Урок литературы в 6 классе по рассказу И.С. Тургенева Бежин луг



КОНСПЕКТ

открытого урока по литературе в 6-в классе по теме: «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»




















Тема урока: Мир детства в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг» (урок-образ)
Цели: показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля); развивать навыки беглого чтения, устного воображения, речь учащихся; способствовать нравственному и духовному воспитанию учащихся, любви к родному народу.
Оборудование урока: презентация; портрет писателя; художественный текст; фотографии «Просторы родного края», «На родине Тургенева», «Бежин луг»; иллюстрации портретов мальчиков; иллюстрации школьников; таблички с номерами; таблички со словами для характеристики мальчиков и определениями мира детства; картина В.Маковского «В ночном»; рабочая карта урока; музыкальная миниатюра Чайковского
Словарь урока: образ, армяк, россказни, предания, поверья, сибарит

Оформление доски

Высказывание
Все, что у меня есть порядочного, дано жизнью, а вовсе не создано мной.
И.С.Тургенев

План (заполняется по ходу урока)
Внешний вид. Детали (их роль).
Речь героя.
Характер через поступки.
Отношение автора.

Портрет писателя. Пейзаж Бежина луга (вокруг него портреты мальчиков).




















План урока

1. Слово учителя
- Сегодня у нас необычный урок – это урок-образ. Что такое образ? А помогут нам выяснить лексическое значение слова ребята, которые в течение урока будут работать с толковым словарем (задание для учащихся воспроизводящего уровня)
В словаре Ожегова дано такое определение. (Ученик прикрепляет на доску табличку с лексическим значением слова ОБРАЗ.)
- Ознакомьтесь с рабочей картой, в которой вы будет выполнять предложенные задания.
- Мы заглянем в мир детства рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг», с содержанием которого вы познакомились на прошлом уроке.

Звучит музыка. Презентация. На фоне ее учитель читает:
Летний вечер. За лесами солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят.

Слайд. У костра.
- Представьте себе тихую росистую ночь, неподалеку река, горит костер, чуть поодаль щиплют траву кони. Тихо, уютно.
У костра несколько ребят. Ребят, незнакомых нам с вами. Это крестьянские дети позапрошлого столетия. Они пасут коней и коротают время, рассказывая друг другу страшные истории. Присоединимся к ним и мы с вами. Всмотримся в эти лица.

2. Беседа (по реализации домашнего задания)
- К сегодняшнему уроку вы готовили задания по выбору. Выбирали героев по своему интересу.
- Сколько ребят сегодня в ночном и как их зовут?



Слайд. Портрет Феди. Художник Пахомов.
- Давайте познакомимся с Федей (группа детей о Феде). Найдите и прочтите отрывок из рассказа о том, как Тургенев описывает этого героя.
- На что (какие детали) обращает наше внимание автор во внешности этого мальчика? (на лицо, на одежду).
Армячок (знакомство с лексическим значением). Ученик прикрепляет на доску табличку с лексическим значением слова АРМЯК.

- Как в литературе называется описание лица, одежды? (внешний вид). Запись первого пункта плана к раскрытию образа. Запись в рабочей карте.

Слайд. Портрет Павлуши. Художник Пахомов.
- Найдите и прочтите описание Павлуши (группа детей о Павлуше).
- Какая деталь привлекла внимание автора в этом образе? (глядел он очень умно и прямо, в голосе звучала сила).
- Почему на глаза обращает внимание писатель? Добавляем запись к 1 пункту плана.

3. Творческая группа «Искусствоведы»
Учитель
- Сегодня у нас работает творческая группа «Искусствоведов» (учащиеся творческого уровня). Они поделятся с нами интересным материалом.

Творческая группа «Искусствоведы» о Павлуше (сравнить портрет Павлуши, созданный художником Пахомовым, с описанием мальчика в рассказе. Он деловит, заботлив, смел, рассудителен, мужествен. Какие из этих качеств смог передать художник? Найдите в рассказе эпизод, в котором проявляются эти качества.)

Учитель
- Я знаю, что у ребят, которые готовили материал о Павлуше, есть для вас вопрос – викторина (учащиеся конструктивного уровня):
Павлуша – единственный мальчик, которого Тургенев называет полным именем – Павел. Почему?

4. Работа с иллюстрацией.
Слайд. Портрет Илюши. Художник Пахомов.
- Здесь изображен Илюша. Докажите тургеневскими словами, что это он (стр. 178). «Тупая, болезненная заботливость»
- Что же заботит 12-летнего мальчика? (он вместе с братом Авдюшкой и другими ребятами работает на бумажной фабрике. Писатель очень хорошо знал, каков труд на старой бумажной фабрике: ведь примечания к словам рольня, лисовщики принадлежит Тургеневу. Бумажная масса варилась в чанах, над ними поднимались едкие испарения, в рольне было жарко и влажно. Представим себе, что значит проработать в такой атмосфере день-деньской, допоздна. Немудрено, что мальчик как будто чем-то придавлен; по силам ли подростку такая жизнь?
Вот вам одна из составляющих мира детства крестьянских ребятишек 19 века.
Узнай литературного героя. (Задание учащихся воспроизводящего уровня)
- Ребята одной из групп подготовили для вас задание «Узнай героя»:
«У него был печальный и задумчивый взор. Лицо было невелико. Губы едва можно было различить».

- Чем же возбуждал любопытство Тургенева четвертый мальчик Костя? (у него задумчивый и печальный взор: глаза его хотели что-то высказать. Почему печальный взор?

- Как нас знакомит с пятым мальчиком Тургенев? (стр. 179).

