Тема урока: Возникновение христианства.(сл.1) Цель: Способствовать формированию представлений об истории возникновения и развития христианства, через развитие ключевых компетенций. Задачи: Знать предпосылки возникновения христианства суть данного рели


Урок религиоведения в 9а классе
Тема урока: Возникновение христианства.(сл.1)
Цель: Способствовать формированию представлений об истории возникновения и развития христианства, через развитие ключевых компетенций.
Задачи:
Знать предпосылки возникновения христианства; суть данного религиозного мировоззрения; способствовать воспитанию коммуникативных навыков, через формирование новых микрогрупп класса.
Уметь: Анализировать информацию, обобщать изученое, определять причинно-следственные связи.
Воспитывать чувство толерантности, определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Идея урока: Особенности христианского мировоззрения.

Предполагаемый результат: Понимать особенности христианского мировоззрения, историческую обусловленность появления религии.
Оборудование: учебник « Основы религиоведения», исторический документ: «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди; «Христианские заповеди»; карточки с указанием христианских заповедей и правил поведения в обществе; карточки с новыми понятиями; электронная презентация; книжная выставка по данной теме, кроссворд.
Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический.
Основные этапы урока:
1.Фронтальный опрос
2. Подготовка к восприятию нового материала;
3.Изучение нового материала /рассказ учителя; беседа; работа с историческим источником: «Поучение Иисуса в Нагорной проповеди»; игровой момент «Найди заповедь»; «Ситуации из современной жизни»/ беседа/; работа с учебником/;синквейн.
4.Закрепление изученного материала и первичный контроль усвоения /«Словесная эстафета»/;
5.Домашнее задание.
Ход урока:
Фронтальный опрос( кубик Блума).
1.Где и когда возникла религия буддизм? (в 6 в до н.э. в Индии)
2.Кто был основателем буддизма?( Сиддхартха Гаутама)
3.Что означает имя Будда?( просветленный)
4.Что признавал буддизм? ( сансару- перерождение душ; карму- воздаяние; дхарму- праведный путь)
5.Что отвергал буддизм?(деление общества на варны и касты)
6. Какая религия была в Индии до этого? (Брахманизм)
7. Важнейший принцип буддизма? (Степень личного самосовершенства)
8.Перечислите главные положения учения Будды? (4 благородные истины:
Жизнь- это страдание
Причина страдания- желание и жажда жизни
Избавление от страданий
Есть путь , который ведет к избавлению от страданий)
9.Как его называют по другому? ( «восмеричный»- включает восемь ступений)
10.Священная книга буддизма? ( типитака- три корзины)
11.Перечислите основные течения буддизма?( хинаяна и махаяна)
12.Какой путь освобождения считает хинаяна?( аскетизм и жизнь в общине сангхе)
13.А что допускает махаяна? (свободу поведения, светскую жизнь, меньшую строгость в запрете)
14.Какой вариант буддизма в Тибете?( ламаизм)
15.Важная роль ламаизма? (медитация)
16.Что такое нирвана?( состояние, свободное от страданий)
17. Где больше всего буддийских храмов?( вдоль ВШП)
18.Где были раскопаны два крупных буддийских храма? (Ак- Бешим в Чуйской долине )
Итак мы свами закончили проверку д/з , а теперь переходим к изучению новой темы:
«... Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» /из Евангелия от Матфея/(сл.2)
Изучение новой темы
План (сл.3)
1. Исторические причины зарождения христианства.
2. Иисус Христос.
3. Распространение христианства.
Актуализация знаний
Прежде чем перейти к новой теме давайте вспомним некоторые моменты истории, которые мы уже изучили. Зарождение христианства приходится на времена, когда Римской империи принадлежала власть над всем Средиземноморье. Рим уничтожил политическую самостоятельность множества народов и государств, установив жесткий гнет над захваченными землями. Основой общественного устройства Римской империи было рабовладение Рабы, недовольные своим жалким положением, были одной из угроз государству. В религиозном отношении эта эпоха отличалась крайней неоднородностью. Культ римских богов соседствовал с разнообразными верованиями земель, которые входили в состав империи. Разочарование в старых богах сопровождалось деградацией демократических учреждений, духовным кризисом общества. Жизнь требовала прихода новых идей.
Сегодня мы поговорим о возникновении христианства, которое продолжая традицию Ветхого Завета предлагает миру поклоняться единому Богу.
