Система работы учителя с детьми. испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета Математика
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Проектная работа
Тема: Система работы учителя с детьми, испытывающими стойкие
затруднения в процессе изучения предмета «Математика»
Выполнили:
Черемухина И. В., учитель математики ГБОУ «Нижнекамская школа-интернат для детей с ОВЗ»;
Хайруллина Р.Ш., учитель математики МБОУ «СОШ №173», г. Казань;
Панкрушина Н.М., учитель математики МБОУ «СОШ №2», г. Лениногорск;
Блохина Е.Н., учитель математики, МБОУ «Чепчуговская СОШ Высокогорского района РТ»
Научный руководитель
Ахметшина Гульсия Хабриевнаг. Казань - 2016г.
Содержание
Введение………….…………………………………………………...стр.3
1.1 Цель проекта……………….……………………………………..стр.5
1.2 Задачи проекта……….…………………………………… ……..стр.5
1.3 Целевая группа проекта………………………………………….стр.5
1.4 Сроки реализации проекта..……………………………………. .стр.5
1.5 Место реализации проекта……………………………………….стр.5
1.6 Этапы реализации проекта:………………………………………стр.5
1.7 Проектные продукты:…………………………………………….стр.6
Ожидаемые результаты реализации проекта:………………..…стр.6
2. Типы неуспевающих школьников и пути подхода к ним
2.1 Причины затруднения обучения математики……………………стр.7
2.2 Типология отстающих в учении школьников…………………...стр.8
2.3 Индивидуальный подход к неуспевающим ученикам….……….стр.9
2.4. Заключение………………………………………………………..стр.12
2.5 Литература и ресурсы……………………………………………. стр.13
3. Проектные продукты
Приложение. Сборник заданий по теме «Линейные уравнения» для подготовки к ОГЭ ……………………………………………………….стр.14
Введение
Глaвная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.
Школа должна дать ребенку необходимый уровень знаний и умений, позволяющих идти по дороге жизни, не боясь ставить и решать важные профессиональные и жизненные задачи.
Однако в настоящее время существуют противоречия между потребностью общества в глубоко образованных людях и низким уровнем качества знаний у учащихся, вызванное затруднениями в изучении математики.
Целью работы учителей является установление причин неуспеваемости. Затем, учитывая способности и возможности каждого ребенка, давать ему посильные задания, предъявлять соответствующие его знаниям и возможностям требования.
Задача любого педагога заключается в том, чтобы научить ребят выполнять базовые задания, вселив тем самым в них уверенность в свои силы и подняв самооценку.
Во время учебного процесса должно уделяться внимание как сильным, так и слабым ученикам. В развивающейся школе показатель качества должен включать: уровень знаний, уровень развития, уровень воспитанности. Постоянно меняется и школьная программа, и формы аттестации. Наряду с итоговой аттестацией в 9-х и 11-х классах появилась промежуточная аттестация во всех классах. Анализ результатов данных аттестаций по математике показали, что большая часть учащихся обладает низким и средним уровнем математической подготовки. Непрочность базовых знаний – серьезный недостаток современной школьной подготовки.
В рамках реализации ФГОС коренным образом меняется структура организации и проведения урока. Поэтому следует искать такие пути повышения его эффективности, которые бы давали как возможность усвоения учебного материала всеми учащимся на базовом уроке, так и возможность творческого развития личности. Необходимо разработать такую систему работы учителя с детьми, испытывающими стойкие затруднения в процессе изучения предмета «Математика», чтобы каждый ученик почувствовал себя успешным, мог реализовывать свои способности.
1.1 Цель проекта:
Разработать комплекс заданий для ликвидации пробелов в знаниях при подготовке к ОГЭ по теме «Линейные уравнения».
1.2 Задачи проекта:
Изучить научно - методическую, психолого - педагогическую, специальную литературу по теме проекта;
Изучить особенности работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения математики.
Внедрить в свою работу разработанный комплекс заданий по повышению качества знаний отстающих в обучении учащихся.
1.3 Целевая группа проекта:
Учащиеся 9 классов
1.4 Срок реализации проекта: 2016-2018 годы
1.5 Место реализации проекта:
ГБОУ «Нижнекамская школа-интернат для детей с ОВЗ», МБОУ «СОШ №173», г. Казань, МБОУ «СОШ №2», г. Лениногорск, МБОУ «Чепчуговская СОШ Высокогорского района РТ»
1.6 Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный
2. Этап реализации
3. Выводы
1.7 Проектные продукты:
Создание банка тренировочных упражнений, позволяющих ликвидировать пробелы в выполнении программных требований по теме «Линейные уравнения» при подготовке к ОГЭ.
