Программа коррекции ситуативной тревожности у младших школьников
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 24
Копейского городского округа.
Номинация:
коррекционные и развивающие программы
Автор-составитель:
Жидкова Татьяна Сергеевна
Проект программы для коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
Программа реализована в 2013-2014 учебном году
Копейск, 2015
1. Введение.
1.1. Актуальность.
На сегодняшний день проблема тревожности занимает особое место в современном образовательном процессе. В связи с этим главной задачей современной системы образования является оптимизация учебно-воспитательного процесса, осуществляемая за счет увеличения объема содержания изучаемого материала, разработки и применения новых методов обучения, поиска и создания необходимых условий для полноценного развития учащихся.
Наряду с этим одной из задач современной школы и общества в целом является сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся. Необходимость решения этой проблемы возрастает особенно сегодня, когда стремительно растет количество детей, переживающих эмоциональное неблагополучие, связанное со школой. Это приводит к соматическому ослаблению школьников и развитию неврозов.
Поэтому проблема высокой ситуативной тревожности, как показателя эмоционального неблагополучия учащихся, накладывающего отпечаток не только на состояние их психического и физического здоровья, но и на успешность учебной деятельности, является весьма актуальной.
1.2. Цели и задачи программы.
Цель программы: оптимизировать уровень ситуативной тревожности младших школьников.
Общие задачи программы:
1.Обучить младших школьников приемам саморегуляции.
2.Сформировать навыки, способствующие позитивному выходу из ситуации возникновения тревожного состояния.
3.Скорректировать негативные личностные особенности, способствующие повышению ситуативной тревожности.
Работа по преодолению тревожности ведется по трем направлениям:
1.Обучить школьника приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью.
2.Расширить функциональные и операциональные возможности школьника, сформировать у него необходимые навыки, умения, знания и т.п., ведущие к повышению результативности деятельности, созданию «запаса прочности».
3.«Перестроить» особенности личности школьника, прежде всего, его самооценку и мотивацию. Одновременно необходимо проводить работу с семьей школьника и его учителями с тем, чтобы они могли выполнять свою часть коррекции.
1.3. Теоретическое обоснование.
Проведение данной программы проходило в рамках реализации модели психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
Цель коррекции – снизить высокий уровень ситуативной тревожности младших школьников
Диагностический блок
Цель – выявить фактор риска (тревожность) по методикам:
- методика диагностики школьной тревожности (Филлипс);
- проективная методика «несуществующее животное»;
- проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан)
Установочный блок
Цель – побудить желание взаимодействовать, повысить уверенность в себе
Коррекционный блок
Цель – реализовать программу психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников, включающую в себя: 1) обучение приёмам саморегуляции; 2) психологические упражнения
Оценочный блок
Цель – измерить уровень ситуативной тревожности младших школьников
Результат – оптимальный уровень ситуативной тревожности
Рис. 1. Модель психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников.
2.Организационно-методические требования к проведению занятий.
2.1. Описание категории учащихся, для которых предназначена программа.
Реализация программы предполагает цикл групповых занятий с детьми младшего школьного возраста. Коррекционная группа с высоким уровнем тревожности.
2.2. Условия формирования группы, её численность.
Коррекционная группа с высоким уровнем тревожности. – 12 человек.
2.3.Сроки и временной режим занятий.
Приводимая коррекционно-развивающая программа состоит из 10 занятий. Каждое занятие представлено следующей структурой: разминка, основная часть, рефлексия. Занятия проводятся 2–3 раза в неделю, проходят в тренинговой форме. Продолжительность занятий 45–50 минут, в зависимости от сложности предлагаемых упражнений.
2.4. Количество занятий - 10
2.5. Требования к созданию материально-предметной среды.
Отдельное помещение, канцелярские принадлежности, АРМ, Ковровое покрытие пола или гимнастические коврики.
2.6. Программное содержание занятий для разных возрастных групп (при необходимости). нет
2.7. Методы и приёмы, используемые на занятиях.
Рисование, дыхательные упражнения, обучение релаксации.
2.8. Примерные конспекты занятий:
1 занятие
Цель: знакомство с группой, с правилами работы группы, обеспечение сотрудничества детей.
