Урок по литературному чтению для 2 класса Украинская народная сказка «Колосок»
Подробный конспект урока
Организационная информация
Тема Украинская народная сказка «Колосок»
Предмет Литературное чтение
Класс 2
Автор урока
Ковалева Любовь Николаевна учитель начальных классов
Образовательное учреждение МБОУ «Сухосолотинская основная общеобразовательная школа»
Республика/край, город/поселение Белгородская область Ивнянский район с. СухосолотиноМетодическая информация
Тип урока Творческий ролевой, игровой проект «Играем в издательство»
Цели урока 1. Формирование знаний о разных видах художественных произведений.
2. Развитие творческих способностей учащихся; культуры речи.
3. Формирование коммуникативной культуры (умение общаться и работать в группах).
4. Воспитывать самостоятельность, самодеятельность, вдумчивого читателя.
Задачи урока Содействие становлению и проявлению субъективности (индивидуальности) личности каждого учащегося.
Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребенка.
Знания,умения, навыки и качества, которые актуализи-руют/приобретут/за-крепят/др. ученики в ходе урока Умения слушать, вести спор, сотрудничество, самостоятельность, оценивать ход своей деятельности, общаться и работать в группе, воспитание вдумчивого читателя
Необходимое обо-рудование и матери- алы Текст произведения, разрезанный на фрагменты, иллюстрации к произведению, клей, ножницы, лист бумаги, комплект ролевых карт.
Предлагаемые роли:
1-я группа: Художники-оформители
Задание: выстроить по порядку имеющиеся иллюстрации к украинской народной сказке «Колосок», дополнить иллюстративный ряд.
2-я группа: Редакторы
Задание: восстановить «разрушенный» текст произведения, наклеить его в правильной последовательности на лист.
3-я группа: Критики-исследователи
Задание: определить, к какому виду относится данное произведение, выделить его особенности.
4-я группа: Рекламный отдел
Задание: создать рекламу произведения в любом виде (в данном случае инсценировка).
Подробный конспект урока
Мотивация учащихся Задание: Гусеница ходит из клеточки в клеточку по прямой. Свой путь она начинает с левой нижней клеточки. Прочитайте записи и назовите тему урока.
а и а рк а с о
рнно с зо л
к с я дя к к о
у к а на а л к
Ход и содержание урока Организационный момент
-Сядут тихо девочки
-Сядут тихо мальчики
-Подарите всем тепло своих улыбок.
Сообщение целей урока
Сегодня мы с вами «поиграем в издательство», побудем в роли художников-оформителей, редакторов, критиков-исследователей и создадим презентацию готового продукта.
После этого учитель знакомит с заданиями для каждой группы и предлагает установку на успех
Установка на успех
Критерии успеха: ваша группа успешно выполнит задание, если вы разработаете проект, с которым вы согласны, который полностью соответствует поставленной задаче, если ваше выступление будет ярким и полным.
2. Ожидаемое поведение: хочется видеть, как вы работаете совместно, помогая друг другу, ответственно исполняя порученные каждому роли. Если у вас возникнут проблемы, постарайтесь решить их у себя в группе.
Затем учащиеся начинают работать над созданием проекта.
Этапы работы над проектом
Этап 1
Разработка проектного задания.
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации.
Каждая группа обсуждает свое задание.
Этап 2
Разработка проекта
Задача этапа – сбор и уточнение информации.
Учащиеся самостоятельно работают с информацией: индивидуально, в парах и группах. При этом всегда нужно оставаться доброжелательным, говорить тихо, вести обсуждение спокойно, не повышая голоса.
Этап 3
Оценка результатов
Задача этапа – анализ выполнения проектных заданий.
Участники готовятся представить свой проект классу. Все ученики должны принять в презентации активное участие.
Этап 4
Защита проекта
Задача этапа – коллективная защита проекта: презентация продукта. Ученики выступают перед одноклассниками.
Учитель по мере необходимости осуществляет помощь любой группе.
Как только дети подготовят проект, они его защищают.
Рефлексия деятельности на уроке Продолжите предложения
Сегодня на уроке:
Я узнал …
Я научился…
Мне понравилось…
Я бы хотел…
Новые знания мне пригодятся…
Домашнее задание Собери пословицы
Что посеешь - - такова награда
Какова работа - - то и пожнешь
Мало хотеть - - не жди добра
Что испек - - надо уметь
Сделав худо - - то и кушай
- Как вы понимаете значение этих пословиц?
- Какие пословицы подходят к сказке «Колосок»?
В помощь учителю
Использование проектной деятельности
Ведущие принципы обучения в младших классах – органическоесочетание обучения и воспитания, развитие познавательных способностей, практическая направленность обучения.
Эти принципы легко реализовать, если использовать новые технологии.
Особенно меня заинтересовала проектная деятельность, так как она тесно связана с учебным процессом и ориентирована на развитие исследовательской, творческой деятельности детей, закрепление имеющихся знаний, умений и навыков.
Проектная деятельность личностно-ориентирована на каждого ученика. Она способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, креативность.
Я решила подробно познакомить учащихся с проектно-исследовательской деятельностью. Выяснили, что проект – это замысел, план, а метод – система приемов и способов решения поставленных задач.
Метод проектов позволяет учащимся развивать познавательную активность, творческое мышление, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.
Главным отличием метода проекта является то, что в результате совместной групповой деятельности учащиеся не только получают новые знания, но и создают учебный продукт, материальный результат совместного труда.
Воспитательное значение метода проектов велико, т.к. стимулирует детскую самостоятельность, самодеятельность и творчество.
В процессе отработки организационных основ метода проектов были сформулированы правила «Пяти П».
Проект – это пять «П»:
-проблема
-проектирование
-поиск информации
-продукт
-презентация.
Чаще всего я использую ролевые (игровые) проекты. В них структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Ученики принимают на себя определенные роли. Обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. В ходе ролевого проекта сюжеты осложняются ситуациями, которые придумывают сами участники. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Творческая составляющая здесь очень велика, а доминирующим видом деятельности является игровая.
Приложение
Карточка № 1
Собери пословицы
Что посеешь - - такова награда
Какова работа - - то и пожнешь
Мало хотеть - - не жди добра
Что испек - - надо уметь
Сделав худо - - то и кушай
- Как вы понимаете значение этих пословиц?
- Какие пословицы подходят к сказке «Колосок»?
Предлагаемые роли
1-я группа: Художники-оформители
Задание: выстроить по порядку имеющиеся иллюстрации к украинской народной сказке «Колосок», дополнить иллюстративный ряд.
2-я группа: Редакторы
Задание: восстановить «разрушенный» текст произведения, наклеить его в правильной последовательности на лист.
3-я группа: Критики-исследователи
Задание: определить, к какому виду относится данное произведение, выделить его особенности.
4-я группа: Рекламный отдел
Задание: создать рекламу произведения в любом виде (в данном случае инсценировка).