Урок по окружающему миру на тему Есть ли жизнь в воде подо льдом (1 класс)
Урок по окружающему миру в 1 классе
по УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Слинкина Мария Александровна
БОУ «СОШ № 162» г. Омска
Тема: Есть ли жизнь в воде подо льдом?
Цели:
Дидактическая (предметная): иметь представление о растительном и животном мире водоёмов в зимнее время.
Метапредметная (развития): уметь анализировать, сравнивать, делать несложные выводы, работать с текстом, развивать внимание и воображение.
Воспитания: понимать необходимость ценностного отношения к природе и к своей жизни, интерес к изучению окружающего мира.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Форма урока: эвристическая беседа
Методы: репродуктивный, частично-поисковый, наглядно-иллюстративный, словесный.
Технологии: развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, игровые технологии.
Оборудование: Учебник С. 40 – 41, плакат с изображением водоёма, рисунки обитателей водоёма ( лягушка, щука, налим, окунь, карась, дафния, улитка-катушка).
Ход урока
1. Организационный момент
2. Определение темы и задачи урока
- Начать урок мне бы хотелось с такой загадки:
Зимой морозною скуёт
Озёра, реки крепкий(лёд)
- Скажите, как вы понимаете фразу «лёд скуёт озёра и реки»? (Вода замёрзнет, не будет движения воды в реках и озёрах, сковать – заключить в цепи, из которых не выбраться)
- Давайте вспомним, что такое лёд? (Лёд – это замёрзшая вода)
- А раз лёд – это замёрзшая вода – значит ли это то, что с приходом зимы вся вода в водоёмах превращается в лёд? (Нет, часть воды остаётся незамёрзшей)
- Где находится эта незамёрзшая вода? (Подо льдом)
- А теперь закройте глаза и представьте себя маленькой рыбкой, живущей в реке: вода зимой остыла, замерла, не движется, сверху толстый слой льда, который не позволяет воздуху проникать в водусмогли бы вы выжить в таких условиях?
- Конечно, вы можете дать сейчас простой ответ: да или нет, но наша задача сегодня – доказать: есть ли жизнь в воде подо льдом. ( на доске открывается тема урока и плакат с изображением водоёма)
3. Беседа, направленная на изучение нового материала
- Итак, давайте начнём с самого начала: с превращения воды в лёд. Как вы считаете: где рождается лёд: сверху водоёма или в глубине? (Ответы детей)
- Оказывается, вся вода остывает равномерно, и рождение ледяных кристаллов идёт по всей глубине водоёма: сначала в воде образуются очень мелкие кристаллики, затем они становятся больше, срастаются друг с другом, поднимаются наверх и создают на поверхности сплошную плёнку льда. Тогда возникает вопрос: почему лёд всплывает на поверхность и не тонет? (Ответы детей)
- На самом же деле, лёд всплывает потому, что он легче воды за счёт того, что он весь набит воздушными пузырьками, как резиновый мячик, внутри которого тоже есть воздух. Пробовали ли вы когда-нибудь утопить резиновый мяч? Что при этом происходило? (Мяч выпрыгивал из воды) То же самое и со льдом: пузырьки воздуха, находящиеся между кристалликами выталкивают его из воды.
- Скажите, а от чего зависит толщина ледяной плёнки на поверхности водоёма? (От температуры окружающей среды: чем холоднее, тем лёд толще)
- У меня появился ещё один вопрос: а если водоём неглубокий, например, маленькое озерцо, и зима выдалась очень холодной - что произойдёт с этим водоёмом? (Весь промёрзнет: сверху будет толстый лёд, а под ним пористые скопления, похожие на мокрый снег) А теперь представьте, если бы мы оказались в таком мокром снегу – смогли бы мы дышать? (Снег забил бы все органы дыхания, и мы бы погибли) Так есть ли жизнь в таком водоёме зимой?
- Да, весной на берегах таких водоёмов находят много мёртвых рыб, но всё же, даже в таких условиях некоторые животные умудряются выжить. Это: тихоходки, циклопики, коловратки, дафнии и прочая водяная мелюзга. (Прикрепляем рисунок дафнии на модель водоёма)
Где же они зимуют? – в тех самых маленьких воздушных пузырьках, которые находятся между кристалликами льда. И никакая зима им не страшна!
