Информационно-познавательный для детей младшего дошкольного возраста: «Наши друзья – пернатые»
Информационно-познавательный
для детей младшего дошкольного возраста:
«Наши друзья – пернатые»
Аннотация проекта
По методу - информационно-познавательный
По количеству участников - групповой
По продолжительности - краткосрочный
Участники проекта:
- воспитанники средней группы (4-5 лет)
- родители воспитанников
- педагоги группы – Чигирина Н.А.
Место проведения:
ГБОУ Школа №1373 ОДО №1 Отделение дошкольного образования №1
Актуальность проекта
Я думаю, что в настоящее время эта тема будет интересна младшим дошкольникам. Современные дети имеют недостаточные представления о птицах вообще и перелетных птицах, в частности. Нет знаний об особенностях их внешнего вида, условиях обитания, повадках. Дети затрудняются в составлении связного высказывания об объекте, так как не имеют достаточных знаний и словарного запаса. Познавательный проект «Перелетные птицы» позволит детям обогатить знания и представления о перелетных птицах и их детёнышах, их особенностях жизни.
Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к ней, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Деятельность в рамках данного проекта будет способствовать не только познавательному развитию детей, но и их нравственному воспитанию.
Цель проекта
Формировать у детей представление об особенностях жизни перелётных птиц, развивать познавательный интерес к родной природе.
Задачи
расширить и закрепить представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта; закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелётных птиц;
расширить знания о сезонных изменениях в живой и неживой природе;
воспитывать интерес к живой природе и бережное отношение к птицам;
способствовать познавательному развитию ребёнка; формированию нравственных качеств, расширению кругозора
Ожидаемый результат
Повышение уровня знаний по охране окружающей среды;
Формирование мотивации на охрану и бережное отношение к живой природе;
Повышение компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников;
Развитие сплочённости коллектива.
Критерии оценки эффективности проекта
-участие в проекте детей группы
-участие в проекте семей воспитанников
- выполнение всех задач проекта
Этапы работы над проектом:
Этапы
работы Содержание
Деятельность педагога Деятельность детей
1 этап
Целеполагание
(подготовительный)
Формулировка проблемы - опрос родителей по данному вопросу с целью развития интереса к проблеме
- создание определенной атмосферы в группе, обогащение предметно-развивающей среды
- рассказы, беседы с детьми о перелетных птицах
- определение цели и задач проекта
- ознакомление родителей с планом работы по проекту
- наблюдение за птицами
- рассматривание картин, иллюстраций, пособий, книг по теме «Друзья наши - пернатые»
- осознание и принятие детьми проблемы
- приобретение необходимой информации в группе и дома
- участие в обсуждении
- принятие задач проекта темы
2 этап
Проектировочный - планирование воспитательно-образовательной работы с детьми по образовательным областям
- планирование работы с родителями
3 этап
Работа
над проектом
(практический)
«Познание», «Коммуникация»:
- рассказы, беседы
«Почему перелётные птицы осенью покидают нас, а весной возвращаются?», «Весеннее пробуждение природы», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Берегите птиц»;
- рассматривание иллюстраций с изображением перелетных птиц;
- составление рассказа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;
- досуг «Друзья наши – пернатые!»
«Здоровье», «Физическая культура»
- пальчиковая гимнастика «Птички в гнезде», «Ласточка», «Десять птичек – стайка»
- динамическая пауза
«Ласточки летели», «Аист, аист длинногий», «Скворечник»
- утренняя гимнастика «Вот и птицы прилетели»
- подвижные игры «Кошка и воробьи», «Скворцы», «Поймай птичку!», «Совушка», «Гуси»
«Художественное творчество»
- аппликация «Лебеди на озере», «Домик для скворца», «Журавли летят»
- рисование «Скворушка», «Птичка перелетная»
- лепка «Вестники весны»
- конструирование «Грачи прилетели»
«Социализация»
- сюжетно-ролевые игры «Птичий двор»
-дидактические игры «Кто где зимует?», «Кто лишний?», «Расскажи о птице», «Улетает -не улетает», «Узнай птицу по описанию»;
- игры со строительным материалом «Строим дом для птички»
- обыгрывание на прогулке ситуации «Помогаем пернатым друзьям»
«Чтение художественной литературы»
- чтение рассказов, статей из журналов, газет
Чтение сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая шейка»; В. М. Гаршина «Лягушка - путешественница»; Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок», В. Бианки «Кто чем поет», «Хитрый лис и умная уточка», Чтение стихотворения Е. Благининой «Улетают, улетели…», Александрова А. «Скворцы», В. Берестов «Птицы», А. Барто «Журавли», Г. Ладонщиков «Скворцы», Куприн А. И. «Скворцы», «Песня скворца», Соколов-Микитов И. С. «Жаворонок», Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка»
Чтение и заучивание стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…»
-знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами;
-загадывание загадок о перелётных птицах.