Разминка
Игра «Здравствуй, я рад познакомиться».
Для создания заинтересованности детей в тренинговых занятиях, была проведена вводная лекция, на которой дети были ознакомлены с целью данных занятий, какие знания и навыки они могут получить в процессе тренинга. Затем детям предлагалось выполнить первое упражнение, в ходе которого каждый должен был выбрать и подписать на карточке визитки свое имя.
Затем предлагалось сказать фразу: «Здравствуйте, я рад с вами познакомиться» и несколько слов о себе.
Основная часть
Упражнение «Соглашения». Инструкция: В ваших классах проводилось тестирование. По его итогам мы выяснили, что вам часто мешает повышенная тревожность, когда вы волнуетесь, переживаете из-за того, что еще не случилось и т.д. здесь мы с вами собрались для того, чтобы научиться справляться с этими неприятными чувствами. Но в процессе нашей работы могут возникать такие ситуации, о которых вы бы не хотели, чтобы знали другие люди. Ведь каждому из нас неприятно, когда о нем сплетничают. Для того чтобы этого не было, я предлагаю написать соглашения (или правила) нашей группы. И первым правилом пусть будет «Не разглашать тайны». Оно означает, что вы можете рассказывать своим друзьям и родителям что вы сами делали на этом занятии, но не можете говорить о том, что делал или говорил другой человек. (на доску крепится лист на нем записывается правило). А какие еще должны быть правила в группе, чтобы вам было удобно в ней работать? Составляется свод правил, затем все участники ставят под ними свои подписи в знак того, что будет их соблюдать
Заключительная часть
Предлагается ритуал окончания занятий: участники встают в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу.
С помощью этого ритуала мы будем напоминать друг другу, что мы единая группа, у нас есть свои правила, которые мы выполняем, что мы очень дружны, любим друг друга. От этого упражнения у нас всех должно повыситься настроение.
2 занятие
Цель: знакомство с группой, представление собственного страха.
Стимульный материал: альбомные листы, цветные карандаши, ластик, простой карандаш, магнитофон.
Разминка
Упражнение «Снежный ком». Инструкция: Для того чтобы нам с вами познакомиться и запомнить имена друг друга, давайте с вами сделаем снежный ком. Для этого каждый сейчас должен придумать себе прилагательное, которое начинается с той же буквы что и его имя. Потом я начну первая: скажу свое имя и прилагательное к нему. Второй человек, сидящий от меня справа, должен сначала повторить мое высказывание, а затем сказать свое. Дальше каждый последующий должен сначала повторить все предыдущие высказывания, начиная с моего, а затем назвать свое. Так количество высказываний будет постепенно увеличиваться, образуя снежный ком». Затем если группа большая можно предложить учащимся на небольших листочках (заготовленных заранее) написать свои имена и прикрепить их к груди на английские булавки. В конце занятия их можно собрать в отдельную коробку, чтобы на следующем занятии снова ими воспользоваться.
Основная часть
Рисование на тему: «Чего я боюсь?»
Детям выдается лист бумаги, цветные карандаши и предлагается нарисовать то, что вызывает у него напряжение, волнение и пр.
Заключительная часть
Упражнение "Воздушный шарик"
Цель: снять напряжение, успокоить детей.
Все участники стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу"
Упражнение можно повторить 3 раза.
3 занятие
Цель: Научить выражать страдание и печаль.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас занятие номер три. Давайте с вами немножко отдохнем, разомнемся.
Разминка
Упражнение «Приветствие».
Мы с вами уже не раз убеждались в силе волшебных слов», которые оказывают влияние на наше настроение, восприятие человека и самочувствие. Одним из таких «волшебных слов» является приветствие. Говоря встретившему нас человеку слово «здравствуйте» мы тем самым желаем ему здоровья и нам отвечают, как правило, взаимностью. Обмен приветствиями – это обмен человеческим теплом. Встречая человека, мы, прежде всего, встречаемся с ним взглядом и выражаем в той или иной форме, что мы рады существованию этого человека, рады, что он есть среди нас. Конечно, так происходит, и мы об этом уже не раз говорили, если мы искренне в выражении своих чувств, если мы искренне в своем поведении…
А теперь давайте все вместе подумаем, какие приветствия мы знаем. Давайте попробуем разные формы приветствий и определим наиболее эффективные для вас».