1.8 Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Повышение интереса, самостоятельности и активности на уроках математики.
2. Повышение качества знаний обучающихся по теме «Линейные уравнения».
3.Успешная сдача выпускниками ОГЭ.
4. Оказание методической помощи учителям.
Типы неуспевающих школьников и пути подхода к ним
2.1 Причины затруднения обучения математики
В качестве основной причины затруднения обучения и школьной неуспеваемости являются недостатки личностного развития ребенка. Однако неправильно винить в этом только самого ученика. Это может быть в результате неблагоприятной наследственности, родовой травмы, отрицательного примера родителей .Существенную роль играют и некоторые факторы учебного процесса, не зависящие от ребенка. К таким факторам относятся: перегрузка школьных программ, пассивные методы обучения, система принуждения в школе, организация, формы и методы самого процесса обучения; недостатки в деятельности учителей.
Недостаточную эффективность методики обучения объясняют отсутствием «врожденных» способностей ученика. Чем более совершенна методика, тем лучше результат обучения.
Недостатки в работе учителя зачастую связаны с отсутствием специальных знаний, необходимых при работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, недостаточной реализации индивидуального подхода к учащимся.
Причины затруднения в процессе обучения могут быть самые различные: и болезнь ученика , и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков (как по уважительной причине – болезни, отъезд на соревнования, так и без уважительных причин); невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке.
2.2 Типология отстающих в учении школьников
Условно учащихся, испытывающих затруднения в изучении математики, разделим на три группы по классификации, предложенной Н.И.Мурачковским :
низкое качество мыслительной деятельности и положительное отношение к учебе (хочет, но не может);
высокое качество мыслительной деятельности и отрицательное отношение к учебе (может, но не хочет);
низкое качество мыслительной деятельности и отрицательно отношение к учебе (не может, не хочет).
К первой группе относятся дети с ОВЗ. Они испытывают затруднения при усвоении учебного материала, используя главным образом репродуктивный подход к решению мыслительных задач. Учащиеся, имеющие различные проблемы со здоровьем, испытывают и различные затруднения при изучении тех или иных тем. Так, например, дети с нарушением слуха имеют плохо развитое логическое мышление (не могут анализировать и переносить имеющиеся знания на новый тип заданий, работают по образцу), маленький словарный запас и узкий кругозор (плохо понимают содержание текстовых задач и следовательно не могут их решить), кратковременную память (что вызывает затруднения при подготовке к итоговой аттестации, так как необходимо периодически возвращаться к пройденным темам). Однако, при грамотно построенной коррекционной работе, удается ликвидировать пробелы в знаниях.
Ко второй группе можно отнести не заинтересованных, педагогически запущенных учеников. Эти ученики обычно имеют хорошую подготовку и желание учиться. Однако на них отрицательно влияет то, что они привыкли заниматься только тем, что им нравится. Вместо систематических занятий учебной работой они занимаются только тем, что вызывает интерес, не обращая внимания на остальные предметы. Такие школьники часто теряют позицию ученика, грубо нарушают дисциплину в школе и имеют плохую репутацию вне школы.
Для школьников третьей группы характерна низкая обучаемость. Отчетливо проявляется узость мышления. Не достигая успеха в учении, эти школьники не проявляют и склонности к труду, профессиональные навыки не развиты.
В третью группу входят дети из неблагополучных семей, плохо подготовленные к школе, со сформированными негативными качествами личности, с вредными привычками. Для получения положительного результата необходима совместная работа учителя предметника, классного руководителя, социального педагога.
2.3 Индивидуальный подход к неуспевающим ученикам
Для повышения качества знаний отстающих нужно разнообразить виды работы, направляя их на индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса. Использовать в работе современные технологии обучения. Воспитывать активную жизненную позицию. Предлагать посильные задания для самостоятельного выполнения. Учитывать особенности нервной системы, наличие имеющихся знаний и скорость мыслительной деятельности, темп усвоения материала. Вовлекать слабоуспевающих в обсуждение при выполнении заданий.
Учитель должен знать психическое развитие ребенка, особенности его восприятия, внимания памяти. Стараться понять каждого ученика. Создавать на уроке благоприятную атмосферу. Проявлять разумную требовательность, терпение, веру в возможности ребят. Использовать наглядный материал (схемы, таблицы рисунки, образцы с пошаговым выполнением заданий), опережающее обучение. Различные формы групповой работы.
