Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
города Агрыз Агрызского муниципального района
Республики Татарстан
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:
Мой дом, моя семья. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Воспитатель
высшей квалификационной
категории Костенкова Л.И.
2015г
МОЙ ДОМ, МОЯ СЕМЬЯ. РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА«ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА И ВОЛК»
Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие »,«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Цели: дать детям знания о жизни и быте древних славян, их душевных качествах, представление о родственных отношениях; вызвать интерес, чувство гордости и уважения к предкам; развивать уважительное, заботливое отношение к своим близким; познакомить с терминами родства: прабабушка, прадедушка; учить понимать образное содержание произведения, главную мысль русской народной сказки; совершенствовать умение связно передавать содержание произведения. Воспитывать любовь к сказкам.
Целевые ориентиры дошкольного образования: составляет рассказ по предложенной теме, используя в речи сложные предложения разных видов; имеет представление о составе своей семьи, родственных отношениях и взаимосвязях; умеет выполнять движения пальчиковой гимнастики по словесной инструкции; умеет пересказывать сказку, оценивать поступки и характер героев сказки.
Материалы и оборудование: сундучок, сборник «Русские народные сказки», родословные воспитанников (схематические изображения); фотографии членов семьи.
Предварительная работа: Чтение детям любимых сказок, рассматривание фотографий членов семьи.
Словарная работа: славяне, простофиля.
Содержаниеорганизованной деятельности детей
1. Введение игрового момента.
– Кто-то стучит в нашу дверь. Отгадайте загадку и вы узнаете, кто это:
Мальчик луковичка я!
Интересна жизнь моя.
Стрелы я пущу из лука,
Их возьму у папы-лука.
(Чиполлино.)
Воспитатель показывает игрушку Чиполлино.
– Чипполино просит нас рассказать о том, с кем вы живете и как вы любите свою семью.
2. Беседа на тему «Мой дом, моя семья».
– Давно-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. А были одни только поля да густые темные леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Люди в этих деревнях были трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу, из меха и кожи зверей делали себе на зиму теплую одежду, много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках и озерах.
Славяне были дружелюбными и гостеприимными. Они хорошо и ласково обращались со своими друзьями, бедными людьми, странниками. Когда к ним в гости заходил какой-нибудь бедный человек, его приветливо встречали и угощали. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе (так тогда назывались дома) отдельно от других таких же семей. Когда у отца вырастали сыновья, они женились, у них появлялись свои дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали (относились с глубоким уважением), советовались с ним. Дети не только играли и веселились, у них было много дел по дому: навести порядок, с младшими сестренками и братьями поиграть, в саду, огороде родителям помочь. Вот так жили наши предки.
У кого из вас есть мама, папа, бабушка и дедушка, брат или сестренка? Это ваша семья. Вы тоже дружно живете в своей семье? Расскажите, как вы заботитесь о своих близких, как помогаете им. Бывает ведь, что надо помочь сделать что-нибудь: отыскать потерянные бабушкой очки, принести из кухни посуду, убрать игрушки. Таких маленьких обычных дел случается очень и очень много, но в каждом из них, словно огонек, светит ваша доброта. Расскажите о том, как вы помогаете дома, заботитесь о близких. Объясните, как вы понимаете пословицы разных народов о доме, близких людях: Ответы детей, материнское сердце лучше солнца греет; при солнышке тепло, при матери добро; отца не хлеб кормит, а доброе слово детей; для внука дедушка – ум, для дедушки внук – дело; золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют. Выполните задания.
Задание 1. попроси маму, бабушку о чем-либо, скажи это так, чтобы им захотелось выполнить твою просьбу; у брата беда – сломался грузовик – утешь его.
Задание 2. Папа задержался в командировке, мама расстроена, утешь ее.
Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Раз, два, три, четыре!
Кто живет в моей квартире? Хлопки на счет.
Раз, два, три, четыре, пять –
Всех могу пересчитать! Хлопки на счет.
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я. Поочередное поглаживание пальчиков.
Вот и вся моя семья! – Расскажите о правилах культуры отношений с близкими людьми. (Надо быть приветливыми, доброжелательными, проявлять к ним внимание и заботу, делать это сердечно, от души, любезно, не хмурясь.)
3. Русская народная сказка о животных «Лисичка-сестричка и Волк».
– Послушайте русскую народную сказку о животных «Лисичка-сестричка и Волк».
– Понравилась вам сказка?
– Кто главные герои сказки?
– Какова Лиса? Как об этом сказано в тексте?
– Кого она перехитрила?
– Докажите, что она умная, хитрая.
– А каков Волк? (Глупый, доверчивый, простофиля.)
– Найдите, как об этом сказано в сказке.
– Волк и Лиса – это главные герои сказки или второстепенные? А о людях что вы скажете?
4. Итог занятия.
– Назовите главных героев сказки.
– О чем хотел рассказать автор? Чему учит эта сказка?
– Чиполлино благодарит вас за работу.