Конспект урока по развитию речи на тему Мебель: стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф (3 класс)
Конспект урока по развитию речи
в 3 «Б» классе
Разработала и провела:
Радченко О.В.
05.12.2013г.
Дата: 05.12.2013г.
Тема урока: « Мебель: стол, стул, диван, кресло, кровать, шкаф». ( согласно рабочей программы педагога на 3013-2014 учебный год.)
Тип урока: обобщающий.
Формы проведения: работа в группах, практическая работа, индивидуализация и дифференциация учебного процесса.
Предмет: развитие речи.
Класс: 3 «Б».
Учитель: Радченко Олеся Васильевна.
Дидактические цели урока:
Расширять и активизировать словарный запас по теме; развивать умение отвечать правильно на поставленные вопросы, подбирать нужные слова к заданному слову, образовывать множественное число существительных; учить детей называть части целого предмета.
Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; развитие сенсорного восприятия, связной речи.
Воспитывать бережное отношение к мебели, чувство этикета. Учить группировать предметы мебели по назначению.
Задачи урока:
1. Образовательные.
- расширить и уточнить представления учащихся о назначении помещений в квартире;
- уточнить знания об основных видах мебели;
- уточнить представления о предметах мебели;
- учить применять полученные знания на практике.
2. Развивающие.
- развивать дизайнерские способности;
- развивать умение оценить рассказ своего одноклассника;
- формировать умения и навыки учебной (практической и умственной) деятельности;
- развивать эстетический вкус.
3. Коррекционные.
- отрабатывать словообразовательные навыки и умения;
- отрабатывать умение составлять описательный рассказ;
- коррекция памяти, мышления на основе упражнений в сравнении;
- развивать наблюдательность, внимание;
- связь с жизнью на основе наблюдений, межпредметная связь.
4. Воспитательные.
- воспитывать эмоциональную адекватность поведения;
- воспитывать коммуникативные навыки, культуру общения: продавец-покупатель;
- воспитывать интерес к предмету, к получению новых знаний, практических умений.
Наглядно-методический комплекс:
- презентация;
- ключ;
- картинки предметов мебели;
- сюжетные картинки: кухня, спальня, гостиная, прихожая;
- буквы разного цвета;
- цветные буквы;
- паззлы по теме мебель.
Ход урока.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
I. Организационный момент.
-Прежде чем вы присядете, посмотрите на свои парты и прочтите про себя слова, которые написаны на карточках. (ключ, дом).
-Первыми садятся те, у кого написано слово ключ, вторыми- у кого слово дом.
Стихотворение-настрой.
Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас.
Пожелаем всем удачи-
За работу! В добрый час!
II. Артикуляционная гимнастика.
- Перед тем, как начать урок, что нам нужно сделать? (Видеоролик.)
Ответы детей: гимнастику для язычков.
III. Актуализация опорных знаний.
- Какое время года на этом видео?
- Это не случайно, ведь сейчас зима. Давайте послушаем прогноз погоды на сегодня.
-Вспомните тему прошлого урока. Какое было домашнее задание?
Детям было предложено выполнить задание 3 на стр.53.- зная из чего сделан предмет образовать прилагательное(стакан из стекла-стеклянный).
Дежурный рассказывает о погоде.
Учащиеся по цепочке зачитывают домашнее задание.
IV. Введение в тему.
- Вспомните начало урока. Первыми сели ребята, у которых было написано какое слово? (ключ)
-Это не случайно. Дело в том, что сегодня я получила ключ. От чего вы узнаете, вспомнив какое слово было у ребят, севших вторыми(дом).
-Сейчас мы с вами совершим экскурсию в новый дом.
-Посмотрите на доску и скажите, какие комнаты тут показаны. (Слайд 1,2,3,4).
- Как вы это определили?
- Для чего предназначены эти комнаты?
- Определите по картинке, какая это комната?
- Почему этого не удается сделать?
- Чего не хватает в комнате? (слайд №5)
Создание проблемной ситуации.