Основная часть
Этюд «Очень худой ребенок». Педагог объясняет детям: ребенок плохо ест, он стал очень худым и слабым, даже муравей может его повалить с ног.
Послушайте:
Это кто там печально идет
И печальную песню поет?
Муравей пробежал, повалил его с ног.
Митя из дому шел, до калитки дошел,
Но дальше идти он не смог!
Он каши, он каши, он каши не ел,
Худел, худел, болел, болел!
И вот он лежит одинок. Муравей повалил его с ног!
Заключительная часть
Игра «На кого похож». Педагог вызывает одного ребенка. Они вместе загадывают одного ребенка из группы. Остальные дети должны отгадать, кого они загадали, при этом задавать вопросы.
На какую птицу похож?
На какое насекомое?
На какое дерево?
На какой цветок?
На какую ягоду?
На какой гриб?
На какой предмет?
4 занятие
Цель: пробудить активность у ребенка, научить брать ответственность на себя.
Разминка
«В нашей повседневной жизни мы пользуемся различными словами и выражениями порой сами не замечая того, что доставили человеку одним словом много приятного или наоборот, испортили на весть день настроение. Все мы знаем, что с помощью приятных слов или комплиментов можно расположить человека к себе или добиться того, что этот человек сделает что-то такое для нас, чего ранее, например, он делать не хотел.
Был проведен эксперимент со студентами и преподавателями в одном из институтов. Те студенты, которые использовали в своей речи слова типа «спасибо», «пожалуйста», «будьте любезны» и т.п. получили оценки «отлично», потому что у преподавателей повышалось от этих слов настроение. Они начинали относиться к этим студентам более доброжелательно.
А те студенты, которые говорили скупо, сухим языком, получали, как правило, «тройки» и «четверки». Ведь не зря в одном известном мультфильме есть песенка «от улыбки станет всем светлей», и от приятного вежливого слова, как показал это эксперимент, тоже становится светлее на душе у человека, повышается настроение и хочется сделать тоже что-то приятное человеку, сделавшему комплимент. Потому давайте сейчас все вместе вспомним, какие вежливые слова и комплименты вы знаете. А теперь по кругу попробуем сказать друг другу эти слова, но не просто так, а чтобы у этого человека стало приятно на душе. А тот человек, кто получает комплимент, должен почувствовать, как у него повысилось настроение, как ему было приятно получить комплименты. Нужно прочувствовать силу плохих слов. А затем мы поделимся нашими переживаниями».
Основная часть
«И так, все мы знаем теперь, как приятно говорить и получать комплименты, и какие чувства мы при этом испытываем, как при этом у нас повышается настроение. Но в жизни ведь бывают разные случаи, и мы порой бываем настолько непохожими сами на себя, что порой не знаем себя. В одних ситуациях я делаю всем комплимент, улыбаюсь, смеюсь, я как солнышко. А в других, когда у меня плохое настроение, я злюсь, могу нагрубить, накричать, обидеть человека, и в этих случаях я похож на сверкающую молнию с громом. Давайте сейчас с вами разделим лист на 2 части и представим 2 ситуации.
I ситуация: представим, что сегодня у нас День рождения, пришли все мои друзья и подарили мне кучу подарков. У меня отличное настроение, мне очень весело.
II ситуация: Я всю неделю готовился к контрольной. Кажется, что я все выучил, прочитал всевозможные книжки. Но настал день контрольной, и я, увы, написал ее на плохую отметку. Я не знаю, что помешало мне. У меня очень плохое настроение.
А теперь давайте попробуем нарисовать эти разные настроения, разные части своего «Я», т.е. нужно нарисовать себя символически, когда у меня хорошее настроение и когда плохое настроение. А затем каждый из нас по очереди покажет свой рисунок группе, расскажет, что на нем изображено, какие чувства он изобразил, что он переживает в этих ситуациях. А теперь давайте сравним эти рисунки.
