Контрольная работа по теме Эволюция живого мира на Земле

Контрольная работа по теме «Эволюция живого мира на Земле»
Вариант 1.
 Часть 1.
1. Две синицы, обитающие в одном парке, могут быть отнесены к разным видам, потому что они

  
 1) 
отличаются размерами тела

  
 2) 
имеют отличия в окраске перьев

  
 3) 
живут в разных участках парка

  
 4) 
не дают плодовитого потомства



2.Маскировочная окраска и форма тела у насекомых возникли в результате

  
 1) 
изменений климата

  
 2) 
естественного отбора

  
 3) 
изменений рельефа

  
 4) 
ненаследственных изменений



3.Образование новых видов в природе происходит в результате

  
 1) 
сезонных изменений

  
 2) 
возрастных изменений организмов

  
 3) 
природоохранной деятельности человека

  
 4) 
взаимодействия движущих сил (факторов) эволюции



4.Какой орган в ходе эволюции растений был приобретён организмами позднее всего?

  
 1) 
цветок

  
2) 
корень

  
 3) 
лист

  
 4) 
стебель



5.Теория эволюции Ч. Дарвина объясняет причины возникновения

  
 1) 
планеты Земля

  
 2) 
зародышей хордовых

  
 3) 
жизни на Земле

  
 4) 
видов и их приспособленности




Часть 2.
6. Вставьте в текст «Колебания численности особей» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
КОЛЕБАНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ ОСОБЕЙ
Численность особей в популяциях непостоянна. Её периодические колебания называются __________ (А). Их значение для эволюции состоит в том, что при росте численности популяции число мутантных особей увеличивается во столько же раз, во сколько возросло число особей. Если численность особей в популяции сокращается, то её __________ (Б) становится менее разнообразным. В этом случае в результате __________ (В) из него могут исчезнуть особи с определёнными __________ (Г).

  
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 
популяционная волна

2) 
борьба за существование

3) 
изменчивость

4) 
генофонд

5) 
естественный отбор

6) 
генотип

7) 
фенотип

8) 
наследственность





А
Б
В
Г







7.Вставьте в текст «Систематическая категория» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
__________ (А) – обособленная группа особей одного вида, занимающих определённую территорию внутри его ареала и свободно скрещивающихся друг с другом. Общее число особей вида на данной территории представляет __________ (Б), а число новых особей вида, появившихся на данной территории за единицу времени в результате размножения – __________ (В). Число погибших особей вида на данной территории за единицу времени – это __________ (Г).

  
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 
подвид

2) 
популяция

3) 
численность популяции

4) 
миграция популяции

5) 
рождаемость популяции

6) 
смертность популяции

7) 
род

8) 
половая структура популяции



А
Б
В
Г






Прочитайте текст и выполните задание 8.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ И ИХ ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Биологи Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Кроме того, учёный считал, что приобретённые организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления различий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки, некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнёра. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определённых условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками «отсеиваются». В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды. Свои предположения учёный подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определёнными, нужными селекционеру признаками и получает разнообразные породы и сорта.
Все приспособления у организмов вырабатываются в конкретных условиях их среды обитания. Если условия среды меняются, приспособления могут утратить своё положительное значение; иными словами, они обладают относительной целесообразностью.
Существует множество доказательств относительной целесообразности приспособлений: так, защита организма от одних врагов оказывается неэффективной, полезный в одних условиях орган становится бесполезным  в других. Приведём ещё один пример: мухоловка благодаря родительскому инстинкту выкармливает кукушонка, вылупившегося из яйца, подброшенного в гнездо кукушкой. Она тратит свои силы на «чужака», а не на своих птенцов, что способствует выживанию кукушек в природе.
 Используя содержание текста «Возникновение приспособлений у животных и их относительный характер», ответьте на вопросы и выполните задание.
8.1.  Что, по Ламарку, является причиной появления длинной шеи у жирафа?
8.2.  Результаты какой человеческой деятельности подтвердили правильность взглядов Ч. Дарвина на действие естественного отбора?
8.3. В каком случае целесообразность белой окраски шерсти зайца-беляка будет относительной? Приведите пример.



