Классный час Поговорим о дружбе
Классный час "Поговорим о дружбе"
Цели:
выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг;
способствовать успешному протеканию процессов самопознания и самосозидания личностей учащихся;
содействовать формированию дружного коллектива.
Ход классного часа:
Звучит песня о дружбе «Когда мои друзья со мной» (слова М. Танича, музыка В. Шаинского из кинофильма «По секрету всему свету»)
Учитель: Вы догадались, о теме нашего классного часа сегодня? Докажите свои предположения.
Учитель: А кто такой друг? (Дети высказывают свои версии и рассуждения.)
/1 слайд презентации/
Учитель: О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ говорил так: «Никакое общение между людьми невозможно без дружбы». Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок.
Послушайте мысли вслух Л. Измайлова в стихотворении «Монолог о дружбе»:
Что такое дружба? Каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно?Слово «дружба» что обозначает?Может быть, поход вдвоём в кино,Может быть, хороший пас в футболе,Может быть, подсказку у доски,Может быть, защиту в драке школьнойИли просто средство от тоски?Ну, а может быть, молчанье в классе,Если друг плохое совершит?Скажем, Коля стены разукрасил,Михаил всё видел, но молчит.Разве это дружба, если кто-тоДроби дома не хотел решать:Заниматься не было охоты,А дружок даёт ему списать…Ну, а может, дружба - это еслиДруг приятно говорит всегда,Речь свою пересыпая лестью,И не скажет резкость никогда?
Учитель: Согласны ли вы с такой трактовкой дружбы?
Что такое дружба, каждый знает?Может быть, и спрашивать смешно?Ну а всё же, что обозначаетЭто слово? Значит что оно?Дружба — это если друг твой боленИ не может в школу приходить, —Навещать его по доброй воле,Школьные уроки приносить,Терпеливо объяснять заданья,На себя взять часть его забот.Отдавать ему своё вниманьеДни, недели, месяц или год...Если друг твой что-то, к сожаленью.Плохо сделал или же сказал,Надо честно, прямо, без сомненьяПравду высказать ему в глаза.Может быть, понять он всё не сможет,Может быть, обидится он вдруг.Всё равно сказать ты правду должен,Ведь на то и нужен лучший друг.Дружба в радости и дружба в горе.Друг последнее всегда отдаст.Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,Тот, кто не обманет, не предаст.Дружба никогда границ не знает,Нет преград для дружбы никаких.Дружба на земле объединяетВсех детей — и белых, и цветных.Дружба - это если пишут детиПисьма детям из другой страны.Дружба — это мир на всей планетеБез сирот, без ужасов войны.
Учитель: Что такое дружба, по мнению автора?
Учитель: С какими его мыслями следует согласиться?
Учитель: А с чем вы не согласны?
Учитель: Что вы можете рассказать о своих друзьях?
Учитель: Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. /2 слайд презентации/
Учитель: Мне хочется уточнить значение понятия «дружба». Как вы понимаете его значение?
Учитель: /3 слайд презентации/ Давайте за более точным определением обратимся к толковому словарю Ожегова. В нём можно найти:
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Учитель: В литературных произведениях мы тоже часто встречаемся с этим понятием:
Дружба – главное чудо всегда,Сто открытий для всех настоящее,И любая беда – не беда,Если рядом друзья настоящие.
Учитель: А есть ли у вас друг?
Учитель: А какими качествами обладают ваши друзья? Какие они – ваши друзья?
(Добрые, веселые, умные и т. д.)
Учитель: Слова доброта, внимание, отзывчивость, верность, помощь позволяют охарактеризовать понятия «дружба» и «друг».Учитель: А сейчас послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,Сколько делал мне добра:Карандаш мне дал однажды,(Я в тот день забыл пенал),В стенгазете, чуть не в каждой,Обо мне упоминал.Я упал и весь промок -Он мне высохнуть помог.Он для милого дружкаНе жалел и пирожка:Откусить мне дал когда-то,А теперь представил счёт.Не влечёт меня, ребята,Больше к другу не влечёт.
Учитель: А может дружба распасться? А по каким причинам?
Учитель: Друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Учитель: А для чего нужны друзья?