В первой ситуации мы в большинстве использовали яркие, светлые, приятные тона. Мы изобразили хорошее настроение. И нам самим в таких ситуациях кажется, что мир вокруг нас яркий, красочный, что жизнь прекрасна. Мы испытываем массу положительных эмоций, мы готовы и с другими поделиться своей радостью.
А во второй ситуации темные, черные тона. У нас плохое настроение. МЫ не довольны своей жизнью; мы не довольны собой. У нас даже может быть плохое самочувствие от этого.
Но теперь мы с вами знаем, как можно повысить настроение с помощью добрых, ласковых слов».
Заключительная часть
В конце занятия был использован ритуал окончания занятия.
В процессе выполнения упражнения использовались сильные стороны ребенка: активность и готовность брать ответственность на себя.
5 занятие
Цель: научить справляться с собственной тревожностью
Стимульный материал: рамочки
Разминка
Игра «Угадай-ка». Инструкция: сейчас мы с вами выберем одного ведущего. Он отворачивается. Вы встаете в круг, и передаете друг другу за спиной игрушку. Ведущий поворачивается и должен угадать у кого она. По лицу и позе.
Основная часть
Игра «Тревожность». Инструкция: ребята познакомьтесь – это тревожность. Возможно, вы уже узнали ее, ведь именно она мешает вам стоять в школе возле доски, разговаривать с учителем, когда учитель смотрит в журнал кого спросить. Когда еще? Подскажите. И вот мы с ней встретились лицом к лицу. Часто ей удавалось вас победить, но сегодня мы попробуем одержать над ней победу! Вас ждет очень необычное и интересное задание, а Тревожность ни за что не допустит этого, она будет мешать вам изо всех сил. Есть только один способ ее обезоружить: построить высокую и широкую стену из кирпича, чтобы она полностью закрыла Тревожность от нас, а нас то нее.
Вы можете победить Тревожность! Спрячьте ее за кирпичной стеной. Тогда она не помешает вам выполнить самое главное задание.
Главное задание: если вы победили Тревожность, выберите любую рамку и нарисуйте в ней рисунок. ВПЕРЕД! Всего лишь победить.
Заключительная часть
Упражнение «Кулачки». Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!
Это и каждое упражнение повторяется 3 раза.
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, с напряжением
Пальчики прижаты.
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Легко приподнять и уронить расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают наши пальчики.
6 занятие
Цель: научить расслабляться детей, представление собственного страха.
Стимульный материал: листы, гуашь, кисточки.
Здравствуйте! Ну что ребята вы сегодня сильно устали? А что нужно сделать чтобы отдохнуть? Нужно размяться.
Разминка
Поиграем в игру «Узнай по голосу». Инструкция: сейчас мы встанем в круг. Выберем ведущего. Ведущий встанет в круг, закроет глаза. А ваша задача ребята по одному называть тихонько слова. Ведущий должен отгадать, кто его окликнул.
Основная часть
Теперь давайте выполним следующее упражнение, которое называется «Кляксы». Инструкция: ребята вам нужно поставить кляксы, используя гуашь, тушь, и направить на бумагу. Дать возможность растечься. Увидев образ, дорисовать его элементы, придумать ему название. Упражнение занимает около 20–25 минут.
Заключительная часть.
Упражнение «Олени». Представим себе, что мы – олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох – выдох.
Посмотрите: мы – олени,
Рвется ветер нам навстречу!
Ветер стих,
Расправим плечи,
Руки снова на колени.
А теперь немножко лени…
Руки не напряжены
И расслаблены.
Знайте, девочки и мальчики,
Отдыхают ваши пальчики!
Дышится легко, ровно, глубок.
Игра занимает около 15 минут.
Данное занятие направленно на релаксацию детей после тяжелого дня.
7 занятие
Цель: способствовать развитию общительности и активности.