А чтобы сформулировать тему урока, вам надо выполнить следующее задание:
Чтобы выполнить заданье,
Обрати на цвет вниманье!
Буквы красные возьми
И название прочти! (слайд)
Детям предлагаются буквы разного шрифта и цвета, следуя инструкции, ребята составляют слово «мебель» (слайд).
-Ребята, как вы думаете чему будем учиться, что узнавать(ответы).
Ответы учащихся.
Уч-ся называют функции комнат, видя какие предметы мебели в них находятся.
Дети делают вывод о том, что нельзя определить какая это комната, потому что в ней нет мебели.
Ребята определяют тему и цели урока.
V. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня мы вспомним и порассуждаем о том, что такое мебель, зачем человеку нужна мебель, из чего и где изготавливают мебель.
(на доске таблички с вопросами).
VI. Работа по теме урока.
1)Беседа.
- Где можно встретить мебель?
- Что же такое мебель?
Рассказ учителя.
Мебель – это предметы, изготовленные в основном из дерева, пластмасса, а также их еще обтягивают кожей или тканью. Их человек использует в быту и на работе. Это те предметы, на которых мы сидим, спим, едим, занимаемся и т.п. (Работа над обобщенными понятиями: кухонная мебель, гостиная мебель, спальная мебель, гарнитур.) Как можно назвать набор мебели одинакового цвета для кухни? (кухонный гарнитур). Набор мебели одинакового цвета для спальни? (спальный гарнитур). Для гостиной? (гостиный гарнитур). Мебель нужна для красоты и удобства.
- А где делают мебель?
- Как называется профессия человека делающего мебель?
Ответы учащихся.
Дети отвечают: на мебельной фабрике.
Столяр.
Физминутка
для глаз.
-Устали? Немного отдохнем. Вспомним прогноз погоды Сейчас зима и мы отправляемся в зимний лес (видеоролик).
- Куда поступает мебель с фабрики?
- Кто собирает мебель в мебельном магазине?
2) Игра «сборщик мебели».
- Закройте глаза и представьте, что вы в большом мебельном магазине. Кругом много разной мебели. А каждый из вас работает в этом магазине сборщиком мебели. И вот вам нужно собрать один из предметов мебели, а у него не хватает одной детали. Но у вас, как у настоящего сборщика мебели есть любые запасные детали. (Слайд) Открывайте глазки и переворачивайте разноцветные листочки, которые у вас на партах. Ваша задача собрать предмет мебели, который вам достался, добавив к нему недостающую часть.
- В ваш магазин пришел покупатель, мне нужно приобрести некоторые предметы мебели.
-Я загадываю загадку, а владелец карточки встаёт, произносит и показывает отгадку. А я буду покупать у вас эти предметы (подхожу к каждому и даю деньги).
1. У него четыре ножки
На него разложим ложки.
Ставим вазы, чашки, кружки.
Стулья для него – подружки.
Украшает кухню, холл.
Что за мебель? Это (Стол.)
(покупаю предмет, плачу 3000)
- Куда можно поставить этот предмет мебели?
2. Я с ножками, но не хожу,
Со спинкою, но не лежу,
Всегда стою, а всем сидеть велю! (стул) 700р.
- Для чего нужен стул?
3. Если ты устал играть,
То ложишься на (кровать). 4000р.
4. На нем сидят, когда он сложен.
Когда разобран он – лежат.
Когда же день рожденья –
Он разместит гостей.
О чем стихотворенье,
Ответьте поскорей (диван) 8000р.
- Чем похожи с кроватью и чем отличаются?
- В какую комнату поставим?
5. По соседству с диваном стоит
В нем отдыхающий сидит (кресло) 3000р.
-Что общего с диваном и в чем разница?
- В какую комнату поставим?
6. На меня вы посмотрите,
Дверки можете открыть вы,
А на полочках моих
Много нужного лежит!
Выше всех я, как жираф:
Я большой, красивый (шкаф). 7000р.