С каждым типом учащихся можно построить коррекционную работу, которая поможет успешно подготовиться к итоговой аттестации.
В первой группе необходимо уделять внимание развитию мыслительной деятельности. Сложные задания нужно учить разбивать на более мелкие этапы. Отрабатывать базовые знания и учить строить логические цепочки при решении объемных заданий, содержащих несколько правил. Ученикам с неустойчивым вниманием необходимо больше времени на обдумывание ответа на вопрос или выполнения задания. Поэтому не следует отвлекать их, переключать внимании, ставить в ситуацию неожиданного вопроса. Эффективно использовать дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, пригласить 3-4 человека к доске, дать им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1 учащимся, затем разбирается решение, идет обработка новых понятий.
С учениками второй группы вести воспитательную работу, привлекать к участию во внеклассной работе и внеурочной деятельности. Самое важное в работе с такими учащимися – это заинтересованность. Если удастся заинтересовать ребенка каким-либо видом работы (занимательные задачи, олимпиадные задания, исследовательские проекты и т.д.), то и проблем на уроках станет меньше. Работа над проектами рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися. При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках и ответить на вопрос, который мы так часто слышим: «Зачем мы это изучаем?» Ответом на него может послужить работа над проектом.
Самая трудная работа предстоит в третьей группе. Им предстоит преодолеть отрицательные наклонности, развивать мыслительную и познавательную активность, формировать правильное отношение к труду. В этом случае может помочь метод сотрудничества. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. «Индивидуальная» ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы.
Для разнообразия учебных будней используют разнообразные формы и жанры урока. Например: урок – игра, урок – путешествие, урок – детектив, урок – сказка, урок – силовое многоборье. В большинстве случаев такие уроки реально повышают эффективность обучения, но превратить каждый урок в фейерверк чудес и развлечений чревато потерей ответственного отношения к обучению вообще.
Наиболее результативной формой контроля знаний слабоуспевающих учащихся являются зачеты в форме деловой игры. Зачеты такого вида проводятся и по теории и по практической части, но обязательно должны быть творческие задания и задания разного уровня.
Работа со слабоуспевающими детьми представляет большие трудности, требует времени, сил, настойчивости и терпения. Но результат обычно целиком оправдывает затраченное время и силы. И если учитель сумеет правильно поставить воспитательную работу со школьниками с первых дней их пребывания в школе, то не будет ни слабоуспевающих детей, ни неудач, ни провалов в благородном деле обучения и воспитания.
Заключение
Чтобы предотвратить неуспеваемость и подготовить учащихся 9 класса к успешной сдаче ОГЭ по математике, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную работу по их устранению. Изучив научно - методическую, психолого - педагогическую, специальную литературу по теме проекта и особенности работы с детьми, испытывающими затруднения в процессе обучения математики мы на примере подборки заданий по теме «Линейные уравнения» показали, как переходя от простого к сложному, можно рассмотреть все типы линейных уравнений и алгоритмы их решений.
Наряду с этим систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.
Строить организацию учебного процесса так, чтобы жизнь учащихся в школе и в классе вызвала и развивала у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению. Каждому педагогу необходимо знать как причины, так и содержание развивающей работы. Для более эффективного процесса преодоления трудностей в учебной деятельности школьника необходима интенсивная совместная работа учителя и родителей. Какую бы педагогическую задачу учителя ни решали, в общении с ребенком, прежде всего, необходимо хорошо понять его, вникнуть в его душу, в суть его переживаний и никогда не ставить себя выше ребенка.
Литература и ресурсы
Бабанский Ю.К. Вопросы предупреждения неуспеваемости. – Ростов-на-Дону, 1972.
Коростель И., Работа со слабоуспевающими учащими / 2000, № 3. – 101.
Мурачковский Н.И. Как предупредить неуспеваемость школьников. – Минск, 1977.
Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психологическая коррекция, психологическая профилактика: учебное пособие для студентов психолого-педагогических специальностей – СПб, 2009
Фридман Л.М. Как предотвратить неуспеваемость учащихся //Завуч, 1999, №7
Потапов М.К, Шевкин А.В. Математика. 6 кл. Рабочая тетрадь - Мосвка, Просвещение, 2014
Ерина Т.М. Рабочая тетрадь по математике 5 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2010
И.В.Ященко, ОГЭ (ГИА-9) 3000 задач с ответами по математике. – М.: Издательство «Экзамен», МЦНМО, 2015Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009
Н.Я Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд, «Математика 6».