Разминка
Игра «Значимые люди»
«Всех нас окружают люди, мы живем среди людей, общаемся с ними, иногда ссоримся. Но каждый человек представляет для нас разную ценность, одни – для нас дороже, другие – менее дороги. Также и общение с разными людьми оказывает на нас различное влияние. Общение с педагогом дает нам какие-то знания, мы учимся чему-то, общение с родителями оказывает еще большую роль. Они говорят нам, что любят нас, и это придает нам уверенности в себе, в своих силах, мы знаем, что мы не одиноки. Общение со сверстниками, друзьями может быть отвлекает нас от проблем. Так вот, давайте сейчас поговорим с вами о значимых для нас людях. Каждый участник по кругу расскажет о трех самых значимых для него людях. Это могут быть не обязательно те, с кем вы постоянно общаетесь в настоящее время, но непременно те, кто значит для вас больше, чем все остальные, кто для вас дороже всех.
Основная часть
Игра «Я не такой, как все, и все мы разные»
«Ребята сегодня мы с вами будем рисовать радость. В начале наших занятий мы рисовали наше «хорошее» и «плохое» настроение, а теперь в течение 5 минут каждый нарисует, что такое радость». рисунок может быть каким угодно, т.е. можно рисовать все, что угодно. Итак, нарисуйте «радость»».
Посмотрите, пожалуйста, несколько минут на ваши рисунки, сравните их и вы увидите, что все они разные. Каждый из вас по-разному понимает и представляет понятие «радость» и вообще все люди по-разному понимают одни и те же вещи и потому каждый человек – особенный, неповторимый, потому каждый человек незаменим, и это важно, чтобы все мы, каждый человек ощущал свою ценность. Вы согласны?
Заключительная часть
Игра «Список чувств»
«В жизни мы все испытываем разные чувства – положительные, отрицательные. Мы убедились в том на примере с хорошим и плохим настроением». Затем предлагалось каждому участнику вспомнить те чувства, которые он когда-нибудь испытывал, и записать в своих тетрадях. Затем каждый назвал самые отрицательные и самые положительные чувства из своего списка. Всем участникам предлагалось вспомнить ситуации, в которых появились данные чувства.
Прощальный ритуал «Хоровод». Дети встают в круг, каждый из них благодарит друг друга (например, Оля – спасибо тебе за то, что ты такая добрая).
8 занятие
Цель: борьба с собственной тревожностью, способствовать активности и общительности.
Игра: «Части моего «Я»
«Ребята сегодня мы с вами будем рисовать радость. В начале наших занятий мы рисовали наше «хорошее» и «плохое» настроение, а теперь в течение 5 минут каждый нарисует, что такое радость». рисунок может быть каким угодно, т.е. можно рисовать все, что угодно. Итак, нарисуйте «радость»». Дети рисовали больше 5 минут. Посмотрите, пожалуйста, несколько минут на ваши рисунки, сравните их и вы увидите, что все они разные. Каждый из вас по-разному понимает и представляет понятие «радость» и вообще все люди по-разному понимают одни и те же вещи и потому каждый человек – особенный, неповторимый, потому каждый человек незаменим, и это важно, чтобы все мы, каждый человек ощущал свою ценность. Вы согласны.
Основная часть
«Ребята ответьте, пожалуйста, на вопрос «Почему я заслуживаю уважения?» – но, необычным образом. Нарисуйте солнце, а в центре солнечного круга напишите свое имя. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь вспомнить как можно больше достоинств, чтобы было как можно больше лучей».
Заключительная часть:
Рисунок «Страна X»
Детям дается большой ватман. И дети должны нарисовать свою страну, дать ей название. Каждый ребенок рисует, что захочет.
Прощальный ритуал «Хоровод».
Занятие способствовало развитию активности, общительности, готовности брать ответственность на себя, находчивости в нестандартных ситуациях.
9 занятие
Цель: научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать.
Стимульный материал: альбомные листы, цветные карандаши.
Стимульный материал: рамочки, цветные карандаши.
Разминка
Игра «Баба Яга»
Дети сидят спокойно на стульях в кругу лицом друг к другу. Педагог просит показать: какие, бывают выражения лица, позы, жесты у взрослых, когда они сердятся. Эта игра помогает детям немножко представить себя в роли родителей.
Основная часть
Бедняжка Тревожность! Никак ни может заплести себе хвостики! Помогите ей, и смело приступайте к главному заданию. Благодарная Тревожность мешать вам не будет.
Главное задание: ребята давайте создадим выставку картин. Нарисуйте в каждой рамке по рисунку и придумайте к нему название.
