Статья. Значение загадок на уроках марийского чтения в начальной школе
Значение загадок на уроках марийского чтения в начальной школе
Васильева Л.А., МОУ «Поянсолинская начальная общеобразовательная школа-сад»,
Звениговский район
Устное народное творчество составляло неотъемлемую часть повседневной жизни марийцев. Оно в специфической форме отражало объективный мир, историческое прошлое народа, выражало его художественно-эстетические и этические идеалы. Сказки, мифы, легенды и предания, песни, пословицы и поговорки, загадки, молитвы, заклинания, созданные народом, содержали значимые истины о смысле жизни, судьбе народа, его предназначении. Возникшее в глубокой древности, загадки выражали думы и чаяния людей, их практический ум и смекалку. В системе воспитательных средств, кроме передачи умений и навыков, марийцы важное значение придавали загадкам.
Загадки были своеобразной формой умственного воспитания. Многие загадки представляли собой сжатые мифы, несли в себе характеристики важнейщих черт животных, свойств различных веществ, особенностей природных явлений. При помощи загадок узнавали один предмет или явление через другой предмет или явление по краткому поэтическому иносказательному описанию, замысловатому вопросу, заданному с целью испытать сообразительность человека и в равной степени раскрыть поэтическую красоту окружающего мира.
Термин «загадка» в марийском языке имеет соответствующее слово тушто. Он происходит от слова тушташ, что обозначает «замышлять, предпологать, намекать, загадывать что-то неизвестное. Признаки предметов бесчисленны, но самые необходимые даны намёком. Выбирать из них нужно самые точные, самые близкие. Загадывать – это значит предлагать другим, чтобы они догадывались, полагали, раскрыли тайну, разузнали, думали, угадывали, поняли намёки собеседника о тех или иных предметах быта или явлениях природы. Так она, загадка, возбуждает любопытство своим скрытым смыслом.
Из-за этого загадку очень любят дети, она стала предметом школьной педагогики. В начальной школе, начиная с первого класса, дети изучают устное народное творчество марийского народа. В том числе и загадки. В первом классе в учебнике С.Д. Дмитриева, В.М.Дмитриевой «Азбука» первая загадка про ежика, дети уже сами читают. А при закреплении изучения буквы Ф, даётся наиболее яркие четыре загадки. Во второй части «Азбуки» дан целый урок загадкам. Творческий учитель на каждый урок сам подбирает загадки.
Во втором классе учебник П.Е.Емельянова, Е.Я.Рыбаковой «Лудшаш книга» во всех разделах есть загадки. Всего 43 загадок: тут и литературные, и народные.
В третьем классе в учебнике С.Д. Дмитриева, В.М.Дмитриевой «Лудшаш книга» и в четвёртом классе П.Е.Емельянова, В.В.Крылова «Лудшаш книга» есть тема «Марийские загадки». Эта тема очень нравится детям. Загадки не повторяются, в каждом классе изучают новые и закрепляют уже изученные загадки. Они учат детей мыслить логически, сравнивать явления и предметы. Большое спасибо, этим авторам, подобравшим такой обширный материал по загадкам.
Очень часто процесс загадывания и отгадывания происходит традиционным образом:
- Загадку загадываю, отгадайте:
-Сама пташечка, для народа труженица.
-Живой, неживой?
- Живая.
- Где бывает: в избе или на улице?
- На улице.
- Это человек, птица, животное, и т.д.
Необходимо отметить, что загадывание загадок в старину запрещалось летом и в начале осени, когда было много работы. Верили, что нарушать эти сроки нельзя и что с человеком, который их не соблюдает, могут произойти всевозможные несчастья. Поэтому в народе существовало такое поверье - загадывать загадки можно только тогда, когда снег упадёт на пень. Самым подходящим моментом для загадывания загадок считались зимние вечера, особенно в период Шорыкйол (Рождество) и Уярня (Масленица). Поэтому в нашей школе праздники, посиделки, вечера загадок проводятся в январе и в феврале. В мероприятии «Вечер загадок» мы вместе с родителями и детьми отгадывали и загадывали загадки. Искали по старым книгам редкие загадки, спрашивали у бабушек и у дедушек. У Гараниной Лианы бабушка, Нина Сильвестровна, загадала старинные загадки:
- Не дерево, а с ветвями. (Лось)
- Сама маленькая, живёт под скирдой. (Мышка)
- Умный, усы есть, а бороды нет. (Кошка)
- Маленькая, круглая, весь базар в руке держит. (Деньги)
- На окне галош стоит. (Табакерка)
- На полу шумит, пляшет, а в углу молчит. (Веник)
- Рот Марпы затыкаю тряпкой. (Дымоход бани)
В настоящее время загадки дают познание мира в художественной, образной форме и используются как средство развлечения, но вместе с тем и как средство развития сообразительности детей, и как материал для познания окружающего мира. Загадки отражают весь человеческий мир, всю природу, всю хозяйственную, общественную и личную жизнь человека. Поэтому отгадывать их труднее. В начальной школе чаще встречаются загадки о животных, о предметах домашнего обихода.
Таким образом, марийские загадки, являясь выражением народной мудрости, накопленной веками и пополняющейся сегодня, имеют неоценимое научное значение в деле изучения истории марийского народа. Этот начинается уже с малых лет. Дети очень любят загадки. При изучении загадок нам помогает книга «Марийские народные загадки» составителя нашего любимого доктора филологических наук, профессора Александра Ефимовича Китикова.
Литература
Китиков А. Е. Марийские народные загадки / А.Е. Китиков.- Йошкар-Ола, 2006. – с.10,27.
Рыбакова С. Калык ойпого кас – влак // Ончыко. 2010. №4. С. 146 – 150.
Сепеев Г. А. Этнография марийского народа / Г. А. Сепеев. - Йошкар-Ола, 2001. – с.154.
15