Приложение
Банк тренировочных упражнений по теме «Решение линейных уравнений»
Чтобы найти неизвестный множитель, нужно произведение разделить на известный множитель
Образец:
2х=10
х=10:2
х=5
Решите уравнение по образцу:
5х=10
10х=90
13у=78
25m=375
2х=-12
-3к=15
-12у=-36
31в=-93
-4х=1,2
6у=-0,36
-12к=-1,44
-0,2х=-1,2
1.7у=-0,34
-7,4m=-1,48
3х=1
7r =-4
13у=-10
-10v=-7
12х=4
-34у=6
-13к=-16.
12х=-123-89а=-179Корни уравнения не изменяются, если какое-нибудь слагаемое перенести из одной части уравнения в другую, изменив при этом знак на противоположный.
Образец:
х+5=10
х=10-5
х=5 Образец:
х-4=10
х=10+4
х=6
Решите уравнения:
Х+6=10.
У+14=19,
а+41=60,
2х+3=13,
3у+14=77,
5х+13=73,
Х-4,5=10,
5-у=4,
10-х=6,
х -7,8=1,2,
2х-3=16,
100-5х=17,
0,2х+3=-1,5,
-1,2у-4,7=-3,5,
4х+х=-15,
3у-5у=7,
-4х-3у=-49,
Х+4=3х,
-3у+7=2у.
5а-1,5=2а.
-0,2х+7=-1,6х,
t+5=t-7,
2у=7у,
-3к+8=-3к+9,
6,9-9n=-5n-33,1,
Образец:
3х+6=4х-1
3х-4х=-1-6
-х=-7
х=7
Решить уравнения:
2х+8=6х-2,
10у+3=2у-1,
-4+3к=8к+5.
9+4а=8а-9,
3в+9=8в+2,
6-2с=3с-10,
5-2у=8у+9,
-4х+3=4х-5,
4а+4=-6а-5.
3у+3=-2-7у.
-10х+3=-1-8х,
9-4х=-4-9х,
-8а+9=3-4а,
79с+3=23с+5,
23t-12t+2=14t-3,
12x+16x+5=x,
0,2f+2,3=0,7f-3,2,
-0,4x-14=0,3x,
-40·(-7x+5)=-1600,
(-20t-50)·2=100,
2,1·(4-6e)=-42,
-3·(2-15k)=-6,
-20·(x-13)=-220,
(30-7r)·8=352,
(2,8-0,1h)·3,7=7,4,
(3x-1,2)·7=10,5,
512x-34=12.
Образец:
2·(х-7)=3, 2х-14=3, 2х=3+14, 2х=17, х=17:2, х=8,5.
Решить уравнение.
5·(у-9)=-2.
3=4·(к+2),
5·(с+5)=-7,
7·(а-1)=3а.
7·(-3+2х)=-6х-1,
2·(7+9к)=-6к+2,
6·(5-3с)=-8с-7,
4·(2-3х)=-7х+10,
-4·(-к+7)=к+17,
-5·(0,8t-1,2)=-t+7,2,
-5·(3а+1)-11=-16,
-3,2n+4,8=-2·(1,2n+2,4),
-5·(0,8f-1,4)=-f+7,
5·(r-7)=3·(r-4)-27,
8-7·(c-2)=2·(2c-3)+3c,
4·(x-3)-16=5·(x-5),
5·(y-3)+27=4y+3·(2y-5),
-4·(3-5z)=18z-7,
1,2-2·(1,3y+1)=5,6y-27,04,
8·(2f-6)=2·(4f+3),
-3·(2,1m-1)+4,8=-6,7m+9,4,
6·(2c-3)+2·(4-3c)=5,
23h+12h- 34 =2-1 3h+214h,
1-112x+325x=113x-2715x+2,5,
2·(25z+1)+313=4-12·(45z-1).
Образец:
х5=49,
9х=5·4
9х=20
х=209,
х=229,
Решить уравнения.
у7=349,
к9 = 781,
5 х= 372,
2х3 = 815,
47 = 23с,
72х = 145,
127 = 421х,
х+13 =4,
4e-3 =7,
х-0,8х+0,2 = 12,
10,5y-3,6 = 2y+1,8 ,
4,6x+4,4 = 8,43x+5,1,
x+73 = 2x-35 ,
0,2x+3 = 0,7x-2 ,
Образец:
х+х10=-11221+110х=-11221110х=-1122х=-1122:1110х=-1122*1011х=-1022х=-511Решите уравнения:
х+х12=1-134х7+х2=187х8+х11=-1911х6+х10=1516х5+х9=-1415х6+х12+х=353х2+х6+х=-53х5+х3+х=2356-х2=х34-х7=х9