Урок внеклассного чтения Работа над проектом книги Г Мусрепова «Аклима» (5 — 8 класс)
Урок внеклассного чтения
Работа над проектом книги Г Мусрепова «Аклима»
Лыжина Л.А, учитель русского языка и литературы
КГУ «Средняя школа № 43 им. Г.Мусрепова» г. Петропавловска
Цели урока: обсуждение произведения Г.Мусрепова, создание аннотаций, стихов, иллюстраций по
рассказ, развитие творческих способностей учащихся.
1 Слово учителя. Постановка целей урока
Кто такой Г Мусрепов? Что вы о нём знаете? Какие его произведения читали? О каких только слышали?
Наша школа носит имя этого писателя, мы, конечно, говорили о нём, читали некоторые его книги, но мы решили выйти на улицу и спросить у жителей нашего города, что они знают о человеке, чьё имя носит улица города, школа, кому поставлен памятник.
51301653451860Видеосюжет «Интервью на улице Мусрепова: неизвестный писатель?»
1 В честь кого названа улица? Кому посвящён памятник? Чем прославился этот человек?
2 Какие его произведения вы знаете?
3 Кто такой Кайрош Сарталеев?
4 Из предложенных портретов какой, на ваш взгляд, относится к Г Мусрепову?
Выяснилось, что многие не знали о таком писателе, не читали его книг
Но мы выяснили, что книги Мусрепова изданы давно и напрашивается необходимость издания этих книг, создания буктрейлеров по его произведениям.
2 Демонстрация лучших буктрейлеров, созданных учащимися в рамках конкурса ко дню рождения писателя3 Основная тема рассказа «Аклима» - материнская любовь, поэтому музыкальным эпиграфом к нашему уроку будет песня о материнской любви (исполнение песни из к/ф «Ангел в тюбетейке»)
4 Работа над книгой
Учащиеся класса были разделены на группы, которым были даны предварительные задания
1 группа Придумать и изобразить проект обложки к книге
2 группа Работа над начальным форзацем книги. Подобрать слова из произведения, отражающие основную идею рассказа
35394905086353 группа Работа над заключительным форзацем. Подобрать слова из рассказа, которые могли бы стать выводом по произведению
4 Составить аннотацию к рассказу
Аннотации к книге Г.Мусрепова «Аклима»
Данил М.
В 1943 году был написан рассказ «Аклима». События происходили в годы Великой Отечественной войны.
Главные герои рассказа – Сапар и Аклима. Сапар пишет письмо своей матери, но получает его мать другого солдата – Аклима, потому что она живёт в бывшем доме его матери. У Аклимы тоже горе: у неё погиб сын Касым. Аклима и Сапар лишились самых близких людей. Смогут ли эти люди быть счастливы? Что сделает Аклима, чтобы поддержать чужого сына? Как одно письмо может изменить судьбу человека? На эти и другие вопросы ответит вам автор книги «Аклима».
Мария Б.
Этот рассказ повествует о том, что происходило в далёкие годы Великой Отечественной войны. Две соседки читают такое долгожданное письмо с фронта. Мать узнаёт о судьбе сына, но не своего, а чужого. Как поддержать человека, попавшего в тяжёлую ситуацию? Письмо помогает узнать о подвиге и трагедии солдата Сапара. Прочитав книгу, вы сможете узнать о трудном решении, которое принимает Аклима. Сможет ли она помочь сыну другой матери? Сумеет ли она подняться над своим горем?
Анастасия М.
Действие происходило в самый разгар Великой Отечественной войны в 1943 году. У главной героини Аклимы погиб сын Касым. Но женщина не пала духом, она своей добротой и благородством поддержала сына другой матери Сапара.
Этот рассказ учит добру, милосердию, говорит о том, что даже в годы тяжёлых испытаний люди способны поддержать друг друга, а настоящая мать способна полюбить чужого ребёнка как своего.