Новая религия возникла на краю Римской империи, в Палестине более 2 тыс. лет назад. Основателем новой религии был проповедник по имени Иисус(сл4) из Палестины/ работа с учебной картой/. (сл.5) Палестина, как и другие государства, находились под властью Римской империи.
Древние пророчества говорят , что бог Яхве/ еврейский бог/ пошлет на землю вождя – избавителя – Мессию, который освободит еврейский народ; и родится Мессия в городе Вифлееме.(сл.6) И вот, в период правления в Риме Августа, деве Марии из города Назарета, явился ангел и возвестил о том, что у нее родится сын от бога, которому суждено стать Спасителем. Случилось так, что во время рождения сына, римские власти объявили перепись населения – каждый обязан записаться по месту проживания своего рода.(сл.7)
Муж Марии – плотник Иосиф, был потомком царя Давида, и род его происходил из рода Вифлеема. Тогда Иосиф и Мария отправились из Назарета в Вифлеем. Для них не нашлось места в гостинице и, Мария и Иосиф устроились на ночлег в пещере, которая была хлевом для скота. Там и родился у Марии сын от Бога, нареченный Иисусом и признанный Мессией / по-гречески – Христос/.(сл.8)
В час его рождения на небе загорелась звезда; и, ведомые этой звездой, к тому месту, где находился младенец Иисус, пришли волхвы – мудрецы-звездочеты. Они поклонились ему и принесли в дар золото, ладан и благовонную смолу – смирну /иллюстрация/.(сл.9)
…Светало. Рассвет, как пылинки золы,Последние звезды сметал с небосвода.И только волхвов из несметного сбродаВпустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,Как месяца луч в углубленье дупла,Ему заменяли овчинную шубу.Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,Шептались, едва подбирая слова.Вдруг кто-то в потемках, немного налевоОт яслей рукой отодвинул волхва,И тот оглянулся: с порога на Деву,Как гостья, смотрела звезда Рождества.Б.ПастернакКогда Иисус вырос, он овладел ремеслом плотника, но не имел ни дома, ни имущества.
Иисус ходил по Палестине и проповедовал свое учение, творил чудеса – превращал воду в вино, ходил по воде, оживлял умерших и исцелял больных .Многих увлек своими речами Иисус. Он говорил, что близится конец света, в котором много зла и несправедливости. Иисус пришел в мир, чтобы дать людям новые законы, научить их любви и прощению. Вскоре наступит Страшный суд - суд над всеми людьми. В этот день померкнет солнце, луна не даст света, звезды упадут с неба. Произойдет великое землетрясение, польются огненные реки. Бог воссядет на престоле, чтобы судить всех людей: страдающие и угнетенные, все кто веровал в Иисуса, будут вознаграждены.
Для них наступит Царство Божие на земле. Все злодеи и убийцы, все, кто не раскаялся в дурных поступках, кто поклонялся другим богам будут наказаны. Учение Иисуса не призывало к ненависти. Было обращено ко всем людям.
И однажды у подножия горы собралось множество народа /иллюстрация/.(сл.10)
Для чего пришли эти люди? О чем говорил Иисус? Об этом мы узнаем из «Поучения Иисуса в Нагорной проповеди».
Учащимся дается задание: комментированное чтение по «цепочке».
«Поучения Иисуса в Нагорной проповеди»(сл.11)
Иисус говорил: « Блаженны /счастливы/ плачущие/ страдающие/, ибо они утешатся».
Плачущие, т. е. люди, сожалеющие о своих поступках, недостатках. Бог их простит, даст на земле утешение, а на земле вечную радость, блаженство.
«Просящему у тебя дай, и от хотящего занять не отвращайся».
Помогай ближнему советом, примером и достатком. Сделав доброе дело, не хвались и не жди похвал.
«Не противься злу».
На зло не отвечай злом, на грубость – грубостью, на жестокость – жестокостью.
На зло отвечай добром.
«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас… Любите всех людей – все люди – дети одного отца – Бога, поэтому одинаково надо любить всех людей».
«Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец небесный».
Если вы простите людям поступки, недостатки, то и вам простят.
«Не судите, да не судимы будете».
Не осуждайте других, и вас никто не осудит. Каким судом вы судите, таким и вас будут судить.
«Просите, и дано вам будет; ищите и найдете; стучите, и вам отворят».