- Вы молодцы! Из вас получились отличные сборщики мебели и продавцы!
Учащиеся слушают музыку и следят за движением лесных зверей на экране.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Уч-ся закрывают глаза, слушают учителя.
Рассматривают свои карточки, дорисовывают недостающую часть предмета.
Учащиеся поочередно встают, называют предмет мебели, который им достался, называют его части и функции.
Физминутка.
Слайд.
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире!
3. Игра «Четвёртый лишний».
- Посмотрите на доску (слайды).
- Что тут изображено?
- Эти предметы расположены рядами. Сколько предметов в каждом ряду?
- Один предмет в ряду лишний. Ваша задача определить, какой это предмет и объяснить почему. Кто сообразит-поднимает руку и отвечает : «Я считаю, что лишний, потому что»
- Каждый из вас по одиночке отлично работает!
4. Паззлы «Собери мебель».
-Сейчас проверим ваше умение работать в коллективе. Для этого у учащихся, сидящих на вторых партах, лежат папки с паззлами. Достаньте их. Учащиеся, сидящие на первых партах, поворачиваются назад. Учащиеся, сидящие на последних партах, тихо подходят и становятся рядом.
Вы должны работать дружно, помогая друг другу, что б как можно быстрее собрать картинку.
Теперь один человек из команды покажет картинку, расскажет, что за комната получилась, для чего она предназначена, как вы это поняли?
(детская спальня, гостиная, классная комната.) Ответ начните так: «Наша команда собрала»
Молодцы! Лучше всех справилась команда ряда!
Уч-ся выполняют движения.
Ответы учащихся.
Учащиеся коллективно собирают картинку из паззлов. Один человек из команды называет комнату, объясняет почему они так решили.
Выставляются все работы, определяется лучшая.
VII. Подведение итогов урока.
- О чем мы говорили на уроке?
- Что такое мебель?
- Для чего нужна мебель?
- Ребята, где можно купить мебель? (в мебельном магазине, супермаркете, на рынке).
- Из чего изготавливают мебель?
- Изготавливают ли мебель в нашей школе?
- Какую мебель? (кухонные столы, табуреты, стенки, тумбочки в спальни и многое другое). Правильно!
- А где это у нас изготавливается? (в столярной мастерской).
- Значит, по профессии кто занимается изготовлением мебели? (столяр).
- Вы в старших классах будете учиться столярному делу. Узнаете как это трудно, но очень интересно.
- Посмотрите на деньги, которые я вам дала за покупку различных предметов мебели. Как вы считаете, это много?
- Дело в том, что материалы, из которых изготавливают мебель, стоят дорого и кропотливая работа столяра тоже должна оплачиваться. Поэтому мебель стоит так дорого. Можем ли мы каждый месяц покупать мебель?
- Как же надо относиться к мебели?
Учащиеся поднимают руки и отвечают на вопросы.
Учащиеся считают деньги.
VIII. Оценка деятельности класса и учащихся.
Учитель оценивает работу класса, и каждого учащегося.
IX. Домашнее задание.
Учитель раздаёт карточки с заданиями и объясняет как выполнять.
1. Записать предметы мебели единственного числа в множественном числе.
Шкаф – шкафы
Стол - ________________
Стул -_________________
Диван - ________________
Кресло - _______________
Кровать - ______________
Комод - ________________
Буфет -________________
Тумбочка - _____________
2. Устно составить рассказ об одной комнате своего дома. (Что за комната? Что находится в этой комнате? Для чего она предназначена?)
Уходя из дома что делает каждый хозяин?(замыкает)
Вот и я замыкаю наш дом до сл. Урока. И еще этим волшебным ключом я замыкаю в вашем сознании, памяти те знания и умения, которые вы получили.
Урок сегодня был удачный
Не прошел для вас он зря
Вы все очень постарались
Вам понравилось друзья?
Хорошо вы потрудились
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять.
Учащиеся кладут карточки с заданиями в дневники.
Учащиеся идут на перемену.
15