ТЕМА: Преодоление блока этапов «вертикальный подъем»- «вертикальный спуск» и этапов «траверс», «крутонаклонная переправа» (вниз)


ТЕМА: Преодоление блока этапов «вертикальный подъем»- «вертикальный спуск» и этапов «траверс», «крутонаклонная переправа» (вниз)
Цель: подготовка юных туристов-спортсменов к соревнованиям по туризму.
Задачи: -отрабатывать с воспитанниками технику прохождения этапов.-обучать воспитанников техническим приемам прохождения туристских этапов;-воспитывать волю, смелость и решительность, способствовать развитию силы, быстроты реакции, выносливости, навыков здорового образа жизни, укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию. Оборудование: Страховочные обвязки, карабины, жумары, заранее подготовленные этапы: «Вертикальный подъем», «вертикальный спуск», «траверс», «крутонаклонная переправа».Ход занятияПедагог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас подготовка к районным соревнованиям по технике пешеходного туризма в закрытых помещениях. Наша цель – научиться быстро и правильно преодолевать полосу препятствий в виде нескольких этапов: «Вертикальный подъем», «вертикальный спуск», «траверс», «крутонаклонная переправа».
Но для начала подготовим наши мышцы к физическим нагрузкам.Комплекс физических упражнений:1.В одну шеренгу становись.2.На 1-2 рассчитайсь.3.Первые номера 2 шага вперед шагом марш.4.Упражнения для мышц шеи5.Исходное положение: руки на пояс. 6.поворот головы, влево.7.вправо.8.наклон головы, вперед.9.назад. 10. Исходное положение: руки на пояс.11.Круговые движения головы.12. 8- круговых движений влево.13. 8- круговых движений вправо. 14.Подготовка мышцы плечевого пояса15.Исходное положение: стойка ноги врозь.16. 4-4 круговых движений, в локтевых суставах во внутрь.17.4-4 то же наружи.18.Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс.19.1 – поворот влево.20.2 – Исходное положение21.3-4 – то же вправо22.Исходное положение: стойка ноги врозь, руки на пояс.23.1-наклон туловища в лево.24.2- Исходное положение25.3-4-тоже вправо.26.Подготовка мышцы туловища27.Исходное положение: широкая стойка.28.1 – наклон к левой ноге.29.2 – наклон по середине.30.3 – наклон к правой ноге.31.4 – Исходное положение32.Исходное положение: узкая стойка33.1-3 – пружинистых наклона.34.4 – задержать.35.Подготовка мышцы ног.36.Исходное положение: узкая стойка, руки на коленях.37.1-8 круговых движений в коленных суставах влево.38.2-8 – то же вправо. 39.Исходное положение: широкая стойка, руки на поясе40. присесть руки вперед41.встать руки на пояс42.встать стряхнуть ноги.43.Разминка закончена.Педагог: Ребята все взяли страховочные системы. Одевать ее мы будем на время (контрольное время 10 мин.)Работа с обвязкой страховочной верёвкой, пристёгивание страховочных карабинов.Педагог: Молодцы вы хорошо справились с этим заданием, обвязки на всех одеты и страховочная веревка завязана, карабины пристегнуты. Мы смело можем приступать к тренировочным занятиям.
Первый блок этапов «Вертикальный подъем-вертикальный спуск» (две веревки толщиной 10 мм прикреплены к опоре на высоте 4 м на расстоянии 30 см друг от друга, концы их свободны, касаются пола зала)Прохождение первой части этого блока этапов потребует от вас умение держать равновесие и правильно передвигаться по натянутой веревке, используя жумар (специальное устройство для подъема и фиксации на веревке), а также пантин (специальный ножной зажим для подъема)
Задача: встегнуть судейскую страховку, встегнуть жумар выше точки крепления страховочного уса (ус д.б. коротким!!!) к ИСС (индивидуальной страхочной системе),сразу максимально его вытянув наверх, встегнуть пантин и тоже максимально поднять его по веревке вверх. Держась за веревку и жумар, встать на пантин в полный рост. Протянуть жумар выше, затем пантин подтянуть ногой наверх. Двигаясь таким образом (жумар-пантин-жумар…) преодолеть условный отвесный обрыв высотой 4м. Дойдя до верхней точки, можно выстегнуть пантин.
Далее необходимо перестегнуться на 2 этап без потери самостраховки!
Для этого вы зависаете на верхней точке на жумаре (самостраховке) и судейской страховке.
Прохождение второй части этого блока этапов потребует от вас умение держать равновесие и правильно передвигаться по натянутой веревке, используя ФСУ (специальное фиксирующее спусковое устройство – у нас «8ки»).