Иисус сказал, кто просит, тот получает; кто ищет, тот находит. Если такой человек, у которого бы вы попросили бы хлеба, а он бы вам подал камень? А вместо рыбы – змею?
Всякое доброе дело мы должны делать не из-за награды, а из-за любви к ближнему, любви к Богу, – так говорил Иисус.«И так во всем поступайте, как хотели бы, чтобы с вами поступали».
Тебе неприятно, когда тебя обижают – не обижай ни словом, ни делом. Ты желаешь себе счастья и здоровья, желай это и другим.
Так говорил Иисус в Нагорной проповеди .То, что мы сейчас прочитали называется «Заповеди блаженства». Как вы понимаете слово «блаженство»? ( радость, счастье). К кому обращены слова проповеди? (ко всем людям). Можно ли считать, что эти слова несли утешение людям? (да).
Многие свои поучения Христос излагал в виде притч. Притча – короткий поучительный рассказ в иносказательной форме. Прежде чем познакомится с примером притчи, давайте подумаем почему Спаситель большинство своих учений излагал в виде притч? (что притчи были более понятны обычным людям. Через них они учились на простых примерах).А сейчас давайте посмотрим притчу «О добром самарянине».
??? Кто из этих троих, был ближний попавшемуся разбойникам?
Тот кто помог ему. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Чему учит эта притча? (быть милосердными, помогать ближнему). Это были законы Божественной любви и счастья, однако есть законы строгой правды
Какие это законы?
не убий.Не только не «убий», но если человек сердится на другого человека, то он уже виновен.Иди и помирись, а в душе уничтожь злобу.
не лги;
не кради;
почитай отца и мать;
не завидуй.
Итак, основные заповеди, которые вы должны знать и запомнить это: (сл.12)
Не убий.Не лги. Не укради.Почитай отца и мать.Не завидуй.Не суди, да не судим будешь.Возлюби ближнего своего, как самого себя. Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой так поступали.
Учащимся предлагается игровой момент: «Найди заповедь». (сл.13)
Учащиеся получают карточки с указанием основных заповедей и правил поведения в обществе. Необходимо найти заповедь и объяснить.
Не убий.Не груби.Будь щедрым.Не лги.Будь вежливым.Не укради.Почитай отца и мать.Не завидуй.Не загрязняй окружающую среду.Не суди, да не судим будешь.Возлюби ближнего своего, как самого себяНе давай списывать.Будь умным.Поступай так, как хочешь, чтобы с тобой так поступали.
Учащиеся должны найти и объяснить: какой завет был нарушен.
1. Ваш одноклассник серьезно заболел, пролежал дома около месяца и никто к нему не пришел, не навестил. Каждый надеялся, что сделает это кто-то другой.
/Поступай так, как хотел бы, чтобы с тобой поступали. Не бросай своих друзей в беде, приходи к ним на помощь./
2. Твой друг получил приз на конкурсе. Ты знаешь, что надо подойти к нему и поздравить.
Но ты не в силах себя заставить это сделать, так как рассчитывал получить сам награду и не можешь пережить успех друга.
/Не завидуй/.
3. Мама обратилась к тебе с просьбой ей помочь – она пришла с работы и устала, но ты отказалась, объяснив тем, что к тебе пришел друг.
/Почитай отца и мать/.
Таким образом, заповеди Христа помогают нам стать чище, добрее, внимательнее к друг другу, к своим родителям. Христос учил людей любви к ближнему, состраданию и пониманию.
У Иисуса были не только ученики, но и враги.
Жрецы храма Бога Яхве в Иерусалиме были возмущены тем, что новое учение завоевывало все больше сторонников. Да еще и какой-то плотник объявил себя сыном Божьим. Римляне считали, что Иисус выступает против власти императора.(сл.14)
Враги решили погубить Иисуса. Не смея его схватить прилюдно, они подкупили за 30 серебряных монет одного из его учеников – Иуду. Ночью он привел стражу в окрестности Иерусалима, где находился Иисус со своими учениками. Иуда подошел к Иисусу и будто из любви поцеловал его /иллюстрация/. По этому условному знаку стража опознала Иисуса. Его схватили, осудили на казнь. Иисуса казнили, распяв на кресте на горе (сл.15)Голгофа. Наиболее позорной мучительной смертью на кресте римляне казнили только рабов. Свободных людей казнили через отсечение головы.