Физминутка
Рыбки весело резвятся в тёплой, чистенькой воде.
То сожмутся – разожмутся, то – зароются в песке.
- О каком времени года идёт речь в этом стихотворении? (О лете)
- Интересно, а будут ли рыбки также весело резвиться зимой?
- Мы говорим, что в глубоком водоёме есть незамёрзшая вода, а почему она не замерзает? Она остаётся тёплой? (Ответы детей)
- Оказывается, в этом большую роль играет тот же самый лёд, который, всплывая на поверхность, ограждает глубокие слои водоёма от дальнейшего охлаждения. И вот здесь-то и продолжается жизнь
- Посмотрим, как хорошо вы знаете рыб, живущих в водоёмах Омской области(На модель водоёма прикрепляются картинки с изображением рыб, дети отгадывают виды рыб) Как вы думаете: почему некоторых рыб я поместила на самое дно, а некоторых – прямо подо льдом? (Многие рыбы ложатся в зимнюю спячку, а другие – продолжают вести активный образ жизни. Кроме того, на самом дне температура выше, чем подо льдом, примерно на 4 градуса.)
- Вернёмся к нашей физминутке: рыбки плавают в тёплой, чистенькой водеа зимой вода тоже чистая? (Нет, она стоит; нет обновления воды) Что делать? (Рыбы время от времени, как по команде, всплывают из ям вверх и опять медленно опускаются вниз – так они освежают в ямах воду)
- Кто же ещё, кроме рыб впадает в зимнюю спячку, зарывшись в ил? (Учебник С. 40 – 41.Дети рассматривают иллюстрации в учебнике и рассказывают об увиденном)
- Проверим вашу наблюдательность: сравните иллюстрации животных в учебнике с иллюстрациями на нашем плакате и найдите явные отличия. (Лягушка по-другому спит: поджимает задние лапки под брюшко, а передние поднимает к глазам и выворачивает «ладошками» наружу, так как кожа «ладошек» пронизана кровеносными сосудами, через который поступает кислород в организм. У налима живот с икрой, так как налим зимой мечет икру. Вместо золотистого карася – серебристый, так как он чаще встречается в водоёмах Омской области.)
- Маша и Миша в своих мечтах опустились на дно водоёма. Что они могут рассказать друг другу? (Ничего, так как не смогут разговаривать под водой) Как же им обратить внимание друг друга на то, что они видят? (показать жестами, мимикой)
Физминутка
- Сейчас вы выступите в роли Маши и Миши: девочки покажут, что они увидели в воде лягушку, а мальчики – рака.
- Какое правило поведения в природе нарушил Миша? (разбудил рака) Почему этого делать нельзя? (Ответы детей)
- А если бы Маша и Миша на самом деле опустились на дно зимнего водоёма – смогли бы они увидеть всю эту картину? Почему? (Очень темно и ничего не видно)
- Найдите на рисунке в учебнике что-то, что сможет спасти растительный и животный мир водоёмов от гибели. (Прорубь) Какую роль выполняют эти маленькие окошечки? (Свежий воздух поступает в воду, если нет таких окон, всё может погибнуть)
- Откуда появляются такие проруби, и как узнать: когда воздух подо льдом на исходе? (Об этом рыбакам сообщают вороны)
- А можете ли вы сами проделывать такие лунки? Почему?
- Самое ценное для всего живого – это жизнь, поэтому, несмотря на то, что мы все такие добрые и хорошие, понимаем, что рыбкам нужно помогать – ни в коем случае не должны рисковать своей собственной жизнью!
- В какое время года находиться на льду наиболее опасно? Почему?
4. Подведение итогов урока
- Итак, наш урок подходит к концу, смогли ли мы найти ответ на главный вопрос? Какие условия должны быть для того, чтобы жизнь подо льдом продолжалась? Важна ли эта жизнь подо льдом? Кто её ценит? А как мы должны ценить свою жизнь? – какие выводы для себя вы сделали?
- На странице 41 находится небольшой текст с пропущенными словами, давайте прочитаем его и ещё раз вспомним всё то, о чём мы говорили.
5. Рефлексия
- Чья работа на уроке вам понравилась? Кому скажем спасибо за хорошие ответы?
Список литературы
1. Наш мир: Учебник: 1 кл./О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2005.
15