Специфика этапов работы над художественным произведением


Требования к освоению дисциплины общепрофессионального цикла
(Выписка из ФГОС СПО по специальности 050146)
Общие компетенции:
ОК. 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК. 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК.3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
Профессиональные компетенции
ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
ПК 1.2. Проводить уроки.
ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.
ПК 1.4. Анализировать уроки.
ПК 1.5. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

Требования к знаниям и умениям студентов
(Выписка из рабочей программы)

В результате освоения дисциплины студенты должны иметь практический опыт:
определения цели и задач, планирования и проведения уроков по русскому языку и чтению в начальной школе;
наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждения отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
уметь:
находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам;
определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии санитарно-гигиеническими нормами;
использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся;
устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися;
проводить педагогический контроль на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения в начальной школе, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения;
интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся;
оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках обучения грамоте, русского языка и чтения, выставлять отметки;
осуществлять самоанализ и самоконтроль при проведении уроков обучения грамоте, русского языка и чтения;
анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения русскому языку и чтению, корректировать и совершенствовать их;
анализировать уроки обучения грамоте, русского языка и чтения для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам;
осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков обучения грамоте, русского языка и чтения;
знать:
требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования;
программы и учебно-методические комплекты для начальной школы;
воспитательные возможности урока в начальной школе;
методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по русскому языку и чтению;
требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников;
методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников (по русскому языку и чтению);
педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках;
логику анализа уроков;



Тема: Специфика этапов урока. Работа над произведением.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид: комбинированный.
Цель: формирование представлений об этапах работы над художественным текстом, их видах, их различиях; развитие умений анализировать, обобщать, самостоятельно добывать знания; взаимодействовать в группе, в паре.
Задачи:
Создать условия для положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого курса, темы для будущей профессиональной деятельности.
Познакомить с новыми понятиями: первичное восприятие текста, первичный синтез, вторичный синтез.
Способствовать развитию познавательного интереса и самостоятельности мышления (определять тему, формулировать собственные цели, решать проблему, отбирать информацию).
Побуждать к рефлексии, самооценке. Воспитывать культуру общения и поведения.
Планируемые результаты:ОК1-ОК5,ПК1.1-ПК1.4
Межпредметные связи: русский язык, педагогика, детская литература
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, АМО, эвристическая беседа, элементы проблемного обучения.
Время проведения урока: 1час 20 минут.
Средства обучения: слово учителя, презентация, учебники по методике русского языка: Львов М.Р., Сальникова Т.П., Антонова Е.С., учебно-методические пособия для начальной школы различных УМК и систем; раздаточный материал (карточки для групповой и парной работы, тестовые работы, хрестоматия по детской литературе, УМК для работы студентов, аудио запись

Ход урока

Этап урока
Деятельность преподавателя
Деятельность студента

Оргмомент. Мобилизующая часть урока

Проверка готовности к уроку.

Настраиваются на работу: «Мы серьезны и внимательны, мы любим учиться. Мы любим сами добывать новые знания и умения»

Актуализация опорных знаний и постановка проблемы

Проверочная тестовая работа до 12 минут.
Кто справился с работой? Как оценили себя?
Какие вопросы вызвали затруднения? Чего вы еще не знаете? (постановка проблемы)
Выполняют тестовую работу, с помощью слайдов презентации осуществляют самопроверку и самооценку.


Формулируют проблему.

Работа над новым материалом


Формулирование темы урока.

Целеполагание
Сформулируйте тему урока.
Определите границы своего незнания по теме.

Какие цели поставили?
«Специфика этапов работы».

Студенты записывают и озвучивают цель. Варианты: «Вспомню все, что знаю об уроке чтения»
«Научусь формулировать этапы современного урока литературного чтения».


Планирование деятельности обучающихся: Что узнаем в начале?
Учитель на доске фиксирует алгоритм урока (план):
Этапы работы над художественным текстом.
Первичный синтез:
-Подготовительная работа;
-Словарная работа;
-Первичное восприятие произведения;
-Проверка первичного восприятия текста;
Анализ художественного произведения.
Вторичный синтез.

