Урок по рассказу И.С.Тургенева Бежин луг
Тема:И.С.Тургенев «Бежин луг»
Цель урока: познакомить учащихся с главой «Рассказы мальчиков»;
дать сравнительную характеристику мальчишек, выявить роль пейзажа в повествовании; развивать аналитические умения и самостоятельную деятельность учащихся, развивать устную и письменную речь, выразительное чтение, логическое мышление; воспитывать у учащихся интерес к жизни деревенских мальчишек.
Ход урока.
I. Реализация домашнего задания.
– Сколько описаний природы в рассказе?
Ученики отвечают и потом пересказывают сцены пейзажных зарисовок.
- Чем отличается описание степи у Тургенева и Гоголя?
( варианты могут быть разными- но один из основных моментов- очеловечивание, поэтизация природы, пропускание её через фильтр человеческого сознания у Тургенева и реалистичная красота природы у Гоголя).
Тургенев связывает мир человека и мир природы.
II. Речевая характеристика мальчишек.
- Прочитайте описание мальчиков.
а) Какое отношение к мальчикам вызывает автор у вас?
б)Как вы думаете, с какой целью написал автор этот рассказ?
Приступаем к созданию речевой характеристики мальчиков: Павлуши и Ильюши. ( при этом можно взять по абзацу или даже по одной фразе, которая покажется ученикам более характерной для речи каждого мальчика).
- Давайте рассмотрим рассказ о солнечном затмении. Что мы видим, сравнивая две версии повествования?
( Мы видим прежде всего различие характеров рассказчиков. Перед нами два типа отношения к тому, что наблюдает человек. Стремительное, чуть насмешливое описание Павлушей своего и чужого страха и увлечённое патетическое повествование Ильюши).
- Какие рассказы мальчиков вас заинтересовали и кто из них лучший рассказчик? ( мнения, конечно, разделяются)
- Давайте рассмотрим один фрагмент более детально. Итак, перед нами два рассказа об одном и том же таинственном Тришке.
Павлуша
Ильюша
«Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. А на дворовой избе баба-стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: «Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление». Так шти и потекли. А у нас на деревне такие, брат, слухи ходили, что, мол, белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят»
«А ты не знаешь? с жаром подхватил Ильюша. Ну, брат, откентелева же ты, что Тришки не знаешь? Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни! Тришка эвто будет такой человек удивительный, который придет; а придет он, когда наступят последние времена. И будет он такой удивительный человек, что его и взять нельзя будет, и ничего ему сделать нельзя будет: такой уж будет удивительный человек. Захотят его, например, взять хрестьяне; выйдут на него с дубьем, оцепят его, но а он им глаза отведет так отведет им глаза, что они же сами друг друга побьют. В острог его посадят, например, он попросит водицы испить в ковшике: ему принесут ковшик, а он нырнет туда, да и поминай как звали. Цепи на него наденут, а он в ладошки затрепещется они с него так и попадают. Ну, и будет ходить этот Тришка по селам да по городам; и будет этот Тришка, лукавый человек, соблазнять народ хрестиянский ну, а сделать ему нельзя будет ничего Уж такой он будет удивительный, лукавый человек».
- Сравните фрагменты. Что отличает их друг от друга?
Прежде всего замечается объём высказываний: павлуша лаконичнее, его речь свободна от повторов. Которые у Ильюши идут не от неумения построить свою речь, а от желания утвердить слушателей в том, что он рассказывает. Это, так сказать, ораторский приём.
Затем обратим внимание на знаки: у Павлуши нет ни одного вопросительного предложения, ни одного восклицания. Но всё это есть в речи Ильюши: знаки, которые передают эмоциональный накал речи, налицо, вплоть до многоточий- они предполагают, что в это время его речь, очевидно, прерывалась многозначительной паузой.
С самого начала обсуждения выясняется, что одному смешон собственный страх, который уже давно остался в прошлом. Другой же в совершенном восторге от возможности испугать своих слушателей, да и сам не против того, чтобы ещё раз пережить страшное воспоминание.
Вывод: речь Павлуши лаконична, спокойна, стремительна, чуть иронична. Речь Ильюши эмоциональна, он не только повествует – он вновь и вновь переживает рассказанное, и это качество, конечно, вызывает сочувствие его слушателей.
Можно сначала сравнить структуру фраз, затем поработать со словариками слов каждого мальчика. Оба они говорят так, как принято в деревне: в их речи есть диалектные слова. Составив словарики, мы увидим отсутствие повторов в речи Павлуши и насыщенность ими речи Ильюши.
Мы можем убедиться в важности повторения, например, слова «удивительный» в рассказе Ильюши. Он же ещё дважды называет Тришку «лукавым человеком». В речи же Павлуши Тришка не удостоился никакого определения.
Показать важность повторов для речи ильюши можно даже при помощи одной фразы: «Сидни же у вас в деревне сидят, вот уж точно сидни!»
Пусть ученики подумают, какова суть этого повтора.
Домашнее задание.
Сделать речевую характеристику остальных мальчиков.