5 Предложить свой проект памятника главной героине рассказа АклимеКроме того, все ученики класса сделали иллюстрации к рассказу и стихи, посвящённые героям произведения. Эти работы были помещены в приложение книги.
После выступления групп с защитой своих проектов учащиеся прочитали свои стихи.
Материнская любовь
2630805394335Как зовут тебя, мама?
Нурия, Улбала, Светлана
Карлыгаш, Валя, Сабина,
Аклима, Бибинур, Людмила…
Много имён у матерей,
Которые ждут своих сыновей.
Как сынок, твоё имя?
Ильяс, Николай, Дима,
Касым, Сапар, Женя,
Алексей, Жанат, Сеня…
Много имён у сыновей,
Кто скучает по маме своей.
Вороном чёрным летит письмо,
Вести дурные в нём.
31013405966460Сыну ноги оторвало,
Когда на войне защищал он свой дом.
Выжил он, переболел,
Всё время думал о маме своей.
В письме рассказал о солдатской судьбе.
«Родная моя, как я соскучился по тебе!»
Но настоящая женщина – всегда МАТЬ!
Её никакими трудностями не испугать.
За слёзы и горе, Что смерть Касыма взяла,
3034030813435Судьба ей надежду и радость
Встречи с Сапаром дала.
Артём А. с мамой
Мать героя
Сын её храбрый встаёт под пули врага,
Ждёт его мама у очага.
Богата материнская душа,
Она готова защитить бойца.
Любовь матери очень сильна,
Не знает никаких границ она!
Ярослав В.
Мы ехали в танках
Через озёра и реки,
Угрюмо глядя на войско врага,
Но вмиг загорелся наш танк.
Тушили его как могли,
Но танк загорался всё больше и больше,
И делать не знали что мы.
Отправить хотел я письмо своей маме,
Но не успел.
Быстро наш танк наполнился дымом,
И вдруг потемнело в глазах.
Очнулся я только в больнице,
Вдруг больно мне стало в ногах.
Но раны мои – цена за победу,
За мирную жизнь на земле.
Роман М.
Взрыв потряс тишину,
В стране вздрогнули горы.
Под свинцовым дождём
Захлебнулись моторы.
Эхо долго в горах,
Обезумев, кричало.
И колонна огнём на огонь отвечало.
Бой жестокий и яростный длился недолго.
Враг ушёл в свои норы, забившись надолго.
«Всё, - сказал командир, встал с земли и открылся,
И осколок в горячее сердце вонзился.
Это смерть напоследок огрызнулась металлом.
И отца, сына, брата в этом мире не стало.
Он хотел много сделать и о многом мечтал.
Всё прервал в один миг проклятый металл.
Эльдар Э.
АклимаСильная женщина,
Добрая мать.
Лучше людей и не повстречать.
Любить всех детей
Как родных, как своих.
На свете людей нет лучше их.
Мамы всю жизнь посвятить готовы
Своим детям,
Мамы с самым добрым
Сердцем на свете.
Низкий поклон всем матерям!
Мы, ваши дети,
Кланяемся в ноги вам.
Султан И.
АклимаНа больших руках усталой матери
Умирал её последний сын.
Полевые ветры тихо гладили
Серебристый лён её седин.
Гимнастёрка с воротом распахнутым
Задубела пятнами на нём.
Из тяжёлых ран
В сырую пахоту
Опадала кровь его огнём
Я ль тебя, сыночек, не лелеяла?
Я ль тебя, родной, не берегла?
Ясны очи, кудри эти чёрные,
Силу богатырскую дала.
Думала, сойдутся наши тропочки,
Ты последней радостью мне был!
А теперь закрылись твои глазоньки,
Белый свет в ресницах стал не мил.
Увидав её слезинку грустную
Обступили мать среди полей
Девять бед, разбивших сердце доброе…
Стыли танки, громом раскурочены,
Заступали кони повода.
Встала Аклима на главной площади
И окаменела навсегда.
Мария С.
Рефлексия в конце урока
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…