Доклад на тему Работа с родителями в направлении духовно — нравственного развития личности.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №27
Тема доклада:
Работа с родителями в направлении духовно – нравственного развития личности.
Подготовила:
Классный руководитель 7 «А»:
Куслина Елена Викторовна
г. Хабаровск
2015г.
Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том,
как жить, делая как можно меньше зла
и как можно больше добра.
Л.Н. Толстой
Работа с родителями в направлении духовно – нравственного развития личности.
Важнейшим принципом современного воспитания является воспитание личности в национальных, культурных и духовных традициях для успешной жизни в высокотехнологичном мире.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Общество нуждается в подготовке образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
К ним относятся:
1.Любовь и уважение родителям, старшему поколению.
2.Патриотизм. Любовь к Родине
3.Свобода воли
4.Совесть
5.Милосердие, сострадание и т.д.
Одна из главных задач школы - сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
Воспитание учащихся в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Семья играет важную роль в формировании личности ребёнка, его духовно – нравственном развитии. Школа, на мой взгляд, направляет и развивает то, что уже было заложено в семье.
К сожалению, сейчас очень сложным становится построение воспитательной системы школы в тесном сотрудничестве с родителями.
Современные родители все чаще перекладывают свои воспитательные функции на школу, соответственно предъявляя свои требования, не понимая и не признавая своих обязанностей, которые возлагаются на них с момента появления ребенка в семье.
Основная задача воспитания ложится на плечи классного руководителя еще более тяжким грузом, нежели ранее.
Поэтому необходимо активизировать привлечение родительской общественности к решению проблем школы.
Взаимодействие семьи и школы должно привести к эффективности не только образовательного процесса, но духовно – нравственного развития ребёнка.
Существуют разные формы работы с родителями в направлении духовно-нравственного воспитания личности ребёнка:
1)Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье
2)Ведение социального паспорта класса
3)Родительские собрания на духовно-нравственные темы
4) Тематические классные часы, посвящённые истории семьи:
«Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи»,
«История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи»;
5)Совместное участие вместе с детьми в выставках и конкурсах
6)Индивидуальные беседы на темы нравственности:
“Человек и его предназначение”, “Вечные истины”,
“В силах ли я искоренить зло в самом себе?”, “Сострадание – основа всех нравственных побуждений человека”.
7)Обмен родительским опытом в классе «А как у вас? Учимся вместе»
8)Проведение совместных с детьми праздников, посвящённых Дню матери, Дню защитника Отечества, 8-му Марта и другим традиционным мероприятиям школы;
9)Совместные походы, экскурсии
10)Работа с родительским комитетом
Самой распространенной формой работы с родителями является родительское собрание.

Например, проведение собрания, на котором выступают сами родители.
Темы выступлений разные:
- «Семья и школа»
- «Семейные традиции»;
- «Возрастные особенности подросткового возраста»;
- «Компьютер – друг или враг моему ребёнку?»;
- «Здоровый образ жизни»;
- «Творческая мастерская семьи».
А также проведение экспресс – опросов для родителей:
– Какими принципами вы руководствуетесь при распределении обязанностей в семье?
– Как учитываются возрастные особенности ребенка?
– Какие постоянные, временные поручения имеет ваш ребенок?
– Как вы активизируете ребенка в определении рациональных приемов труда?
- Какие традиции существуют в вашей семье?
Совместная деятельность детей, родителей и педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл, а также в том случае, когда осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов их деятельности.
Задачи классного руководителя:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Проводя мониторинг взаимоотношений в семье, пришла к выводу: не везде всё благополучно. Хотя в некоторых семьях родители принимают самое активное участие в воспитании ребёнка: посещают родительские собрания, приходят в школу на беседу к классному руководителю и учителям – предметникам. В семье присутствуют давно укоренившиеся традиции.
Таким образом, взаимодействие семьи и школы в направлении духовно – нравственного развития - важнейшее условие успеха в воспитании подрастающего поколения, но оно возможно в том случае, когда учителя и родители становятся единомышленниками, способными вовремя заметить и устранить причины тревожного поведения ребенка, найти эффективные средства включения его в личностно и общественно значимую деятельность, обеспечивающую развитие внутренних сил и нравственное становление растущего человека.