Логопедическое занятие с группой 2 класса Стойкие нарушения чтения и письма, обусловленные ЗПР, ОНР. Тема: «Разделительный мягкий знак».

ГОУ «Азаровский детский дом – школа»
Логопедическое занятие с группой 2 класса Стойкие нарушения чтения и письма, обусловленные ЗПР, ОНР.










Тема: «Разделительный мягкий знак».












Учитель логопед: Курских Н.В.
Цели: 1.Закрепить представление о том, что Ь знак является показателем мягкости согласного.
2. На основе практических упражнений закрепить правило написания разделительного Ь в словах.
3. Развитие слухового внимания.
4.Развитие четкости артикуляции и выразительного чтения.
5.Совершенствование координации движений и развитие интегрирования обоих полушарий мозга.

Ход занятия:
1.Сядет тот, кто правильно заменит в конце слова твердый согласный на мягкий: стал, брат, ел, лез, любит, мел, угол, вес.
Что общего во всех словах? (Мягкий согласный на конце слова.)
Что надо писать во всех получившихся словах?
Что обозначает здесь Ь знак?
2. На доске написаны слова: Какая буква потерялась? (Разделительный Ь)
Деревя
листя
скамя
колося
братя
«Слова собрал я здесь не зря: деревья, листья и скамья,
Колосья, братья и семья --
Что в них за правило, друзья?
Вывод: В этих словах надо писать разделительный Ь знак.
3. Сообщение темы занятия.
4.Давайте вспомним, перед какими буквами пишется разделительный Ь знак?
А для этого прочитаем стихотворение.
Карточка. Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в словах стою, друзья.
Здесь моя семья, жильё
Перед Я, Ю, И, Е,Ё.
Перед какими же буквами пишется разделительный Ь знак? Назовите в этом стихотворении слова с разделительным Ь знаком? Перед какими буквами он стоит? Давайте еще раз выразительно прочитаем это стихотворение. (Отработка четкости артикуляции).
5. На доске: Чтение слогов хором и по цепочке.
ля-лья пя-пья ня-нья
лю-лью пю-пью ню-нью
ли-льи пи-пьи ни-ньи
ле-лье пе-пье не-нье
лё-льё пё-пьё нё-ньё

вью, вья, вье, вьи, вьё Произнесите эти сочетания без Ь знака.
бью, бья, бье, бьи, бьё,
чью, чья, чье, чьи, чьё
6.Запись этих слогов в тетради под диктовку. Слоги диктуются с Ь и без.
Проверка записи. (Дети читают по цепочке.)
7.Физминутка. «Перекрестные шаги».
Встаньте прямо, голова по средней линии тела.
Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги, которое двигается навстречу. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. (Упражнение делается медленно, 4-8 повторов. Улучшает учебные навыки чтения, письма, усвоения информации., интегрирует работу обоих полушарий мозга, развивает координацию движений.)
8. Поднимите руку, если в слове нужно писать разделительный Ь знак.
Логопед диктует слова: хлопья, пламя, лисьи, варенье, прополю, полью, наварю, волчьи, соловей, соловьи, колосья, заячьи.
9.Под диктовку записать слова во множественном числе: перо, крыло, дерево, платье, муравей, воробей, пальто. (При проверке обращаем внимание, что слово пальто не изменяется.) Подчеркните Ь одной чертой, а букву, перед которой он стоит, двумя.
10.Послушайте предложения и запишите только слова с разделительным Ь.
Татьяна гладит бельё.
Илья пьёт сок.
Целый день льёт дождь.
За ручьём вьются вьюны.
11.Стихотворение на карточках.
Деревья, сучья и ручьи,
Чьи, перья, крылья, воробьи,
Семья и братья, и жильё,
Скамья и листья, и бельё,
Колосья, вьюга и копьё
В таких словах стою, друзья,
Я перед Е, Ё, И, Ю, Я.
( Сначала читает логопед. Затем отрабатывается выразительное чтение.)
12. Итог занятия.
Вывод: Ь смягчает согласный и разделяет его с Е, Ё, Ю, Я.
Уходит тот, кто отгадает 2 слова, и скажет мне их на ухо.
На доске: ло, со, вьи; нье, че, пе.





15