяет продолжительно транспортировать скоропортящиеся продукты. Поэтому изотермические автомобили применяют в основном во внутригородских или областных перевозках.
Для перевозки в зимних условиях грузов, требующих положительных температур, изотермические автомобили оборудуют отопителями.
В авторефрижераторах в качестве охлаждающей системы используют компрессорные холодильно-отопительные машины или установки с расходуемым охлаждающим веществом — жидким азотом, сухим льдом, пропан-бутаном и др.
По грузоподъемности различают автомобильный холодильный транспорт малой грузоподъемности (до 1 т), средней грузоподъемности (2-5 т) и большой грузоподъемности (6-20 т). Автомобили малой и средней грузоподъемности используют для внутригородских перевозок, средней — для внутриобластных и большой грузоподъемности — для перевозок на большие расстояния, включая международные перевозки.В качестве изотермических применяют автомобили малой и средней грузоподъемности, а в качестве рефрижераторов — автомобили средней и большой грузоподъемности.
ВОДНЫЙ ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Для внутренних и внешнеторговых перевозок скоропортящихся продуктов используют транспортно-рефрижераторные морские и речные суда. Суда бывают универсальные, предназначенные для перевозки продуктов при различных температурах, и специализированные, предназначенные для перевозки отдельных видов продуктов при соответствующих температурных условиях. Низкотемпературные суда используют для перевозки замороженных продуктов, а высокотемпературные — для перевозки продуктов при температурах, близких к нулю. Многоцелевые суда могут перевозить одновременно обычные и скоропортящиеся продукты. Промысловые рефрижераторные суда используют во флоте рыбной промышленности. Специализированные рефрижераторные суда предназначены для перевозки крупнотоннажных рефрижераторных и изотермических контейнеров.
Температура воздуха в трюмах рефрижераторных судов от -30 до 15°С. Применяют аммиачные и хладоновые холодильные машины с поршневыми, ротационными и винтовыми компрессорами. Системы охлаждения — рассольная, непосредственно воздушная и смешанная. Охлаждающие приборы — батареи, одно-и двухрядные листотрубные панели и воздухоохладители.
Холодильные камеры размещают в трюмах и твиндеках судов, имеющих термоизоляцию из пенопластов, пробки и других материалов.
КОНТЕЙНЕРЫ ДЛЯ СКОРОПОРТЯЩИХСЯ ГРУЗОВ
В зависимости от грузовместимости их делят на крупнотоннажные, вместимостью 10-50 м3 (10-30 т), среднетоннажные, вместимостью 3-8 м3 (2,5-5 т), малотоннажные, вместимостью до 3 м3 (1,5 т). Если контейнеры снабжены холодильными установками, их называют рефрижераторными, а если таковые отсутствуют — изотермическими.
Крупнотоннажные рефрижераторные контейнеры перевозят все виды транспорта, приспособленные для этих целей. Их можно перемещать с одного вида транспорта на другой вместе с находящимися в них грузами. Контейнеры можно эксплуатировать и на стоянках вне транспортного средства, при этом они осуществляют функции автономной холодильной камеры временного склада.
На практике чаще используют рефрижераторные контейнеры с регулированием температуры воздуха внутри контейнера от -18 до 16°С. Применяют также контейнеры, предназначенные для перевозок только охлажденных или только замороженных продуктов, а также изотермические контейнеры, которые можно охлаждать, присоединяя к групповым холодильным установкам. Рефрижераторные контейнеры используют в международных перевозках скоропортящихся продуктов. Средне- и малотоннажные контейнеры используют для непродолжительных прямых перевозок пищевых продуктов, в основном автомобильным транспортом. Среднетоннажные контейнеры бывают охлажденными и изотермическими, малотоннажные — изотермическими.ВОЗДУШНЫЙ ХОЛОДИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Воздушный холодильный транспорт служит для перевозки наиболее ценных скоропортящихся пищевых продуктов, некоторых лекарственных препаратов, цветов и т. д. Основное достоинство воздушного хладотранспорта — быстрота доставки и использование для охлаждения наружного воздуха. Температурный режим, необходимый для перевозки охлажденных и мороженых грузов, создается благодаря циркуляции холодного наружного воздуха в фюзеляжах самолета или вертолета.