- организация выставки книг, журналов о перелетных птицах
Взаимодействие с семьей
- помощь родителям в определении источников информации
- знакомство родителей с ходом работы над проектом
- оформление стендовой информации «Как заучивать стихотворение», «Как помочь ребенку найти информацию?»
- консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей младшего возраста»;
- помощь в оформлении индивидуальных проектов
- домашний просмотр мультфильмов: «Весенняя сказка», «Гадкий утёнок»
- поиск необходимой информации дома (поход в библиотеку, чтение книг, журналов о перелетных птицах, рассматривание иллюстраций)
- создание совместно с родителями индивидуальных проектов по выбранной теме
- обсуждение полученной информации со сверстниками и воспитателями группы
- подбор песен, лексического материала (стихи, загадки)
-прослушивание ауди-записи «Звуки птиц в природе»
4 этап
Презентация проекта
(заключительный)
Представление результатов
- открытый показ для воспитанников других групп ОДО «Друзья наши – пернатые!»
- показ родителям презентации проектной деятельности - выступления детей по теме проекта
5 этап
Аналитический - анализ выполнения проекта
Приложение № 1
Физкультминутки
Ласточки летели (бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями)
Все люди глядели.
Ласточки садились (приседают, сложив руки за спиной)
Все люди дивились
Сели, посидели (делают ритмичны наклоны)
Взвились, полетели (бегут по кругу, взмахивая руками)
Песенки запели.
Аист, аист, длинноногий,Покажи домой дорогу.Аист отвечает:–Топай правою ногой,Топай левою ногой.Снова — правою ногой,Снова — левою ногой,После — правою ногой,После — левою ногой,Вот тогда придешь домой.
Распилю пилой дощечки –вжик, -вжик, -вжик, -вжик. (Дети имитируют движения распиливания дощечки). Сколочу из них скворечник -тук, -тук, -тук, -тук. (Дети имитирую движения заколачивания гвоздей). Прилетайте птицы в гости –к нам, -к нам, -к нам, -к нам. (Выполняют движения махи руками к себе). Мы скворечники повесим -тут и там, -тут и там. (Наклоны с вытянутыми руками вверх, в стороны, вниз).
Приложение № 2
Загадки
Не ворона, не синица -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу "ку-ку".
(Кукушка)
Угадайте, что за птичка-Тёмненькая невеличка?Беленькая с живота,Хвост раздвинут в два конца.
(Ласточка)
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …
(Грач)
На шесте - дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его…
(Скворец)
Крепкий деревянный домС круглым маленьким окном.Он стоит на длинной ножке,Чтобы не залезли кошки.
(Скворечник)
Спрятавшись среди ветвей,Поёт славно…
(Соловей)
Колыбель для деточек Из травы и веточек.
(Гнездо)
Приложение № 3
Дидактические игры
«Кто где зимует?»
Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение летнего дерева.
«Кто лишний»
Воспитатель показывает картинку с изображением птиц, дети должны сказать кто лишний и почему.
«Назови ласково»
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Птенец — птенчик,перо — перышко,голова — головка, головушка,соловей — соловушка,шея — шейка,жаворонок — жаворонушек,крыло — крылышко,скворец — скворушка,гусь — гусенок,утка — уточка,лебедь — лебедушка,гнездо — гнездышко,журавль — журавушка, трясогузка — трясогузонька,аист — аистенок,цапля — цапелька.
«Назови детеныша»Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Грач — грачонокстриж — стриженок кукушка — кукушонок скворец — скворчонок гусь — гусенок
аист — аистенок
журавль — журавленок
лебедь — лебеденок
утка — утенок
«Один — много»
Образование множественного числа.
Грач — грачиптица — птицы стриж — стрижи аист — аистыжаворонок — жаворонки скворец — скворцы журавль — журавлигусь — гуси утка — утки ласточка — ласточки соловей — соловьи лебедь — лебеди кукушка — кукушки.
Игра «Кто как говорит»
Воробей — чирикаетКукушка — кукуетВорона — каркаетКурица — кудахчетУтка — крякаетСоловей — поетСорока — трещит
«Улетает — не улетает»
Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребенок отвечает — улетает она на зиму или нет.
«Узнай птицу по описанию»
Воспитатель описывает птицу, а ребёнок отвечает – какая это птица.