Заключительная часть
Упражнение «Загораем».
Представьте себе, что ноги загорают на солнышке. Поднимаем ноги, держим… Ноги напряглись. Здесь можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы. Напряженные ноги стали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим.… Держим … Напрягаем.
Загораем! Опускаем.
Ноги не напряжены, а расслаблены.
Прощальный ритуал «Хоровод».
10 занятие
Цель: Расслабить детей. Борьба с тревожностью.
Сегодня у нас с вами последнее занятие. Вам нравятся наши занятия? И так ребята немножко отдохнем.
Разминка
Упражнение «Приятное воспоминание».
Инструкция: Ребята представьте себе ситуацию, в которой вы испытывайте полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представьте эту ситуацию.
Основная часть
Игра: «Тревожность»
Ребята давайте вспомним про Тревожность тяжело ей живется. Ни чего не может сделать до конца: ни дом достроить, ни цветы посадить. Зато тебе это под силу! Помоги бедняжке!
Послушайте внимательно задание: представьте, что вам надо оставить Тревожности прощальную открытку! Что там будет нарисовано, написано решайте сами.
Заключительная часть
Порисовали, пофантазировали, а теперь расслабимся.
Упражнение «Волшебный сон»
Дети находятся в полном покое. Педагог читает установку: сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается игра «Волшебный сон». Вы не заснете по-настоящему, будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока не «проснетесь». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза». Внимание: наступает «Волшебный сон».
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем,
Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Наши руки отдыхают…
Ноги тоже отдыхают
Отдыхают, засыпают
Шея не напряжена
И расслаблена она…
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесное расслабляется.
Дышится легко… ровно… глубоко…
Длинная пауза,
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпаем.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать.
Стихотворение читается медленно, тихим голосом с длительными паузами. Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку.
Беседа с участниками тренингов: «сегодня наше последнее занятие, поэтому я прошу всех рассказать о том, что ему дала работа в группе, что нового вы узнали о себе, о других, чему научились». Каждый участник поделился своим мнением.
3. Методы оценивания эффективности программы.
3.1. Методы, используемые для оценивания в начале и после завершения применения программы.
Методы исследования:
теоретические – изучение проблемы в психолого-педагогической литературе, изучение школьной документации, обобщение, схематизация, моделирование;
эмпирические – формирующий эксперимент, тестирование по методикам:
- методика диагностики школьной тревожности (Филлипс);
- проективная методика «Несуществующее животное»;
- проективная методика для диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан);
статистические – критерий φ* или угловое преобразование Фишера.
По результатам проведенной диагностики была сформирована коррекционная группа с высоким уровнем тревожности – 12 человек. С ними проводились занятия по разработанной коррекционно-развивающей программе (10 занятий), после была проведена повторная диагностика с целью отслеживания результативности воздействий психолого-педагогической коррекции. В коррекционную группу были отобраны дети, имеющие высокие показатели тревожности по методике Филлипса как минимум по 3 факторам (рис.6).
Рис. 6 Распределение результатов диагностики по методике Филлипса в коррекционной группе на контрольном этапе.
Мы можем наблюдать, что до проведения коррекционных занятий высокий уровень тревожности по фактору «общая тревожность в школе» имели 58,38% респондентов; после проведения занятий этот показатель сократился до 0%; средний уровень с 33,63% до коррекции повысился до 66,72% после коррекции; низкий уровень с 8,34% до коррекции повысился до 33,63% после.
Чтобы ответить на вопрос: эффективна ли разработанная нами программа для снижения общей школьной тревожности, воспользуемся критерием φ* – угловое преобразование Фишера.
H0: уровень общей тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий не больше, чем после проведения коррекции.
H1: уровень общей тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий больше, чем после проведения коррекции.
Таблица
Расчет углового преобразования
Группы «Есть эффект»: задача решена «Нет эффекта»: задача не решена Суммы
Количество испытуемых Количество испытуемых 1 группа 1 (83 %) 11 (91,7 %) 12 (100%)
2 группа 6 (50 %) 6 (50 %) 12 (100%)
∞
Рис. 7 Ось значимости.