Задача. Зафиксировать веревку через ФСУ, завести за спину контролирующую руку! Снять жумар с подъемной веревки. Выпуская основную спусковую веревку, преодолеть условный отвесный обрыв высотой 4м.
НА ВСЕХ СПУСКАХ ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕРЧАТОК!
Выстегнувшись с блока этапа, передать следующему участнику. Обратите внимание, на полу лежит яркая лента – это обозначение контрольного участка, за который заступать нельзя. Хочу напомнить, что во время соревнования за неправильное выполнение задания команда получает штрафные баллы. Поэтому старайтесь сразу выполнять все без ошибок. Педагог: Ребята вы все поняли? Готовы?Ответы ребят: Да!Вперед. Каждый участник команды по очереди отрабатывает движение по блоку этапов.Педагог: Молодцы. Не у всех все сразу получилось, но ваше упорство показало, что вы хотите и пройдете. И этот этап вам уже на соревнованиях не страшен. Его вы преодолели.
Третий этап «траверс»(веревка толщиной 10 мм натянута между 2 опорами, зафиксирована в отдельных местах для образования «окон» траверса). Длина дистанции 6 м)
Педагог: Ваша задача преодолеть траверс, но только правильно это сделать. Самомостраховка осуществляется с помощью уса самостраховки, который карабином пристегивается к страховочным перилам, один карабин – одно «окно». Движемся по нижней фиксированной жерди ногами, а руками держимся за страховочные перила, стараясь уже держать второй карабин наготове открытым, чтобы встегнуть его в следующее «окно». Данный этап, если окна жестко фиксированные, то может проходить вся команда подряд. Если же окна «плавающие», как у нас, проходят по одиночку.
Если на этапе еще проходит участник, а кто-то из вас встанет на веревку команда зарабатывает штрафные баллы, а если безштрафная система, попросят переделать этап второго участника. Т.е. будет потеряно время! Поэтому будьте очень внимательны!
Педагог: Ну, вот вы все прошли траверс и поняли, что это все не так просто и легко, как казалось в начале. Но вы молодцы справились с этим и по времени уложились.
Третий этап «крутонаклонная переправа вниз»
(закрепленная под углом 20 градусов, веревка 10мм, закрепленная на опорах вверху(высота 3,5м) и внизу(0,5м), длина этапа 10м)Педагог: встегиваем страховку, поднимаемся по лестнице на высоту 3,5 м, становимся на самостраховку страховочным усом в перила. Поворачиваемся спиной к стене, лицом к спуску, закидываем ногу на переправу. На этом этапе пристегиваем специальное устройство блок-ролик типа «гусь» на основную перильную веревку. Выстегиваем самостраховку. Спускаемся на блок-ролике. Спустившись, освобождаем судейскую страховку и основную веревку. Говорим команду следующему участнику: «Свободно!».
Еще можно использовать на переправе вместо блока-ролика обычный карабин, зафиксированный в страховочную систему в нижней части беседочного узла.
Подведение итогов занятия.Педагог: Мы здорово с вами провели сегодняшнее занятие. Вы хорошо отработали некоторые этапы пешеходного туризма. Устали? Но ничего скоро отдохнете. Но прежде чем мы закончим, наше занятие ответе мне на вопросы.Вопрос: Какие этапы мы сегодня с вами отработали?Ответы ребят: «вертикальный подъем», «вертикальный спуск», «траверс», «крутонаклонная переправа».Вопрос: Сколько участников могут одновременно находиться на этапе?Ответы ребят: Только один.
Вопрос: как необходимо встегивать жумар на вертикальном подъеме? Ответы ребят: выше точки крепления страховочного уса на страхочную систему.Вопрос: когда вы перестегиваетесь с вертикального подъема на спуск, какое устройство нельзя выстегивать?
Ответы ребят:  жумарВопрос: что используется для страховки при передвижении по окнам на траверсе?
Ответы ребят: страховочные карабины на коротком усе.
Вопрос: для преодоления переправы используется специальное устройство. Как оно называется?
Ответы ребят: блок-ролик.
Вопрос: А что еще можно использовать на переправе?
Ответы ребят: обычный карабин, зафиксированный в страховочную систему в нижней части беседочного узла.
Вопрос:  преодолев этап необходимо громко сообщить следующему участнику, что он может идти. Как?
Ответы ребят: закричать «Свободно!»
Педагог: Молодцы! Хорошо с вами все отработали и усвоили! На этом наше занятие окончено. На следующее занятие мы продолжим подготовку к соревнованиям