Какие средства обучения вам помогут достичь цели?

Студенты выстраивают план урока.











Учебники, речь учителя, презентация, УМК, работа в группах, в паре

ФИЗПАУЗА
Проводится студентами по выбору: речевая гимнастика, пальчиковая гимнастика, физминутка для глаз, самомассаж

Работа над новым материалом


























Изучение нового материала (поиск решения проблемы)
Эвристическая беседа.
Как понимаете?
-Кто первым читает текст?
-Как организовать словарную работу?(1-2 класс-учитель сам выбирает, какие слова объяснять до, какие после чтения)
-Сколько по времени длится беседа по целевому вопросу?(не более 1-3 мин).
Как продуктивнее построить работу по анализу текста:
-когда учитель задает по всему тексту вопросы;
-текст читается по частям, производится анализ прочитанной части?
На каком этапе работы с художественным произведением используются данные приемы работы:
-выборочное чтение и перечитывание с обязательным заданием;
- беседа, словарная работа, словесное и графическое иллюстрирование, беседа по иллюстрации,составление плана произведения?(Слайд)
- При обобщении прочитанного какие вопросы необходимо поставить перед учащимися?
_-Определить главную мысль( несколько мыслей) произведения?
-Чему учит произведение?

Студенты высказывают свое мнение;
(если затрудняются, прибегают к помощи толкового словаря или других источников)

Студенты работают с УМК, учебниками

Фиксируют в тетради.

Физминутка
Проводит студент по собственному выбору

Первичное закрепление материала (работа в группах)
Студенты делятся на пять групп и получают комплект карточек. Задание:пользуясь средствами обучения (хрестоматия по детской литературе с.331, тест) провести работу над произведением Н.Носова «Огурцы».
-Как организуете первичное знакомство с текстом?
Самостоятельная работа.
Группа №1. Организуйте подготовительную работу перед прочтением произведения Н.Носова «Огурцы» (Учебник, с.131)
Группа №2. Организуйте словарную работу до прочтения произведения и после прочтения произведения Н.Носова «Огурцы».
Группа №3. Организуйте проверку первичного восприятия текста Н.Носова «Огурцы»
Группа №4. Анализ художественного произведения Н.Носова «Огурцы»
Группа №5.Организация работы с художественным произведением Н.Носова «Огурцы» на этапе вторичного синтеза.


Студенты изучают материал:
Группа №1. М.Львов, В.Г.Горецкий, О.Сосновская Глава 3, с.131
Группа №2. М.Львов, В.Г.Горецкий, О.Сосновская Глава 3,5, с.132, 151-152
Группа №3. М.Львов, В.Г.Горецкий, О.Сосновская Глава 5, с.149
Группа №4. М.Львов, В.Г.Горецкий, О.Сосновская Глава 5, с.150-151
Группа №5. М.Львов, В.Г.Горецкий, О.Сосновская Глава 5, с.153-154


Систематизация и обобщение материала
Озвучивание результатов групповой работы; оценить свою работу.
Студенты изучают материал:
Группа №1. Львов М.Р. Глава 7, стр. 181,
Группа №2. Методическое пособие. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 1, 2, 3 класс
Группа №3. Львов Глава 8, стр. 186

Итог урока




Рефлексия
Над какой темой работали? Какие цели ставили? Какие достигли? Остались ли «белые пятна» в ваших знаниях? Где вы будете использовать полученные знания?
Какие отметки каждый из вас сегодня получил? Ответ аргументируйте.

Контроль и учет знаний
Студенты оцениваются по нескольким показателям: результаты проверочной работы; активность на уроке (индивидуальные ответы), умение работать в группе.

Рекомендации по домашнему заданию
Выполнить творческое задание к произведению «Огурцы» с.154-157(по выбору).
Спасибо за работу. Урок окончен.




























1 (2)Рисунок 5Описание: F:\ТЕКУЧКА 2012-2013\ДК Целеполагание\1 (2).jpg15