Разработка урока по химии на тема Медь, цинк и их важнейшие соединения 10 класс
Тема урока: Медь, цинк и их важнейшие соединения. 10 класс
Дата: 16 февраля 2015 г.
Урок №46
Раздел: Важнейшие d-элементы и их соединения.
Цели урока:
Образовательная. Уметь давать характеристику меди и цинка как химического элемента побочной подгруппы и простого вещества. Знать нахождение меди и цинка в природе, способы их получения, применение, физические свойства. Закрепить понятие амфотерности на примере цинка и его соединений. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства меди, цинка и их соединений (оксидов и гидроксидов) в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде.
Развивающая. Продолжать развивать критическое и творческое мышление, умение работать самостоятельно с учебником, выделять главное в тексте, навыки и умения сопоставительного анализа, делать выводы. Способствовать в развитии навыков групповой работы, презентационных навыков.
Воспитательная. Воспитание у учащихся чувство ответственности, умения работать в коллективе, отстаивать свое мнение и уважать мнение других.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Подготовка к восприятию нового материала
Проводит индивидуальный опрос.
Делит на группы.
Зачитывает стих.
Отвечают на вопросы теста, рассаживаются.
Согласно выбранной карточки распределяются по группам.
Распределяют роли в группе.
Слушают учителя, определяют тему урока, формулируют цель урока. Записывают в тетради
Изучение нового материала (групповая работа)
По каким критериям мы будем оценивать спикера и постер?
Я вам предлагаю изучить текст параграфа и по работать в группах над следующими заданиями:
Дайте характеристику меди и цинка по положению в периодической системе химических элементов и строении атома.
Расскажите о применении и о получении меди и цинка. Какие сплавы может образовывать медь и цинк.
Сравните физические и химические свойства (уравнения реакций) меди и цинка. Докажите амфотерность соединений цинка (уравнения реакций, где возможно составьте электронный баланс, где возможно ионные уравнения)
Охарактеризуйте оксиды и гидроксиды меди и цинка. Какие соли меди и цинка используются людьми. Как вы поняли что такое амфотерность, напишите уравнения реакций.
Изучите распознавание соединений меди и цинка
1) В две пробирки налейте по 2 мл раствора соли цинка и по каплям добавляйте раствор щелочи до образования студенистого осадка, рассмотрите образовавшийся гидроксид цинка.
2) В первую пробирку с осадком добавьте немного раствора кислоты до полного растворения.
3) Во вторую пробирку с осадком прилейте раствор щелочи, встряхивая пробирку до тех пор, пока осадок не растворится.
? Какие химические реакции произошли в каждом опыте? ?Запишите уравнения реакций опираясь на параграф 7.3 стр. 188
?Уравнения 1 и 2 запишите в молекулярном и ионном виде.
?Какой вывод можно сделать о характере химических свойств гидроксида цинка?
1) В пробирку налейте 2 мл раствора соли меди и по каплям добавляйте раствор щелочи до образования голубого осадка гидроксида меди, рассмотрите образовавшийся гидроксид меди.
? Запишите уравнение реакций в молекулярном и ионном виде.
Предлагаю посмотреть вам видеофрагмент и подумать, что можно добавить по изучаемой нами теме?
Какой завод занимается выплавкой цинка и меди?
Проводит физминутку.
Опережающее задание. Один учащийся знакомит с историей открытия меди и цинка, задает вопросы классу.
Лидеры выбирают задание для своей команды.
Работают над заданием изучают параграф, оформляют постер.
Спикер ходит в группы и объясняет материал. Оценщики оценивают спикера и оформление постера.
Оценщики оценивают работы, комментируют свои оценки.
Смотрят видеофрагмент
Выполняют физминутку.
Закрепление знаний, умений, навыков
Мы немного отдохнули, а теперь закрепим наш материал. Я предлагаю выполнить Вам следующее задание. Составить диаграмму и определить что общего между медью и цинком, а в чем отличие.(Венн-диаграмма)
Входит в состав латуни
Входит в состав бронзы.
Элемент побочной подгруппы
Блестящий металл светло-розового цвета
Металл синевато-белого цвета
Металл малой активности
Металл средней активности
Реагирует с простыми веществами (хлором, кислородом, серой)
Не реагирует ни с водой, ни с растворами обычных кислот
При нагревании реагирует с водой
Обладает амфотерностью
Качественной реакцией на щелочи является добавление щелочи
Задание на дом.
Рефлексия. Предлагает написать сообщение по итогам урока.
Что Вам понравилось? Что не понравилось на уроке? Что нового Вы узнали?
Вы очень хорошо поработали! Спасибо за урок!
Выполняют задание, составляют диаграмму.
Комментируют задание
Записывают домашнее задание
Пишут сообщение.
15