Если есть друзья на свете –Всё прекрасно, всё цветёт.Даже самый сильный ветер,Даже буря не согнет.Мы и в дождь, и в снег и в стужуБудем весело шагать.При любой погоде дружим –Дружбы этой не порвать.И любой из нас ответит,Скажут все, кто юн и смел:Мы с тобой живём на светеДля хороших славных дел.
Учитель: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в парах и создайте правила дружбы.
Учитель: Что же у нас получилось?
(Правила проговаривают: не ссориться, уступать, помогать, быть вежливым, внимательным и т. д.) /4 слайд презентации/Уступать
Не бояться просить прощения, если обидел друга
Не грубить
Не злиться
Не жадничать
Помогать другу
Быть честным
Учитель: Дружбу надо ценить. Ведь не зря говорят: «Нет друга - ищи, а нашел - береги».
После ваших открытий у меня настроение стало таким приподнятым, что захотелось вместе с вами спеть. А вам?
Исполнение песни «Вместе весело шагать» (Слова М. Матусовского, музыка В. Шаинского, из кинофильма «И снова Анискин») /5 слайд презентации/
Припев:Вместе весело шагать по просторам,По просторам, по просторам!И, конечно, припевать лучше хором,Лучше хором, лучше хором.
Спой-ка с нами, перепелка, перепелочка!Раз иголка, два иголка — будет елочка!Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
В небесах зари полоска заполощется.Раз березка, два березка — будет рощица!Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
Нам счастливую тропинку выбрать надобно.Раз дождинка, два дождинка — будет радуга!Раз дощечка, два дощечка — будет лесенка!Раз словечко, два словечко — будет песенка!
Припев.
Учитель: Здорово. А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов? /6 слайд презентации/
Учитель: Как вы думаете, только ли с людьми можно дружить и общаться? /7 слайд презентации/ Животные - наши друзья.
Учитель: У кого дома есть четвероногий друг?
Учитель: Докажите примерами, что вы действительно дружите и вас можно считать настоящими друзьями.
Учитель: Молодцы! Правильно сказал мудрый человек, что «Дружба — это созвучие душ в соединённости судеб».
Учитель: Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о дружбе. Мне очень хочется, чтобы сейчас прозвучали некоторые из них. (Дети вспоминают пословицы.)
А давайте теперь проверим, как хорошо вы знаете поговорки и пословицы /8 слайд презентации/
/9 слайд презентации/
Человек без друзей, что дерево без корней.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
Дружба как стекло: разобьешь - не сложишь.
Друзья познаются в беде.
Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Не тот друг, кто на пиру гуляет, а тот, кто в беде помогает.
Друг спорит, а враг поддакивает.
Учитель: Во многих наших песнях поётся о дружбе … Давайте вспомним и споём. /10 слайд презентации/
С голубого ручейка начинается река, Ну а дружба начинается с улыбки.
Тем, кто дружен, не страшны тревоги! Нам любые дороги дороги!
Если добрый ты, то всегда легко
А когда наоборот – трудно.
Если с другом вышел в путь - веселей дорога.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит настоящий друг.
Учитель: Подошло время для подведения итогов нашего классного часа. /11 слайд презентации/
Учитель: «Ребята, давайте жить дружно!» Кто из мультипликационных героев может так сказать? (Кот Леопольд).
Учитель: Посмотрите, какие русские народные пословицы и поговорки он приготовил для мышат: (читаем все вместе)
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Лучше честный враг, чем коварный друг.
Не бойся врага умного, бойся друга глупого.
Учитель: А нам это может пригодиться в жизни?
/12 слайд презентации/ Теперь вы знаете о дружбе всё!
Учитель: Что может нам посоветовать Крошка Енот?
Друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.
Учитель: Это подтвердят и все герои мультфильмов.
Учитель: Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти в нашей классе, если все вокруг подружатся?
Чтобы солнышко светилоЧтоб на всех его хватило,Чтоб цвели в лугах цветы,Чтоб дружили я и ты.За руки возьмемся, встанем в круг.Каждый человек человеку - друг!За руки возьмемся, пусть пойдетПо земле огромный хоровод!
Учитель: Пожелание - Удачи всем в поисках настоящего друга!