Ученики Иисуса положили мертвое тело в гробницу, но на третий день она оказалась пуста. Иисус воскрес / возвратился к жизни/.
Воскресший Иисус явился к ученикам и послал их разнести его учение по всем странам и народам. Учеников посланников называли апостолами. Он собрал вокруг себя 12 учеников – апостолов / по-гречески «посланцев»/.(сл.16)
Почитатели Иисуса называли его Христос, т.е. избранный Богом, а себя – христианами. Во время гонений христиан подвергали страшным пыткам и казням (бичеванию, побиванию камнями, обезглавливанию, колесованию) но они не отрекались от своей веры. За это многие из пострадавших были причислены к лику святых мучеников.
Но удивительная стойкость была этих людей – самые страшные пытки не могли заставить этих людей отречься от своей веры. Такое мужество вызывало уважение, и вопреки гонениям число христиан росло.
У христиан была своя священная книга-это Библия.(сл17)Она делится на Ветхий Завет- древнееврейские тексы и Новый завет- книги , которые содержат жизнеописание Христа и суть христианского вероучения.
В начале урока мы называли ключевые слова, вам сейчас нужно составить из них синквейн.(сл18)
Вывод: Христианство – мировая религия, возникшая в I веке н.э. Начало христианства и название связаны с именем и деятельностью религиозного учителя и проповедника Иисуса из Назарета. Имя Христос он получил как посланник Бога на земле
Это религия спасения от страданий, зла и несправедливости. Христианство не требует жертвоприношений; оно побуждает быть милосерднее и терпимее к людям.
Закрепление изученного материала проводится в форме «словесной эстафеты»: ученики по очереди формулируют одно предложение по теме урока.
Домашнее задание: параграф10 стр 97-112.(сл19)
Заполнение кроссворда.
Я хотела заканчивая наш урок прочитать вам притчу « Три религии».(сл20)
Три религии (притча)
Встречаются как-то христианин, мусульманин и кришнаит.Христианин начинает упрекать кришнаита:-Ты почему чужую религию принял?! Кто такой этот твой Кришна? Индийский Бог! Только через Христа! Только один путь истинен!.. И вообще, Кришне поклоняются только демоны! Он черный, как черт, и вы все слуги дьявола!— А сами-то! — возмутился кришнаит. — Все Христос да Христос, а кто сотни людей на кострах сжег, а?!Короче, подрались.Разнял их мусульманин, и говорит христианину:— А ведь прав неверный! Зачем крестовые походы, а? Зачем нас, мирных мусульман резать, а?— А сами-то! — возмутился христианин. — Как были дикарями, так и остались, до сих пор людей взрываете?! А все во имя Аллаха!..Короче, подрались.Разнял их кришнаит и говорит мусульманину.— Бог один, и Аллах — сияние Кришны!Не на шутку возмутился мусульманин.— Да ваш Кришна — пастух! Аллах — всевышний! А ваш Кришна только коров пасти может, да чужих жен воровать!..Короче, подрались…Потом разошлись они по домам, довольные, что веру свою отстояли, да Бога своего любимого защитили.Пришли домой, перед женами похвастались, ужин съели, да спать легли.И приходит во сне к христианину Иисус Христос. Только чего-то побитый весь.Упал христианин на колени и молится:— Господи, что это с Тобой?! Кто это Тебя так?!— Как кто? Ты забыл, что Я говорил в Евангелие? «Когда двое говорят обо мне, Я меж них!» Вот я меж вами и был…А в это время к мусульманину во сне явился Пророк и давай того нагайкой, приговаривая:— Для кого Коран писан?! «Собирайтесь во славу Мою, и Я буду меж вами!»…А к кришнаиту пришел Кришна. Волосы растрепаны, павлинье перо выпало, дхоти помято…— Что это с Тобой опять приключилось? — удивился кришнаит.— Чего, чего! — обиженно сказал Кришна. — Ты забыл что ли? «Я не в храмах, я не в книгах, Я лишь там, где Мои преданные говорят обо Мне!» Вот я вчера и оказался между вами…
Зачем же мы бьемся и спорим друг с другом? Каждая религия своим собственным путем ведет к одному и тому же Богу. Каждая религия права. Все их надо уважать. Каждый волен выбрать наиболее подходящую для него религию и с любовью к Господу и ко всему живому в сердце успешно идти своим путем.
Всем спасибо за урок.