Полученное эмпирическое значение φ*эмп=2.418 находится в зоне значимости. Н0 отвергается.
Таким образом, программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для снижения уровня общей школьной тревожности.
Определим эффективность коррекционной программы для снижения страхов в отношениях с учителями.
Таблица
Расчет углового преобразования
Группы «Есть эффект»: задача решена «Нет эффекта»: задача не решена Суммы
Количество испытуемых Количество испытуемых 1 группа 1 (83 %) 11 (91,7 %) 12 (100%)
2 группа 11 (91.7%) 1 (8.3%) 12 (100%)
∞
Рис. 8 Ось значимости.
Полученное эмпирическое значение φ*эмп = 4.833 находится в зоне значимости. Н0 отвергается.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод: программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для снижения страхов в отношениях с учителями.Обратимся к результатам, полученным нами по проективной методике диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) (рис. 9).
Рис. 9 Распределение результатов диагностики школьной тревожности по проективной методике А. М. Прихожан в коррекционной группе на контрольном этапе.
Мы можем наблюдать, что до проведения коррекционных занятий количество респондентов с высоким и оптимальным уровнем тревожности выражается в равной степени – 50%; после проведения коррекционных занятий количество респондентов с нормальным(оптимальным) уровнем тревожности увеличилось – 91, 66%, а высокий уровень тревожности составил лишь 8, 34 %.
Чтобы ответить на вопрос: эффективна ли разработанная нами программа для снижения тревожности в школе, воспользуемся критерием φ* – угловое преобразование Фишера.
H0: Уровень школьной тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий не больше, чем после проведения коррекции.
H1: Уровень школьной тревожности в экспериментальной группе до коррекционных мероприятий больше, чем после проведения коррекции.
Таблица
Расчет углового преобразования
Группы «Есть эффект»: задача решена «Нет эффекта»: задача не решена Суммы
Количество испытуемых Количество испытуемых 1 группа 6 (50 %) 6 (50 %) 12 (100%)
2 группа 1 (8,34 %) 11 (91,66 %) 12 (100%)
∞
Рис. 10 Ось значимости.
Полученное эмпирическое значение φ* (φ*эмп=2.418) находится в зоне значимости. Н0 отвергается.
Вывод: программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для снижения уровня школьной тревожности.
Таким образом, разработанная нами программа психолого-педагогической коррекции ситуативной тревожности младших школьников эффективна для: снижения общей тревожности в школе, страха ситуации проверки знаний, страхов в отношениях с учителями в ситуациях школьного обучения.
4. Тематическое планирование.
№ п/пЦель, задачи Общее
количество
часов
Занятие №1 Знакомство с группой, с правилами работы группы, обеспечение сотрудничества детей. 1
Занятие №2 Знакомство с группой, представление собственного страха. 1
Занятие №3 Научить выражать страдание и печаль. 1
Занятие №3 Пробудить активность у ребенка, научить брать ответственность на себя. 1
Занятие №5 Научить справляться с собственной тревожностью. 1
Занятие №6 Научить расслабляться детей и представлять собственный страх. 1
Занятие №7 Способствовать развитию общительности и активности. 1
Занятие №8 Помочь в преодолении тревожности, способствовать активности и общительности. 1
Занятие №9 Научиться понимать свои эмоции и адекватно их выражать. 1
Занятие №10 Обучение приемам саморегуляции1
5. Литература.
1. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студентов 3-5-х курсов педагогических вузов [Электронный ресурс]. URL: http://psihu.net/library/file1008 (дата обращения: 02:12:2013).
2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты [Электронный ресурс]. URL: http://www.koob.ru/venger_a_l/psih_ris_testi (дата обращения: 25:11:2011).
3. Головей Л.А. , Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. Санкт-Петербург. Речь, 2010г. 694 c.
4. Прихожан A. M. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): дис. докт. псих. наук. [Электронный ресурс]. URL: http://www.childpsy.ru/upload/dissertations/%CF%F0%E8%F5%EE%E6%E0%ED_%C0_%CC_1_1995.htm (дата обращения: 23:01:2013).
5. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии [Электронный ресурс]. URL: http://depositfiles.com/files/ucgo8q55w (дата обращения: 03:01:2013).