Контрольная работа по теме «Эволюция живого мира на Земле»
Вариант 2.
Часть 1.
1. Сохранение в природе животных и растений с признаками, полезными для их приспособления к среде обитания, происходит в п
·роцессе

  
 1) 
роста

  
 2) 
обмена веществ

  
 3) 
изоляции

  
 4) 
естественного отбора



2.Эволюционное учение Ч. Дарвина объясняет причины

  
 1) 
происхождения органического мира

  
 2) 
возникновения Земли

  
 3) 
возникновения речи у человека

  
 4) 
возникновения разнообразия и приспособленности живых существ



3.Естественный отбор происходит в результате

  
 1) 
наследственности

  
 2) 
изменчивости

  
 3) 
изоляции

  
 4) 
борьбы за существование



4.Образование новых видов в природе происходит в результате

  
 1) 
регулярных сезонных изменений в природе

  
 2) 
возрастных физиологических изменений особей

  
 3) 
взаимодействия движущих сил эволюции

  
 4) 
природоохранной деятельности человека



5.У каких групп растений в процессе их эволюции впервые появился побег? 1) водорослей





  
 2) 
моховидных

  
 3) 
хвощевидных

  
 4) 
голосеменных



Часть2.
6.Вставьте в текст «Эволюционное учение» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ
Основоположником современного учения об эволюционном развитии органического мира был __________ (А). К основным положениям его учения относятся следующие: важнейшим фактором эволюции является __________ (Б) изменчивость; внутри одного вида, а также между разными видами происходит __________ (В); в природе действует __________ (Г), приводящий к разнообразию организмов на Земле.


  
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 
ненаследственная (модификационная)

2) 
естественный отбор

3) 
Ч. Дарвин

4) 
Ж.Б. Ламарк

5) 
борьба за существование

6) 
наследственная (мутационная)

7) 
искуственный отбор

8) 
Взаимопомощь

А
Б
В
Г










7. Вставьте в текст «Критерии вида» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.


КРИТЕРИИ ВИДА
Самым удобным и простым признаком, указывающим на принадлежность организмов к одному виду, является сходство их внешнего строения, то есть __________ (А) вида. Сходство процессов жизнедеятельности организмов, принадлежащих к одному виду – это __________ (Б) вида. Ареал, в пределах которого встречаются организмы, принадлежащие к одному виду, – это __________ (В). Для организмов одного вида характерны сходные потребности в условиях среды – это __________ (Г).


  
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) 
экологический критерий

2) 
генетический критерий

3) 
физиологический критерий

4) 
географический критерий

5) 
биохимический критерий

6) 
морфологический критерий

7) 
этологический критерий

8) 
исторический критерий



А
Б
В
Г






Прочитайте текст и выполните задание 8.
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
Под названием борьбы за существование Ч. Дарвин ввёл в биологию сборное понятие, объединяющее различные формы взаимодействия организма со средой, которые ведут к естественному отбору организмов. Основная причина борьбы за существование – это недостаточная приспособленность отдельных особей к использованию ресурсов среды, например пищи, воды и света. Учёный выделял три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с физическими условиями среды.
Внутривидовая борьба за существование – борьба между особями одного вида. Эта борьба наиболее ожесточённая и особенно упорная. Она сопровождается угнетением и вытеснением менее приспособленных особей данного вида. Например, так происходит конкуренция между соснами в сосновом лесу за свет или самцами в борьбе за самку. В процессе борьбы организмы одного вида постоянно конкурируют за жизненное пространство, пищу, убежища, место для размножения. Внутривидовая борьба за существование усиливается с увеличением численности популяции и усилением специализации вида.
Каждый вид растений, животных, грибов, бактерий в экосистеме вступает в определённые отношения с другими членами биоценоза. Межвидовая борьба за существование – борьба между особями различных видов. Её можно наблюдать во взаимоотношениях между хищниками и их жертвами, паразитами и хозяевами. Особенно упорная борьба за существование существует между организмами, которые принадлежат к близким видам: серая крыса вытесняет чёрную, дрозд деряба вызывает уменьшение численности певчего дрозда, а таракан пруссак (рыжий таракан) – чёрного таракана.
Отношения между видами сложные, так как все виды в природных сообществах взаимосвязаны. Взаимосвязь может быть антагонистической и симбиотической. Так, растения не могут существовать без сожительства  с некоторыми видами грибов, бактерий и животных.
Борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды проявляется в различных отрицательных воздействиях неживой природы на организмы. Так, на произрастающие в пустынях растения влияет недостаток влаги, питательных веществ в почве и высокая температура воздуха.
Для эволюции значение различных форм борьбы за существование неравноценно. Межвидовая борьба за существование ведёт к совершенствованию одних видов по сравнению с другими. В результате такой борьбы победившие виды сохраняются, а проигравшие вымирают. Внутривидовая борьба за существование вызывает увеличение разнообразия у особей внутривидовых признаков, снижает напряжённость конкуренции за одинаковые ресурсы среды.
Используя содержание текста «Борьба за существование», ответьте на вопросы.
8.1.  В чём особенность внутривидовой борьбы за существование?
8.2.  Что является результатом межвидовой борьбы за существование?
8.3. Каково эволюционное значение борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды?



 

Начало формы
15