Урок по внеурочной деятельности на тему Танграм: древняя китайская головоломка 1-2 класс
ГБОУ СОШ № 10 г.о.КинельМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Танграм: древняя китайская головоломка.
\
ФИО: Моргунова Анастасия Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Программа: «Геометрия играючи»
УМК: «Школа России»
2016 г
Тема: Танграм: древняя китайская головоломка.
Класс: 2
Предмет: внеурочная деятельность «Геометрия играючи»
Цели:
Обучающие:
1. получить новые знания и информацию об игре «Танграм»;
2. учиться составлять из элементов заданную модель;
Развивающие:
1. развивать наглядное воображение, логического мышления и внимательности;
2. активизировать мыслительную деятельность школьников, наблюдательность;
Воспитательные:
1. воспитание настойчивости и терпения при выполнении заданий;
2. воспитывать познавательный интерес; самостоятельность;
3. воспитание личности с нестандартным мышлением.
Оборудование: конверты с набором «Танграм», шаблоны с изображениями животных.
Ход урока:
I. Организационный момент:
Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте с вами сделаем необычное приветствие “Салют, ладошки!”
Вы поочередно касаетесь одноименными пальцами рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорите:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)
II. Постановка темы и целей занятия:
Учитель: Сегодня у нас интересное и необычное занятие. А вот почему? Вы узнаете, посмотрев на доску. (На доске составлены фигур животных из набора «Танграм»). Скажите, кто изображен на доске?
Учащиеся: заяц, белка, лиса.
Учитель: А что необычного вы заметили?
Учащиеся: Они составлены из головоломки, пазлов.
Учитель: А знаете ли вы, как называется такая головоломка?
Учащиеся: (дают варианты ответов)
Учитель: Такая головоломка называется «Танграм» (запись на доске).
Танграм — древняя китайская игра-головоломка, возникшая ни много ни мало 4000 лет назад. Она состоит из семи танов, то есть плоских фигур, которых разделили на семь частей – две большие (1, 2), две маленькие (3, 4) и один средний треугольник (5), один квадрат (6) и один параллелограмм (7).
(рис.1)
Эти фигуры складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное).
Каждая фигура игры должна складываться из семи частей Танграма, и при этом они не должны перекрываться. Можно складывать по шаблонам, а для большей сложности можно самим придумывать фигурки.
III. Работа по теме.
Учитель: Давайте вместе со мной попробуем собрать фигурку зайчика.
1. Первую фигурку нашего зайца начнем составлять с головы — квадрата. К голове приложим ушки: треугольник среднего размера и параллелограмм. Туловище сделаем из 2 больших треугольников, а лапки из маленьких.
2. Наш зайчик чего-то испугался и поменял свою форму: прижал ушки, сложил лапки. Выложим из 2 больших треугольников туловище, соединив их в форме параллелограмма. К туловищу присоединим голову из квадрата, а к голове — уши из параллелограмма. Осталось сделать лапки из 2 маленьких и 1 среднего треугольника.
3. Заяц перестал бояться и решил выглянуть из-за куста: он навострил уши (параллелограмм и средний треугольник), а еще у него появился хвостик — маленький треугольник.
(рис.2)
IV. Физминутка:
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку)
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх.)
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди.)
А сынок — малютка просто. (Присесть.)
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи.)
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки.)
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками.)
Учитель: А теперь попробуем поработать в группах.
Класс делится на 5 групп по 5 человек. У каждой группы лежит конверт с разрезанными частями Танграма, шаблоны с изображением животных, альбомный лист и клей)
(рис.3)
Учитель: Сейчас каждая группа выберет животного, которого они будут составлять по шаблону. Затем вы приклеите его на лист бумаги, и повесите на доску. А потом мы все вместе будем угадывать, какого животного собрала каждая команда.
Учащиеся выполняют работу, после чего все отгадывают выбранного животного.
V. Работа по теме:
Учитель: А, знаете ли, ребята как появилась такая необычная головоломка? Существует несколько легенд возникновения Танграма.
По одной из них, более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости. Как вы думаете, почему?
Учащиеся дают свои варианты ответов.
VI. Итоги урока.
Что нового сегодня узнали на уроке?
Чему учились на уроке?
А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?
VII .Рефлексия.
Ребята оценивают свою работу и работу в группах с помощью Дерева успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.
Задание по желанию: Придумайте свою фигурку Танграма, дайте ей название, расположите на листе А4 и приклейте.
Приложение
(рис.1.)
(рис.2.)
(рис.3.)