Художественная викторина.
Учитель
- В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении.
И хотя он и показывает какие-то недостатки их внешности, но писатель с симпатией относится к детям.
Задание:
- Посмотрите на иллюстрации – портреты и определите, под каким номером кто находится по степени значимости. (Ученики прикрепляют таблички с номерами 1,2,3,4,5 под портретами мальчиков)

7. Мастерство Тургенева в изображении пейзажа.
Учитель
- Вы не удивились, что рассказ о крестьянских детях насыщен пейзажными зарисовками, в том числе и описанием ночи?

Выразительное чтение описания ночи (стр. 173). (Ученица читает наизусть)
- Что чувствует охотник?

- Если бы вы были музыкантами, какую музыку вы подобрали бы к данному фрагменту?

Задание:
- Послушайте музыкальную композицию П.И. Чайковского. Что почувствовали вы? Соответствует ли она вашему представлению ночного пейзажа?

- Меняется ли дальше психологическое состояние охотника?

8. Творческая группа «Языковеды» (учащиеся творческого уровня).

Слайд. Ночное небо. Млечный Путь.
Учитель
- Будет ли другое описание ночи в рассказе?
Выразительное чтение описания ночи (стр.190)
- Благодаря чему автору удалось показать торжественность, величие ночного пейзажа?
Задание:
- Выпишите понравившиеся вам средства выразительности в рабочую карту. Запись в рабочей карте.

Анализ ночного пейзажа с позиции фонетики (стр. 176)
- А вы знаете, какой интересный материал подготовили для нас творческая группа «Языковеды»?
Вывод: ту же самую ночь охотник видит теперь совсем иной. В чем же секрет превращения? Теперь он не одинок, ему спокойно и радостно вместе с мальчиками у костра.

Слово учителя
- Итак, мальчики сидят у костра и рассказывают страшные истории.

9. Инсценирование «У костра. Рассказ Кости о русалке». (Макет костра)
- Удалось ли ребятам передать историю о русалке?
Рецензия на инсценирование ( ученики конструктивного уровня).

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Что же вы узнали?
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

- Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами.
Вывод: значит, вторым элементом раскрытия образа является речь. Запись 2 пункта плана. Запись в рабочей карте.

10. Слово учителя
- Исследователи творчества Тургенева ввели следующие термины для обозначения таких рассказов – историй. Это россказни, поверья, предания. Знакомство с определениями (учащиеся воспроизводящего уровня). Прикрепляют таблички на доску.
- Как вы считаете, какое из этих определений можно применить к рассказам детей?

11. Реализация индивидуального домашнего задания
Учитель
- А вам, современным детям, живущим в 21 веке, интересны истории, рассказанные крестьянскими детьми 19 века?
- Представим себе, что мы с вами тоже находимся рядом с этими детьми. Какую бы быличку вы рассказали? (Звучат1-2 былички). Удалось ли рассказчикам донести до нас истории? Оцените их рассказы. Чья история показалась вам более интересной?
12. Истории, рассказанные мальчиками.
Учитель
- Какие истории вам запомнились?
- А сколько их звучит в рассказе? Вы не задумывались?
- Прояснят нам этот вопрос ребята, которые внимательно читали текст и посчитали количество историй (учащиеся воспроизводящего уровня).

Слайд. Таблица «Истории, рассказанные мальчиками»
- Автор распределяет «страшные истории» между несколькими мальчиками. - Назовите их. (Верно, это Ильюша, Костя и Павлуша. Тургенев искусно показывает, что и выбор поверья, и освещение его тем или иным рассказчиком каждый раз зависит от особенностей его характера.)
- Кто является главным знатоком поверий? (Ильюша передает наиболее страшные истории. Все это вполне соответствует его характеру: напуганность, моральная подавленность.)
- А Костя? Он выбирает поверья о русалке, и в рассказе проявляет чувствительность и жалость. Это соответствует его характеру.
- А Павлуша? (Он не рассказывает никаких поверий. Он рассказывает о действительном случае – о «предвидении», т.е. о солнечном затмении. Он хотя и иронизирует над суеверными людьми, но делает это после того, как «предвидение» не осуществилось. Его ум все еще остается бессильным перед страхами, внушенными с детства.)
- В призме какого цвета (цветов) вы представляете рассказанные истории?
На доску прикрепляются иллюстрации, на которых изображены герои «страшных историй», выполненные детьми.

- Вот мы и познакомились с детьми. Но о них хочется знать еще больше. В чем еще раскрывается их характер? (в поступках – это еще один способ раскрытия характера). Запись 3 пункта плана.

Задание:
- Выполните последнее задание рабочей карты. Кого из мальчиков вы отнесли бы к определенному типу: поэт (Ильюша) деятель (Павлуша), сибарит (Федя), пугливый раб (Костя), дитя (Ваня). Прикрепляют таблички на доску под портретами мальчиков.

13. Выводы по теме урока
- Какой же мир детства в рассказе Тургенева? Выберите из предложенных определений подходящие, на ваш взгляд, к определению мира детства.
На доску прикрепляются таблички с определениями (доброта, озлобленность, богатство духовного мира, впечатлительность, пытливость, впечатлительность, любознательность, агрессивность, смелость, отзывчивость, необразованность, суеверность)




Учитель
- Мир детства в рассказе «Бежин луг» многоцветный. Это счастье и горе, радость и печаль, взлеты и падения. Ведь недаром Тургенев о себе и своих героях сказал так (обращение к эпиграфу).

14. Подведение итогов урока

15. Домашнее задание
- В рабочей карте вам предложены следующие задания по выбору:
1) Сравните рассказ Кости о русалке с балладой М.Ю. Лермонтова «Морская царевна». Что делает рассказ мальчика похожим на балладу?
2) Подготовьте (устно) описание Бежина луга, включив в свой рассказ средства выразительности речи.
3) Сочините свою быличку.




15